Сегодня - юбилей будёновки

Jan 17, 2014 00:04

p_i_f СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ БУДЕНОВКИ

Уже 7 мая 1918 года Народный комиссариат по военным делам Р.С.Ф.С.Р. объявил конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА.
В конкурсе приняли участие В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и другие известные русские художники.

Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами, указаниями и, желательно, с рисунками в красках, табелями ростов и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов.
Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах или обложках, с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о предъявленных проектах.

Последний день подачи, присылки или, вообще, поступлений проектов назначается на 10 июня 1918 года.
Экспертиза представленных проектов производится последовательно шестью экспертными комиссиями: отдела искусств Комиссариата народного просвещения, интендантской, сапожно-портняжно-шорной, санитарной, походно-строевой и маскировочной.
Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на Маскировочных курсах военных сооружений Р.К.К.Армии (Москва, Поварская угол Молчановки, здание 5-й гимназии).

Жюри образуется по избранию Народного комиссариата по военным делам из пяти представителей разных родов оружия и шести экспертов по указанным выше специальностям. Решение жюри поступает на утверждение Комиссариата по военным делам.
За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных частей его (одеяния, обуви, снаряжения или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, народным комиссариатом по военным делам уплачивается представителю проекта четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей.
Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей».

Читая это положение о конкурсе теперь, нельзя не удивляться его спокойному и деловому тону. Просто поразительно, как можно было в ту пору заниматься такими, казалось бы, пустяками, как «спортивно-строгий и изящный стиль» будущей формы, затевать канитель с девизами конкурсантов, созданием жюри, привлечением экспертов и т.п. Ведь немцы уже оккупировали Украину, белочехи захватили Поволжье и Сибирь, белоказаки - Дон и Кубань. В зажатой в кольцо блокады стране свирепствовали эпидемии, царил голод, лютовали различных мастей банды. Многие представители интеллигенции, в том числе и художники, бежали за границу или переметнулись в лагерь контрреволюции, а признавшие советскую власть делили с народом его беды и тоже гибли от голода, холода и болезней.
И все же организаторы конкурса были уверены, что найдутся художники, которые захотят служить своим искусством республике, народу и его революционной армии.

К сожалению, установить имена всех участников конкурса не удалось - многие девизы так и остались нерасшифрованными, хотя точно известно, что в нем принимали участие такие известные художники как Кустодиев и Васнецов. Известно и другое - работ было выставлено так много, что здание 5-й гимназии стало центром художественной жизни Москвы. Эскизы большинства образцов формы сохранились. Благодарить за это надо З.З.Виноградова - фотографа Комиссии. Не трудно представить мое волнение, когда в одном из музеев, среди какого-то хлама я нашел старую коробку из-под обуви, в которой лежало полтора десятка стеклянных негативов, которым без малого девяносто лет. А чего стоило их отпечатать, ведь работать с такими негативами теперь уже никто не умеет! Но мы их отпечатали и, в буквальном смысле слова, дрожащими руками доставали из кюветы бесценные фотографии.

Очень оригинальные эскизы предложил Борис Кустодиев. На одном из них рукой художника написано: «летняя, лагерная или походная» - укороченные брюки, гольфы и несколько американизированная шляпа. Или другой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Здесь же образец осенне-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка.

Другие предлагали форму романтического характера, напоминающую одежду наполеоновских солдат: здесь и кивер, и аксельбанты, и высокие узкие сапоги, и даже султан на шлеме.
Еще один образец, он гораздо практичнее: шляпа, правда, напоминает тирольскую, и ее трудно представить на голове красноармейца, а вот застежки на гимнастерке, так называемые «разговоры», впоследствии прижились.
Сохранились и другие модели, совсем близкие к той форме, которая впоследствии была узаконена в Красной Армии. Но вот что любопытно: почти все художники, предлагая самые смелые решения одежды, обували красноармейцев в лапти, хоть и кожаные, но лапти. Сапоги республике пока что были не по карману.

подробно


18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора - суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей - часть доспехов былинных русских богатырей, за что первоначально этот шлем и получил обиходное название «богатырка».

Приказ РВСР № 116 от 16 января 1919 года, который официально ввёл ношение нового зимнего головного убора во всех родах войск Красной армии, содержал описание будёновки, как шлема из сукна защитного цвета на ватной подкладке, состоящего из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху сферических треугольников, пришитого спереди простроченного овального козырька и спускающегося вниз сзади назатыльника с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы или пристёгивающимися (в сложенном виде) к нашитым на колпаке обтянутым сукном пуговицам.

Отличительным символом принадлежности к Красной армии являлась нашивавшаяся спереди над козырьком пятиконечная звезда диаметром базовой окружности 8,8 см из сукна, цвет которого зависел от рода войск. Приказом Народного Комиссариата по военным делам № 594 от 29 июля 1918 года было введено ношение на головных уборах металлического значка-кокарды в виде покрытой красной эмалью пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом, которая на будёновках прикреплялась в центре суконной звезды.

В первые послереволюционные месяцы красноармейцы и их командиры носили форму одежды, оставшуюся от царской армии, со споротыми погонами. Однако появление белых армий, солдаты которых носили форму того же покроя, вынудило командование Р.К.К.А. озаботиться введением новых элементов обмундирования, чтобы хоть издали хоть в темноте можно было легко отличить красноармейца от белогвардейца. Первоначально был введён нагрудный знак в виде красной звезды, расположенной поверх венка, одна ветка которого была дубовой. а другая - лавровой. В центре же этой звезды располагались скрещённые плуг и молот, а 29 июля 1918 года была введена металлическая звёздочка для головного убора с теми же плугом и молотом.


Первыми ее надели молодые красноармейцы Иваново-Вознесенска. В конце 1918 года в этом городе объявили набор в отряд М.В.Фрунзе. Полк был быстро сформирован, одет в новую форму и отправлен на Восточный фронт в состав 25-й дивизии, которой командовал В.И.Чапаев. В первом же бою чапаевцы увидели, что в их дивизию влились действительно красные богатыри. Но иваново-вознесенцы упорно называли богатырку по имени своего командира - фрунзевкой. Это название на Восточном фронте держалось довольно долго, особенно после героического штурма Уфы, когда во время переправы через реку Фрунзе был контужен, но не покидал передовых цепей.

И все-таки богатырка, а потом фрунзевка стала буденовкой. Когда и как это произошло? Почему красноармейцы так полюбили этот головной убор? Доходило до того, что матросы - вы только представьте - меняли бескозырку на буденовку! «Виноват» в этом, конечно же, сам легендарный командарм.
К концу двадцатого года имя Буденного стало известно не только каждому красноармейцу, но и каждому белогвардейцу. Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.
Вот как рассказывал об одном из таких боев сам С.М.Буденный: «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника. Двадцатиградусный мороз, сильный ветер и пурга загнали белогвардейцев в дома. Они никак не предполагали, что в такую погоду красные решатся наступать. Они даже не выставили сторожевого охранения на окраинах села.

Пользуясь беспечностью белых, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода противника. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов. Бой с каждой минутой разгорался и принял ожесточенный характер.
Я видел, как офицеры-белогвардейцы действовали в качестве рядовых солдат, с винтовками наперевес бросаясь на наших кавалеристов и пытаясь штыками колоть лошадей. Порой они ошалело бросались в конном строю на наши бронеавтомобили и пулеметные тачанки - и тут же валились как скошенная трава.
И все же некоторые подразделения казаков вырвались из Прямой Балки и бросились бежать в направлении Давыдовки. Это было паническое, еще не виданное за всю мою боевую жизнь, бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки. А некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».
отсюда


Существует легенда о том, что будущая будёновка была создана ещё до революции как элемент будущей парадной формы русской армии. Возможно, проект такого головного убора и существовал, но приказов о его производстве ни в архивах царских ведомств, ни в архивах Временного правительства до настоящего времени не найдено.


Первое описание зимнего головного убора для всех родов войск было объявлено приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 года. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади - спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы.

В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом - эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние - 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск.Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии - синюю, в артиллерии - оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках - чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов - голубую, пограничники - традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.


Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 года была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» - по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см.

Несмотря на введение единого обмундирования, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев.

Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.



"Будёновка" в архитектуре
Летний шлем был частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет и в мае 1924 года вновь был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона и цвета сукна, который стал тёмно-серым.
В связи с изменением формы шлема уменьшился диаметр нашивной звезды (до 9,5 см), а 13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок, на котором вместо плуга и молота стали изображать официальную эмблему рабоче-крестьянского государства - серп и молот. В 1926 году вновь был изменён цвет сукна шлема с тёмно-серого обратно на защитный. С несущественными изменениями будёновка продолжала служить основным зимним головным убором РККА. В таком виде её и застала Зимняя война, в ходе которой неожиданно выяснилось, что в сильный мороз будёновка держит тепло гораздо хуже, чем шапка-ушанка, в которую были обуты головы финских солдат.


Эту ушанку у нас в те времена так и называли финкой, а сами финны звали её просто turkislakki - меховая шапка. Именно ею и было решено заменить будёновку, но процесс замены затянулся, и многие части воевали в будёновках в первые два с половиной года войны. Лишь когда в РККА было ведено новое обмундирование с погонами, будёновка окончательно исчезла из войск.

Via



Юрий Никулин, юбилей, история, Красная Армия

Previous post Next post
Up