АИ: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной

Mar 03, 2014 05:58

Киев, 31 мая 1997 г.
Договор вступил в силу 1 апреля 1999 года.
Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 года.
ФЗ ОТ 02.03.1999 N 42-ФЗ
Принят за основу и продлён на 25 лет 21 апреля 2010 г.

Статья 7
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости осуществляют согласованные или совместные меры с целью преодоления такой ситуации.

Статья 11
Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.

Статья 12
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.
Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.

Статья 41
Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН.

почитайте, что о Договоре писал В. Илюхин перед тем, как его должна была ратифицировать Госдума. И не только его экспертное заключение. Очень полезно

При ратификации такого масштабного договора между Россией и Украиной как договор от 31 мая 1997 г. (сроком действия 10 лет), необходимо рассмотреть ряд принципиальных позиций, без анализа которых невозможна не только ратификация указанного договора, но и невозможна выработка стратегической линии российско-украинских взаимоотношений в долгосрочной перспективе.

К сожалению, приходится констатировать, что договор между Россией и Украиной от 31 мая 1997 года не дает оснований говорить о том, что российско-украинские отношения будут строиться на паритетных основах, поскольку в нем заложен ряд неоправданных для национальных интересов России односторонних уступок Украине.

1. Обязательство соблюдать нерушимость существующих между Россией и Украиной границ (с.2.3) не может быть соблюдено из-за несоответствия этих границ границам исторического расселения русского народа. Нерушимость границ не может быть признана и из-за отсутствия российско-украинского соглашений о демаркации границы. После прекращения существования СССР, РФ как государство - правопреемник Российского государства, РСФСР, СССР, а в рамках континуитета и ООН, имеет полное право на восстановление в тех границах, которые пересматривались с 1918 года с нарушением правовых норм, что «привело русских как государствообразующий народ в то положение, что на той же Украине он был лишен и лишается ныне своего права на равноправие и самоопределение. Заключение такого масштабного договора с Украиной как договор от 31 мая 1997 г. требует серьезного учета не только исторического, но и правового обстоятельства, что свою государственность Украина получила от России и обрела в составе России.


Украина добровольно вошла в состав России. Земской Собор и царь Алексей Михайлович в своих грамотах от 1 и 2 октября 1653 года заявили о своем согласии «принять под государскую высокую руку» Запорожское войско Б.Хмельницкого. Власть гетмана Украины ограничилась только в его взаимоотношениях с Польшей и Турцией, в его внутренне дела Россия не вмешивалась. Россия также взялась оказать Б.Хмельницкому помощь в освобождении украинских земель от польско-литовской оккупации. Свои обязательства в этом отношении Россия выполнила, несмотря на частые измены украинских гетманов (И.Выговский, Ю.Хмельницкий, П.Дорошенко).

В дальнейшем территория Украины разрасталась за счет войн, которые вели Российское государство, РСФСР и СССР, причем все территориальные изменения в результате этих войн фиксировались в международных договорах между Россией и другими государствами, где Украина как субъект международного права не фигурировала.

С 1918 года территория Украины искусственно приращивалась за счет исконных земель России. Значительная часть Новороссийского края, отвоеванного Россией у Турции в конце XVIII - начале XIX веков (в него входили Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губернии и Область Войска Донского), а также Харьковская губерния были отданы Украине таким же незаконным произвольным порядком в 1918 году, как и Крым в 1954 году. Донецко-Криворожская Республика, образовавшаяся на территории Харьковской, Екатеринославской части Херсонской губерний, а также промышленных районов Области Войска Донского в конце января 1918 года до 19 марта 1918 года входила в состав РСФСР. В.И. Ленин 14 марта 1918 г. потребовал включить эту республику в состав Украины (см. Л. В-И., Полн. собр. соч. т. 50, с. 50), что и было произведено на 2-м Всеукраинском съезде Советов 19 марта 1918 г. 11 декабря 1924 г. решением Политбюро ЦК РКП(б) к Украине был присоединен Путивльский уезд Курской губернии. Западные области Украины были переданы Украине согласно договору СССР с Германией от 29 сентября 1939 года.

Украинская же Директория, напротив, отделила от Украины ее западную часть, заключив в апреле 1920 года Варшавское соглашение с Польшей, по которому полякам отошли Восточная Галиция, Западная Волынь и часть Полесья - всего свыше 162 тыс. кв. км украинской территории с населением 11 млн. человек.

2 августа 1940 года в состав Украины были включены Северная Буковина, Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии.

Подкарпатская Русь была отвоевана СССР у Венгрии и передана Украине в 1945 году.

На момент заключения Договора об образовании СССР 30 декабря 1922 года Украина и Россия были фактически единым федеративным государством, что следует:

1) Из постановления 4-го Всеукраинского съезда советов (6-20 мая 1920 г.) «О государственных отношениях между УССР и РСФСР», где указано, что УССР, сохраняя свою самостоятельную государственную конституцию, остается членом Всероссийской Социалистической Советской Федеративной Республики;

2) Из договора между РСФСР и УССР от 29 декабря 1920 г., по которому самые важные «объединенные наркоматы» РСФСР и Украины (наркоматы военно-морских дел, ВСНХ, внешней торговли и финансов, НКПС, Труда, почты и телеграфов) входили в состав Совнаркома РСФСР (ст. 4) и руководство этими наркоматами осуществлялось через съезды Советов РСФСР и ВЦИК (ст. 6).

Идея Федерации Украины и России допускалась и украинскими националистами. Центральная Рада Украины 20 ноября 1917 г. провозгласила образование Украинской Народной Республики в составе России;

14 ноября 1918 г. гетман Скоропадский провозгласил федерацию Украинской Державы с будущей небольшевистской Россией.

За рамки Договора между Россией и Украиной вынесена проблема Крыма, что прямо противоречит национальным интересам России и интересам русского населения Крыма. Вновь игнорируется тот бесспорный факт, что Крым был передан Украине с грубейшими нарушениями действовавших в то время Конституций СССР и РСФСР.

Президиум Верховного Совета СССР, чьим решением Крыл был передан Украине согласно ст. 49 Конституции СССР 1936 г., не имел права решать вопрос об изменении границ между республиками - это мог решать только Верховный Совет СССР (ст. 14, 31). Президиум Верховного Совета РСФСР также не имел право изменять территориальный состав РСФСР (согласно ст. 19 и 23 Конституции РСФСР 1937 г. на это имел право Верховный Совет РСФСР).

Комитетом Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками 7 декабря 1996 года была дана исчерпывающая правовая оценка этой проблемы:

1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» противоречит статьям 4, 8 (часть 1, 16 (часть 2) и Разделу второму (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Закон РСФСР от 2 июня 1954 года «О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР» противоречит статьям 4, 8 (часть 1), 12, 16 (часть 2) и Разделу второму (часть 2) Конституции Российской Федерации,

3. Пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года № 2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году» не противоречит статьям 4, 8 (часть 1), 12, 16 (часть 2) и Разделу второму (часть 2) Конституции Российской Федерации.

4. Конституирование законодательством РСФСР и договорами РСФСР, заключенными в рамках СССР, факта передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украинской ССР, последовавшее после принятия Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», с момента прекращения существовании ССР «де-факто» 8 декабря 1991 года нарушает общепризнанные нормы международного права и не несет правовых последствий.

5. Статья 6 Договора между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой, подписанного в городе Киеве 19 ноября 1990 года: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Украинской Советской Социалистической Республики в ныне существующих в рамках СССР границах» прекратила свое действие с момента прекращения существования СССР «де-факто» 8 декабря 1991 года.

5. Российская Федерация - Россия, будучи государством учредителем СССР, являясь государством - продолжателем территориальных прав РСФСР, правопреемником Российского государства и государством-продолжателем СССР, вправе осуществлять свой государственный суверенитет в границах, существовавших до вступления в силу Договора об образовании СССР, утвержденного I Съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 года в городе Москве.

Таким образом, признание всех территориальных приобретений Украины законными, не подлежащими пересмотру, означает одобрение волюнтаристской политики прежних времен, осужденной и осуждаемой широкими кругами российского общественного мнения и русского населения Украины, в частности Крыма, не раз заявлявшего о своем желании связать свою судьбу с Россией.

2. Русские на Украине - государствообразующий народ, а не нацменьшинство. Без русского народа государственность Украины просто немыслима. Это обстоятельство в договоре России и Украины 31 мая 1997 года никак не отражено, что лишает русских возможности отстаивать адекватные своей роли права на введение на Украине русского языке в качестве второго государственного, а также права на самоопределение во всех его формах. Принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года предусматривает, народы имеют право на самоопределение путем создания суверенного, независимого государства, свободного присоединения к независимому государству или объединения с ним или установления любого другого политического статуса. Т.е. согласно нормам международного права 22,1% русских, проживающих на Украине, могут реализовать свое право на самоопределение в вышеуказанных формах.

Статья 2 договора России и Украины от 31 мая 1997 г., в которой стороны обязуются уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ (при отсутствии договора о демаркации границы), неправомерно сдерживает процесс самоопределения русских на Украине, который вполне может происходить и с нарушением нерушимости границ Украины, который имел и имеет место на Украине с 1991 года (движение за референдум об автономии Подкарпатской Руси в конце 1991 года, в поддержку которого выступило 78% населения Закарпатской области и 93 из 120 депутатов ее областного совета; принятие 6 мая 1992 г. Конституции Республики Крым, в которой на основании волеизъявления большинства крымчан закреплялась автономия Крыма, двойное гражданство, русский язык признавался официальным; референдум, проведенный в 1994 г. областными Советами Донецкой и Луганской областей, о статусе русского языка как второго государственного языка на Украине, об отношении к полному членству Украины в СНГ и о федеративном устройстве Украины, на котором 90% населения ответили утвердительно на эти вопросы; нежелание большинства русских, проживающих на Украине иметь только гражданство Украины. Согласно социологическим опросам, проводимым на Украине, среди русских более чем в 2 раза меньше, чем среди украинцев, людей, которые видят будущее Украины как независимого государства, вдвое больше сторонников восстановления СССР, 60% высказываются за двойное гражданство.

Россия не вправе лишать себя возможности влиять на этот процесс - это даст возможность пресекать всякие попытки помешать самоопределению русских на Украине (что собственно и произошло и в Закарпатье, и в Крыму, чьи усилия улучшить положение русских на Украине законным, легитимным путем были сведены на нет Киевом с нарушением норм международного права, предусматривав право народов на самоопределение вплоть до создания суверенного, независимого государства), тем, что принцип территориальной целостности государства, согласно Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. признается только тогда, когда правительство государства соблюдает все права народов и нацменьшинств, а если этого нет, то «ничто не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности». На Украине, несмотря на декларирование в ее Конституции и в тексте договора с Россией от 31 мая 1997 года (ст. 11, 12) создания условий для полноценного развития русского языка и русской культуры, в этой области налицо грубейшие нарушение на государственном уровне (рекомендации организованного Л.Кучмой в ноябре 1996 г. круглого стола по проблемам государственного языка по «уничтожению» негосударственного, т.е. русского языка, прекращение вещания на Украине канала ОРТ, повышение цен на издания на русском языке, его вытеснение из сферы образования, искажение русской истории и образа русского народа в украинских СМИ и школьных учебниках и др.). Все это делается осознанно и целенаправленно без учета того, что 81,5% населения востока Украины считают родным русский язык, без учета того, что 67% населения Крыма (1,6 млн. человек) русские и также признают родным русский язык.
Признание де-юре вечных прав Украины на исконно российские территории означает вольно или невольное потворство неуклонному сближению Украины с НАТО. Признание нерушимости границ Украины в нынешнем их состоянии противоречит усилиям России не допустить расширения НАТО на Восток и особенно вхождение в него Украины. Ведь такое признание содержится в Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора от 9 июля 1997 г., где в ст.14 содержится обязательство НАТО и его союзников «поддерживать суверенитет и независимость Украины, ее территориальную целостность». Учитывая принятие Украиной этой хартии, практическая реализация которой проявилась в натовских учениях «Си-бриз 97», против которых Россия безуспешно пыталась выступать, принимая во внимание то обстоятельство, что Украина не присоединилась к Договору о коллективной безопасности стран СНГ от 15 мая 1992 г., представляется проблематичным реальное стратегическое партнерство и сотрудничество, о котором говорится в ст. 1 Договора от 31 мая 1997 года, а также налицо игнорирование Украиной ст. 6 этого же Договора, где говорится о том, что каждая из сторон «воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против Другой Высокой Договаривающейся Стороны».

Полагаем, что до тех пор, пока власти Украины не сделают реальных шагов для того, чтобы признать основные права русского населения Украины, являющегося не нацменьшинством, а государствообразующим народом, в частности его прав пользования русским языком как государственным, на двойное гражданство, на расширение самоуправления, что пока дипломатия Киева не избавит от «двойного стандарта» во взаимоотношениях с Россией, ратифицировать договор России и Украины от 31 мая 1997 года невозможно.
(Константинов С.В.)

обратите внимание. Да, пускай Ельцин и Кучма подписали это соглашение, продолжили своё черное дело, а Госдума, где большинство было КПРФ (верно?), его ратифицировала... но в 2010 его же пролонгировали. Кто? Медведев? Путин? какого? ОНИ НЕ ПОНИМАЛИ, или, как всегда, юристы медведев и путин плавают в международном праве, или пролонгация договора является диверсией??? как с Ливией?

ТАКИМ ОБРАЗОМ:
несомненно надо (пусть задним числом) поставить вопрос о том, каким образом этот Договор о дружбе и сотрудничестве с Украиной был подписан и ратифицирован, причём ДВАЖДЫ, без соответствующих изменений? названные поимённо виновные должны понести суровое наказание, в том числе помершие тоже.
Кто и как должен ответить, почему этот Договор, даже пусть в этом, не отвечающим интересам России и граждан, виде, фактически не соблюдался?

PS
как всё-таки справедливость торжествует.. 1 марта Виктору Ивановичу Илюхину исполнилось бы 65 лет... а Крым хочет домой, и пригождается заключение Илюхина... то же было два года назад, помните?

PPS
Демаркации границ между Россией и Украиной до сих пор не существует (если ссылка не открывается, то здесь)

20-е годы, подстава, Великая Отечественная война, 90-е, уроки истории, Путин, Севастополь, 50-е, Малороссия/Украинская ССР/Украина, Россия, 40-е годы, Медведев, Государственная Дума, ликбез, Крым, законы, Ельцин, история

Previous post Next post
Up