Дом-музей П.И. Чайковского в Клину

Jan 07, 2014 08:03

foto_programmer Дом-музей П.И. Чайковского в Клину
01



Это еще не сам дом, где жил и работал гениальный русский композитор. Это - концертный зал, здесь же - вход в музей.


02



Расположен в доме, который знаменитый русский композитор Пётр Ильич Чайковский снимал у мирового судьи В. С. Сахарова в последние годы жизни, с мая 1892 года.
Чародейка", "Пиковая дама", "Черевички", "Иоланта", Пятая и Шестая симфонии, "Манфред" - все это было создано в те 8 лет, что Чайковский провел в Клину и его окрестностях.

03


04



Музей находится в старинном доме, где Чайковский прожил последние 1,5 года своей жизни. Здесь были закончены опера "Иоланта" и балет "Щелкунчик", написаны несколько пьес для фортепиано, романсов и последнее своё произведение - Третий фортепианный концерт.

05



Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть - и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов. - Писал композитор своему брату Анатолию Ильичу. - Кроме того, привычка к Клину играет тут большую роль. Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный.

06



Пройдем в дом

07


08



По большой парадной лестнице поднимаемся на второй этаж

09



Барьерчик для шляп и тростей, дорожные вещи П.И.Чайковского - сундуки и шляпные коробки, которые были постоянными спутниками композитора в его бесконечных концертных поездках.

10



Библиотека композитора свидетельствует о разнообразии его интересов. На полках - произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, годовые комплекты журналов "Русский вестник", "Вестник Европы", "Исторический вестник", "Артист", книги по истории, искусству, естествознанию, философии.

11



Сам композитор считал чтение "одним из величайших блаженств, когда оно сопровождается спокойствием в душе и не делается урывками, а постоянно". Многие из книг хранят на своих страницах пометы, сделанные рукой композитора.

12



В нотной библиотеке композитора хранятся произведения Гайдна, Бетховена, Шумана, Сметаны, Дворжака, сборники народных песен разных стран мира.

13



На фотографиях лица родных, друзей, учеников Петра Ильича - всех тех, кто окружал его в жизни и был ему дорог. Комнату украшают многочисленные подарки композитору, образцы домашнего рукоделия, мебель конца XIX века.

14



В центре комнаты - кабинетный рояль "Беккер", подаренный П.И. Чайковскому петербургской фирмой музыкальных инструментов в 1885 году. На этом инструменте, прослужившем ему восемь лет, П.И. Чайковский проверял всё, написанное им в эти годы. За роялем он любил проводить вечера с друзьями, играя с ними в четыре руки. Его партнёрами были С.И. Танеев, Г.А. Ларош, Н.А. Губерт, Н.Д. Кашкин, брат М.И. Чайковский, племянник В.Л. Давыдов.
15



Камин отделан голубым кафелем. На камине - часы, приобретённые П.И. Чайковским в Праге в 1888 году
16



Кабинет-гостиная. Уголок для чтения

17



На столе, покрытом скатертью ручной работы, расположились альбомы и сафьяновая шкатулка с фотографиями.

18



Спальня П.И. Чайковского. Металлическая кровать с пружинным матрацем была приобретена А.И. Софроновым, слугой композитора, весной 1888 года для дома во Фроловском. Шерстяное, вязаное крючком покрывало - работа А.Л. Давыдовой-Мекк, племянницы П.И. Чайковского.

19



Одна из самых заметных деталей интерьера спальни - туалетный стол с зеркалом в дубовой резной раме, выполненной в стиле русских оконных наличников. Драпировка на зеркале и на столе (подзор, скатерть, дорожка) украшена многоцветной вышивкой русским крестом и отделана плетёным на коклюшках михайловским кружевом.

20



Это подарок большой поклонницы таланта П.И. Чайковского, француженки Эммы Жентон, служившей гувернанткой в доме его друзей.

21



Стол выполнен из берёзы клинскими краснодеревщиками в 1885 году. За этим столом Пётр Ильич работал ежедневно, в одни и те же часы, считая, что "вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".
22



Здесь написаны почти все произведения последних лет жизни композитора, в том числе от первой до последней ноты Шестая симфония "Патетическая", первое исполнение которой в Петербурге 16 октября 1893 года стало последним выступлением Чайковского-дирижёра.

23



На дубовом письменном столе, кроме письменных принадлежностей - бювара, чернильного прибора, ручки, перочистки, - фаянсовая лампа с растительным орнаментом (подарок А.И. Зилоти), фотография Н.Ф. фон Мекк с дочерью, ключи для настройки рояля, камертон, пенсне композитора, мундштуки, пепельницы и различные сувениры.

24



За этим столом П.И. Чайковский писал письма своим многочисленным адресатам.

25



Другие комнаты

26


27


28


29


30


31


32



Это уже часть дома, которую П.И.Чайковский не видел: она появилась после смерти композитора, пристроена братом, который писал о Чайковском книгу, отстаивал дом как музей.

33


34


35


36



Еще несколько интерьеров

37


38


39



Люстра, при зажигании которой начинал нежно звонить колокольчик, подвешенный сверху.

40


41


42



В столовую композитор спускался, как правило, только обедать. Летом окна и двери распахивались, на террасу выставлялась плетёная мебель, и обед проходил в окружении зелени и цветов.

43



В столовой сохранилась резная дубовая мебель. На столе и в шкафу - часть сохранившейся посуды фабрики Товарищества братьев Кузнецовых в Твери и английской фабрики "Веджвуд".

44



Какие-то пятьсот метров от этого места: трасса, машины, шум, суета.. А здесь мемориальный парк, здесь - спокойствие. Это тот самый парк, в котором гулял Петр Ильич Чайковский, когда жил в Клину. Если вы еще не бывали тут, то обязательно приезжайте - за вдохновением и отдохнуть от суеты.

_____________________________________

летом 2012

* * *В августе 1941 года, когда войска фашистов рвались к Москве, возникла необходимость срочного спасения национальной святыни. Из Клина по железной дороге отправились два товарных вагона с бесценным грузом: рояль, личные вещи и уникальные рукописи Чайковского, его библиотека, предметы мемориальных интерьеров - все самое ценное из музейного собрания вывозилось в Воткинск. Руководил эвакуацией Ю.Л. Давыдов, племянник композитора.

15 декабря 1941 года в город вошли с боями части Красной Армии. Клин был первым городом, а музей Чайковского - первым памятником культуры, освобожденными от немецких захватчиков.


16 декабря 1941 Евгений Петров писал:

Побывал я и в домике Чайковского. Это была давнишняя моя мечта - увидеть то, о чем я столько раз читал: уголок у окна, где Чайковский писал 6-ю симфонию и смотрел на свои любимые три березки, его рояль, книги и ноты.
Лучше бы я не приходил в домик Чайковского. То, что сделали в нем немцы, так отвратительно, чудовищно, тупо, что долго еще буду я вспоминать об этом посещении с тоской.

Мы вошли в дом. Встретил нас старичок-экскурсовод А. Шапшал. Он так привык встречать экскурсантов и водить их мимо экспонатов музея, что даже сейчас, после первых радостных восклицаний, он чинно повел нас наверх по узкой деревянной лесенке и, пригласив в довольно большую комнату, сказал:
- Вот зал, принадлежавший лично Петру Ильичу Чайковскому. Здесь, в этой нише, был устроен кабинет великого композитора. А здесь Петр Ильич любил...

Но вдруг он оборвал свою плавную речь и, всплеснув руками, крикнул:
- Нет, вы только посмотрите, что наделали эти мерзавцы!

Но мы давно уже во все глаза смотрели на то, что было когда-то музеем Чайковского. Стадо взбесившихся свиней не могло бы так загадить дом, как загадили его немцы.


Они отрывали деревянные панели и топили ими, в то время как во дворе было сколько угодно дров. К счастью, все манускрипты, личные книги, любимый рояль, письменный стол - одним словом, все самое ценное было своевременно эвакуировано. Относительно менее ценное упаковали в ящики, но не успели отправить. Немцы выпотрошили ящики и рассыпали по дому их содержимое. Они топили нотами и книгами, ходили в грязных сапогах по старинным фотографическим карточкам, срывали со стен портреты. Они отбили у бюста Чайковского нос и часть головы. Они разбили бюсты Пушкина, Горького и Шаляпина. На полу лежал портрет Моцарта со старинной гравюры с жирным следом немецкого сапога. Я видел собственными глазами портрет Бетховена, сорванный со стены и небрежно брошенный на стул. Неподалеку от него немцы просто нагадили. Я не верил своим глазам. Я протирал их. Но ручаюсь своим добрым именем: немецкие солдаты или офицеры нагадили на полу рядом с превосходным большим портретом Бетховена.
Повсюду валялись пустые консервные банки и бутылки из-под коньяка. На одной из бутылок была прямо-таки сшибающая с ног этикетка: "Смесь водки и рома".

А. Шапшал сказал нам, что по ночам немцы с грохотом исполняли на рояле какие-то жалкие маршики. В эти минуты им на глаза попадаться было опасно.
- Неужели вы не объяснили немецкому офицеру, что это за дом?
- Да, я объяснил. Захожу как-то сюда и говорю: "Чайковский очень любил вашего Моцарта. Хотя бы поэтому
пощадите дом". Да меня никто не стал слушать. Вот я и перестал говорить с ними об искусстве. И то придешь, а они вдруг и скажут: "А ну, старик, снимай валенки". Куда я пойду без валенок? Они тут многих в Клину пораздевали. Нет, с ними нельзя говорить об искусстве!

И мы перешли к чисто бытовым делам. В одной из маленьких комнаток рядом с кухней немцы устроили уборную, то есть, вернее, использовали в качестве уборной пол этой комнаты. Двух старых женщин, живущих при домике, они совершенно терроризировали: превратили в своих денщиков. Перед уходом из Клина немцы успели вывезти фортепьяно и всю кухонную посуду. Экспонатов они не взяли, видимо, не видя в них никакой ценности. Просто порвали и пораскидали их.
Я подошел к окну в том месте, где стоял письменный стол Чайковского и где он писал Патетическую симфонию. Прямо за окном, рядышком, стояли три знаменитые березки. Только это были уже березы, большие, вполне "взрослые" деревья. Они остались.
Но сейчас было не до грусти. Была деятельная военная жизнь.
16 декабря 1941 года (полностью)



Во время оккупации Клина фашисты разместили в Доме-музее П.И.Чайковского разведывательную мотоциклетную роту. Немецкий танк разворотил кирпичные ворота усадьбы, разрушил веранду дома и часть мемориального парка. В вестибюле музея захватчики организовали гараж, где ремонтировали свою технику. В фондохранилище устроили сапожную мастерскую. Комнаты второго этажа превратили в казармы. Взломали упакованные ящики с невывезенным имуществом и выбросили их содержимое во двор. По территории усадьбы валялись на снегу порванные книги, ноты, обломки скульптур Глинки, Пушкина, Чайковского. Для топки печей использовали книги, музейную мебель, хотя во дворе было достаточно заготовленных дров. Каким-то чудом они не спалили этот бесценный мемориальный дом!

На братском кладбище Клинского мемориала находится могила юного патриота Миши Балакирева. Клинский школьник искал способы мести фашистским захватчикам. Юный патриот похищал у немецких солдата и офицеров оружие. При обыске квартиры немцы обнаружили спрятанное оружие, схватили мальчика и после жестоких истязаний зверски убили. Ему было всего 13 лет. В честь Миши Балакирева названа одна из улиц города.
отсюда
19 декабря в Клин прибыла дипломатическая миссия во главе с министром иностранных дел Великобритании А. Иденом, послом Советского Союза в Великобритании И.М. Майским, а также более двадцати иностранных корреспондентов. Для всего мира увиденное стало демонстрацией сущности фашизма: варварства и жестокости не только к людям, но и к культурному наследию.

Уже 1 марта 1942 года Дом-музей П.И. Чайковского в Клину был открыт для посетителей. Работали выставки, проводились экскурсии, концерты, научные сессии и конференции, работал музыкальный кружок. Чаще всего в музей приходили солдаты и дети. В это трудное время обязанности директора было возложены на М.Э. Риттих, которая оставила воспоминания об этих днях.
16 ноября 1944 года коллекции музея вернулись в Клин из эвакуации.
6 мая 1945 года состоялось торжественное открытие музея после реставрации и восстановления мемориальной экспозиции. Так началась жизнь музея ПОСЛЕ войны.
полностью рассказ с фотографиями здесь

музей, усадьба, фашизм, интерьеры, Чайковский, Подмосковье, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up