продолжение. начало
здесь Click to view
А за границей поначалу были настроены скептически. Вот в Англии первый концерт оркестра. Выходит Андреев, занимает место дирижера. Раздались два-три поощрительных хлопка, пока никаких аплодисментов. Мол, посмотрим, послушаем. Пошел первый номер программы. По окончании его какой-то шепот пошел по залу. Аплодисментов никаких. После второго номера публика зашевелилась, раздались аплодисменты. Потом все больше и больше слушатели проникались, а после исполнения «Эй, ухнем» наступила сначала гробовая тишина, а потом началась просто буря аплодисментов. Англичане, сдержанные англичане требовали повторить. Андреев не знает, что делать. Ему режиссер перед началом концерта сказал, что здесь не вызывают на повтор и повторов не будет. Что делать? Подбегает режиссер и просит срочно повторить на «бис». Занавес распахивается - и снова звучит наша великая волжская песня... Английские музыкальные критики подняли в газетах оркестр Андреева на небывалую высоту. Срочно переписывается контракт, оркестру продлевают пребывание в Англии. К Андрееву приходят английские музыканты, просят дать ноты некоторых русских народных песен. Во всех самых фешенебельных ресторанах начинает звучать русская музыка. При появлении Андреева в ресторане тут же начинают играть «Эй, ухнем».
Вот как очевидец описывает последний концерт Великорусского оркестра в Англии: «При появлении оркестра на сцене в последнюю субботу раздались нескончаемые аплодисменты. Пока Андреев раскланивался, он стоял буквально под непрерывным дождем цветов.
Затем начались подношения. Театр гудел. Когда, наконец, Андреев встал на возвышение и хотел начать свою программу, внезапно театральный оркестр заиграл русский гимн... Пятитысячная толпа неумолчно аплодировала во все время исполнения русского гимна, он был повторен три раза, когда, наконец, публика несколько успокоилась и стала занимать места. Андреев, обернувшись к публике лицом, начал играть английский гимн. На сцену полетели опять цветы. Весь театр пел, аплодисменты покрывали голоса и оркестр... В этот вечер в предвидении оваций программа была не особенно большая. По окончании всех номеров Андреев выходил несколько раз на аплодисменты и после четвертого или пятого вызова взошел на возвышение и, опять обернувшись лицом к публике, начал играть прощальную песню. Тишина в зрительном зале. Как будто никто не узнал первых звуков. Но через несколько мгновений произошло что-то такое, чего нет возможности описать. Что-то похожее на прорвавшуюся чудовищно-огромную плотину, на рев бури огласило весь театр. Крики, свист, аплодисменты - все слилось в какой-то общий хаос. А когда на половине исполнения этой песни оркестром Андреева взмахнул палочкой и г. Ля Рондель, капельмейстер театрального оркестра, и присоединился с последним к Андрееву, и в воздухе витали две дирижерские палочки, то казалось, вот-вот разрушится все здание театра и обломки его смешаются с неистовавшей толпой. Что это был за момент! Немудрено, что среди этого торжества мелькали носовые платки около глаз плачущих. Какое единение сердец. Это чувствовалось. Вся атмосфера театра дышала дружбой и братством». Это воспоминания Ю.А. Мансфельда, секретаря и переводчика Андреева во время гастролей Великорусского оркестра в Англии в 1909 - 1910 годах.
Андреев отличался и необыкновенным обаянием. Дирижер одного из первых оркестров народных инструментов из рабочих П. А. Оболенский вспоминал: «Петербургское общество считало Василия Васильевича образцом мужской элегантности. Шаляпин часто говорил, что носить костюм он научился у Андреева. Пластичность и умение почти «по балетному» владеть жестами очень помогали Андрееву как дирижеру. Он обладал каким-то магическим влиянием на свой оркестр. Как сейчас вижу совсем близко на репетиции его красивый жест, выразительную мимику».
Столь же триумфальные гастроли проходили и во Франции, и в Германии, и в Америке. В 1892 году во Франции Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки. В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914 году − звание «Солиста Его Императорского Величества».
Прекрасно прошли концерты оркестра Андреева с участием знаменитой певицы Надежды Плевицкой в Москве.
Великорусский оркестр родился из Кружка любителей игры на балалайках. У него были свои успехи. Он гастролировал по России, был даже на гастролях во Франции. Но в в 1896 году Андреев понял, что кружок перерос свои рамки, надо преобразовывать его в серьезный оркестр.
Андреев всего себя отдал музыке. Нужны были неимоверные силы, беспредельное здоровье, чтобы работать так много, как он. Василий Васильевич прожил всю жизнь с матерью. Своей семьи у него не было. Он весь был в музыке.
Шаляпин и Андреев были близкими друзьями. Когда Андреев умер, а это произошло во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года, Шаляпин глубоко скорбел. Приехал на похороны в Александро-Невской лавре, был на отпевании, потом долго стоял и смотрел в лицо Андреева и все говорил: «Вася, Вася! Что же ты сделал, что?» Поцеловал Андреева в лоб, погладил с нежностью его по голове и с глазами полными слез отошел в сторону.
Василий Васильевич Андреев - выдающийся патриот России, реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике.
В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.
Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.
Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.
В. В. Андреев умер в декабре 1918 года, едва ли предполагая, что его дело примет после только что свершившейся революции подлинно государственный размах. Если в те годы, как отмечал с удовлетворением он сам, в России ежегодно продавалось около 200 тысяч народных инструментов, то сейчас эта цифра составляет около 2 миллионов.
Оркестры национальных народных инструментов стали в наше время интереснейшими и самостоятельными ответвлениями современной оркестровой музыки. Более того, нигде не открывается столь широкого простора для новых поисков, как в деле дальнейшего развития народных инструментов вообще, и оркестров в частности.
В первый русский народный оркестр входили трехструнные домры (пикколо, малые, альтовые и басовые) и балалайки (примы, секунды, альты, басы и контрабасы). Эти две оркестровые группы составляли его основу, фундамент и благодаря однородности своего звучания сразу же придали оркестру своеобразие и чистоту. Недостатком такого состава была его тембровая бедность. Можно было ввести в оркестр гармонику, но хроматическая конструкция гармоник появилась в России довольно поздно, в 1893 году, и еще не получила признания, а гармоники диатонического строя мало подходили к исполняемому Андреевым репертуару, да и вообще считались им инструментами западными. Поэтому Андреев эпизодически добавлял к струнным лишь некоторые духовые и ударные инструменты, а позже и реконструированные гусли.
В последующие десятилетия жизнь, во-первых, поправила одно из наиболее существенных заблуждений Андреева в отношении гармоник и баянов и, во-вторых, обогатила первоначальный состав оркестра рядом духовых и ударных инструментов, занявших постоянное место в его партитурах (Партитура (от итальянского partitura - распределение) - запись на нескольких нотных станах, расположенных по вертикали, оркестровой и ансамблевой музыки).
Сразу же оговоримся, что одной из особенностей народных оркестров, как и вообще народного искусства, является их разнообразие, нестандартность. К числу обязательных инструментов по-прежнему относятся группы домр и балалаек. Прочное и постоянное место заняли теперь и баяны (одна-две партии) или почти равнозначные им оркестровые гармонии: сопрано, альт, баритон (или бас) и контрабас. Их отличие от баянов в том, что они сконструированы специально для игры в оркестре и имеют лишь одну клавиатуру для правой руки. Тембр их более мягок, как бы слегка приглушен, что соответствует всему негромкому, камерному звучанию русского народного оркестра. Не следует пренебрегать группой ударных инструментов, украшающих любой оркестр, тем более народный. Сейчас одинаково широко используются как обычные, общепринятые ударные инструменты, такие, как треугольник, бубен, тарелки, малый и большой барабаны, колокольчики, ксилофон, так и самобытные национальные инструменты. Ни один инструмент симфонического оркестра не сможет дать ту же краску, что, скажем, баян, балалайка или бубенчики. Такие инструменты, если нужно, вводятся композиторами и в состав симфонического оркестра.
Давно уже узаконили свое положение в русском народном оркестре такие духовые инструменты, как флейта и гобой. Они очень близки по колориту русским народным духовым инструментам - свирели и брелке, но превосходят их благородством тембров и полнотою диапазонов. И тем не менее истинное украшение любого оркестра народных инструментов всегда составляют подлинные народные инструменты, в том числе и духовые. Даже один-два таких инструмента придают звучанию оркестра неповторимый колорит. Узость диапазона и техническая ограниченность с лихвой окупаются их оригинальностью и самобытностью. Что касается якобы существующих трудностей их изготовления и обучения игре на них, то это сильно преувеличено. У наших далеких предков не было ни токарного станка, ни музыкального образования, а инструменты всегда были под руками, и играли они на них отменно.
После смерти Андреева оркестр, созданный им, продолжал работать под управлением его учеников и соратников. В 1923 году Великорусский оркестр был переименован в Государственный великорусский оркестр имени В. В. Андреева, а в 1936 - в Оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева Ленинградской государственной филармонии. Одновременно, с 1925 года, при Ленинградском радио работал еще один профессиональный оркестр русских народных инструментов.
В начале Великой Отечественной войны почти все музыканты обоих оркестров ушли на фронт, в их творческой деятельности наступил перерыв. Лишь семь человек из состава оркестра радио продолжали выступать перед микрофоном всю войну. Постепенно, с приближением победы, состав оркестра увеличивался. А в 1951 году, когда коллектив окончательно восстановил свои творческие силы, именно этому оркестру было присвоено имя В. В. Андреева и именно он считается продолжателем первого Великорусского оркестра. Ведь многие музыканты, игравшие ранее под управлением самого Андреева, работали в свое время в оркестре радио.
Теперь этот коллектив состоит из 53 артистов. Многие из них начинали свой путь в художественной самодеятельности. Так, например, исполнитель на домре Алексей Ильин начал заниматься музыкой еще в детстве, в школьном оркестре русских народных инструментов. Одной из традиций этого школьного коллектива было систематическое посещение концертов старейшего ленинградского оркестра. Многие из ребят тогда мечтали стать его участниками, но лишь наиболее талантливые и трудолюбивые добивались своей цели.
В оркестре выросли и композиторы, дирижеры, оркестровщики. Композитор Борис Глыбовский, являющийся в настоящее время редактором оркестра, начинал занятия музыкой в художественной самодеятельности вагоноремонтного депо, где работал токарем. Потом он окончил музыкальное училище, консерваторию и сейчас вместе с B. Бояшовым составляет творческое ядро коллектива. Примерно таким же путем шли к вершинам искусства и. дирижеры, работавшие с оркестром: В. Кацан, Н. Селицкий, C.Ельцин, А. Михайлов, Г. Дониях и другие. Оркестром дирижировали и такие выдающиеся дирижеры мира, как Л. Стоковский, К. Элиасберг, Э. Грикуров. Много пел в сопровождении оркестра народный артист СССР Б. Штоколов. В репертуаре коллектива - обработки русских народных песен, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные сочинения, специально написанные советскими композиторами и, конечно же, пьесы В. В. Андреева - вальсы, мазурки, полонезы, марши.
Идеи В. Андреева пустили глубокие корни в нашей музыкальной культуре, они распространились по всей стране.
Два очень одаренных и энергичных музыканта, бывшие участниками знаменитого балалаечного оркестра Андреева, решили по примеру Петербурга создать нечто подобное в Москве. Это были известный домрист и дирижер
Пётр Иванович Алексеев и известный балалаечник-виртуоз "русский Паганини"
Борис Сергеевич Трояновский. 16 августа 1919 года в театре «Эрмитаж» состоялся первый концерт организованного ими профессионального ансамбля русских народных инструментов.
С годами ансамбль рос, развивался, совершенствовался. С 1924 года он стал выступать по радио. Деятельность оркестра получила широкое признание, с ним устанавливают прочные творческие связи выдающиеся вокалисты и дирижеры: Н. Обухова, А. Пирогов, И. Козловский, А. Гаук, Н. Аносов, Н. Голованов, композиторы М. Ипполитов-Иванов и Р. Глиэр.
Оркестр П. И. Алексеева работал на радио до 1936 года. В 1936 году в связи с реорганизацией он вошел в систему вновь созданного объединения Государственных музыкальных коллективов и был прикреплен к Филармонии. В этом же году в оркестре, который стал называться Государственным оркестром русских народных инструментов, были разделены функции художественного руководителя и главного дирижера. И в 1940 году во главе оркестра встал выдающийся виртуоз-балалаечник
Николай Петрович Осипов, еще юношей выступавший в концертах прославленного андреевского оркестра. Он много сделал для совершенствования и обогащения оркестра самобытными русскими народными инструментами: гармониками, рожками, кугиклами.
После начала Великой Отечественной войны, приказом от 6 июля 1941 года оркестр, которым в то время уже руководил Н.П. Осип Зов, был ликвидирован. Начавшаяся война, о которой осиповцы узнали на гастролях в Сталинграде, круто перевернула жизнь коллектива. Часть музыкантов ушла на фронт, часть осталась в Москве и стала работать на радио. В 1942 году вышел приказ о восстановлении Государственного оркестра русских народных инструментов и об отзыве музыкантов с фронта. Его руководители в кратчайшие сроки разыскали по фронтам своих музыкантов. Приказ Сталина о демобилизации специалистов с фронтов для восстановления народного хозяйства появился лишь после завершения Сталинградской битвы, в 1943 году, а возрождение оркестра, выражавшего душу народа, сплачивающего и вдохновляющего его в судьбоносное для Отечества время, стало важнейшей необходимостью уже в 1942 году. Сразу же оркестр начал свои выступления на фронтах, в разрушенный Сталинград музыканты вернулись после его освобождения и концертом на площади среди руин продолжили прерванные гастроли. Завершилась миссия этих лет участием в концерте в Кремле для участников Парада Победы в 1945 году. На следующий год после смерти Николая Петровича, в 1946 году, его имя присвоено оркестру. (в 1996 году Русский народный оркестр имени Н. П. Осипова переименован в «Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова», всё понятно?).
Николай Петрович скоропостижно скончался 9 мая 1945 года, и эстафету принял его брат -
Дмитрий Осипов. По его инициативе концертные программы стали пополняться пьесами для солирующих инструментов: домры, балалайки, баяна, свирели, звончатых гуслей. Для создания специального концертного репертуара на русской народной основе был приглашен в оркестр замечательный самобытный композитор Н. Будашкин. Марк Рейзен, Максим Михайлов, Александр Пирогов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Алексей Иванов, Надежда Обухова и многие другие выдающиеся исполнители выступали с оркестром, записи их концертов сохранились до сегодняшнего дня. Авторитет оркестра поднялся на невиданную высоту. К работе были привлечены крупнейшие российские симфонические дирижеры Ю. Фаер, Н.Аносов, А.Гаук и другие. Оркестр выступал под руководством композиторов Р. М. Глиэра и А. И. Хачатуряна. После Д. Осипова оркестром руководили многие выдающиеся дирижеры, достойно продолжавшие традиции этого коллектива.
Click to view
1953 год
Click to view
1963 год
Click to view
... В 1945 году, уступив свое место в Государственном оркестре Н. Осипову, Пётр Алексеев перешел работать на радио и создал здесь из демобилизованных из армии воинов-музыкантов новый оркестр, проведя первые репетиции у себя на квартире. Новый оркестр стал называться Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения.
Многие дирижеры в последующие годы работали с этим коллективом, заметный след оставил Народный артист СССР Владимир Федосеев. Талантливый музыкант вырос в своем оркестре. До 1959 года он работал в нем концертмейстером-баянистом, занимался оркестровками, выступал в качестве солиста. Успешно окончив музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, он возглавил коллектив как дирижер. Знание оркестра, каждого его инструмента и исполнителя помогли ему быстро освоиться в новой роли и не только стать достойным продолжателем традиций, но и двинуть вперед дело развития народной инструментальной музыки.
Click to view
И, конечно, оркестр был узнаваем и любим, благодаря обаятельному таланту безвременно ушедшего талантливого и добрейшего Николая Николаевича Некрасова.
а это, если кто помнит, знаменитый концерт Елены Васильевны в Колонном зале во время Олимпиады
Click to view
Многие консерватории Советского Союза имели факультеты народной музыки, где можно научиться играть почти на всех инструментах той или иной республики. Широкая сеть музыкальных школ и училищ занималась тем же. Во всех пятнадцати республиках нашей страны сотни тысяч музыкантов были объединены в профессиональные и любительские оркестры народных инструментов. Народные хоры, народные оркестры, ансамбли народного танца - все это те особые заповедники народного творчества, старинного и современного, которое ценно и само по себе, и как питательный родник для других направлений и стилей музыкального искусства.
источникисточникисточникисточникисточник Народный артист СССР Анатолий Полетаев, руководитель оркестра "Боян": «Музыка - это любовь и созидание. У меня была задача - не повторять Андреева, но сохранять его достижения. Этим занимается и оркестр Осипова, и оркестр под управлением Некрасова.
Моей главной задачей было - выполнить заветы Андреева, о которых он говорил ещё в XIX веке, - возрождать русскую песню, потому что она - иммунитет русского народа, а также воспитывать национальное самосознание. Это те самые фундаменты, без которых Россия не будет развиваться быстро и благополучно и станет лёгкой добычей недругов.» Click to view
* * *
Вадим Биберган. Посвящение Василию Андрееву
Click to view