Как Сталин распродавал Россию

Nov 06, 2013 23:04

Шла Вторая мировая война, и американцы не только с восторгом воспринимали победы Красной армии, но и интересовались всем русским. В кинотеатрах крутили фильмы "Волга-Волга", "Свинарка и пастух", "Весёлые ребята"; по радио звучали советские песни, музеи выставляли произведения известных в СССР художников. В эту струю попал и Джордж Ханн. В подготовленном к выставке роскошном каталоге значилось, что его коллекция не имеет себе равных во всём Западном полушарии. При этом специально оговаривалось, что выставляются "исключительно классические предметы". Публике предлагалось ознакомиться с такими древностями, как грузинский бронзовый триптих, датированный XII веком, и иконой XV века, принадлежавшей кисти Андрея Рублёва.
Успех выставки превзошёл все ожидания. Коллекция Ханна начала триумфальное шествие по миру. Репродукции древнерусских икон из уникального собрания были воспроизведены более чем в 50 альбомах. Около 40 раз принадлежавшие промышленнику иконы экспонировались на различных выставках, неизменно вызывая восторг публики. Им были посвящены сотни газетных и журнальных публикаций во многих странах Северной Америки и Европы. Уникальность русских досок отмечал германский Музей русской иконы в Реклинхаузене. Он организовал массовый выпуск календарей и открыток с изображением икон из коллекции Ханна. А известная писательница-искусствовед из Великобритании Тамара Тальбот-Райс, взяв за основу коллекцию миллионера, выпустила книги "Русская икона" и "История русского искусства".

ПРЕЛЮДИЯ СЕНСАЦИИ

Джордж Ханн умер, и его наследники решили продать ненужные им иконы. К 1980 году, когда коллекция была уже выставлена на торги, она имела репутацию крупнейшего собрания русских икон за пределами России, а её уникальность признана мировыми авторитетами. Именно в это время и вышел на сцену русский эмигрант, специалист по древнерусской иконописи Владимир Тетерятников. Его пригласили коллекционеры-бизнесмены, чтобы проконсультироваться, на каких иконах можно хорошо заработать. Получив заказ, Тетерятников обратился в фирму "Кристи" с просьбой осмотреть иконы до продажи. Разрешение было получено. Тетерятников с волнением и трепетом вошёл в небольшую комнату, где хранилась знаменитая коллекция Ханна. И... вот его слова: "Сразу передо мной возник огромный Деисус, состоящий из семи панелей, высотой около двух метров каждая. К своему искреннему удивлению, я мгновенно узнал этот "шедевр", ибо точно такой же я длительное время изучал в Третьяковской галерее в Москве. Я даже вспомнил, на какой стене и в какой комнате он висел и висит, кажется, последние 50 лет. Поразили неестественная свежесть красок, идеальность сохранности и нарочитая реставрация деревянной доски.

Другая икона привлекла моё внимание "идеальным новгородизмом XV века" Однако, перевернув икону, я рассмеялся: древний шедевр был нарисован на передней стенке ящика от комода, не существовавшего в Древней Руси. Идентичная краска располагалась не только на гладкой части доски, но и на грунте, закрывающем дырку от старой замочной скважины". Удивившись "странностям" знаменитой коллекции, Тетерятников не предполагал ещё, что стоит на пороге скандальной мировой сенсации. Его мысли были заняты только одним: где же те самые иконы, которые он смог бы порекомендовать клиентам, чтобы они сделали свой бизнес? Увы, из сотни досок таковых не оказалось ни одной... Сплошные подделки! После недолгих раздумий специалист посоветовал заказчикам воздержаться от покупок икон из коллекции Ханна.

СУД ДА ДЕЛО

Аукцион по продаже коллекции икон Ханна прошёл блестяще: за них было выручено 2 млн долларов. Газеты даже назвали эти торги "событием века".

Обескураженный Тетерятников, уверенный в том, что все до единой доски являются фальшивками, сел писать об этом книгу. Через 2 недели после того, как он разослал по музеям анонс готовящегося к выходу издания с разоблачениями, ему пришло от фирмы "Кристи" письмо с уведомлением о вызове в суд. Искусствоведа обвиняли в клевете.

История сразу же стала известна в университетских кругах и музеях. Были проинформированы все эксперты и потенциальные покупатели. Вследствие недоверия к выводам Тетерятникова, активно подог ревавшегося фирмой "Кристи", его перестали приглашать в гости, прекратились телефонные звонки от коллег, друзей и знакомых. Единственное, от кого не было прохода, так это от адвокатов "Кристи".

Судебный процесс длился почти 6 месяцев. Всё это время Владимир Михайлович Тетерятников писал книгу под названием "Иконы и фальшивки", в которой убедительно разъяснял, что так называемые шедевры коллекции Ханна - всего лишь копии с известных икон, хранящихся в Третьяковской галерее. Знаменитые эксперты с мировыми именами опровергали его выводы, поскольку не хотели терять свой авторитет, а попавший в переделку искусствовед обвинял фирму "Кристи" в продаже заведомо фальшивых лотов.

Ровно через год после знаменитого "аукциона века" судья Поллак из города Нью-Йорка сделал официальное заявление: "Дело 6678 - гражданский иск фирмы "Кристи" против Владимира Тетерятникова прекращён. Обе стороны полностью отказываются от своих обвинений и материальных претензий". Фирма "Кристи" сдалась под тяжестью неопровержимых доказательств русского эксперта. Более того, она передала ему право копировать фото из своего каталога и разрешила использовать слайды и любой другой материал, необходимый для книги.

ЦИНИКИ И ЦЕННИКИ

Владимир Тетерятников потратил 60 тыс. долларов на адвокатов; фирма "Кристи" понесла более значительные убытки. Некоторые покупатели фальшивых икон потребовали вернуть им обратно деньги. Другие, сделавшие предварительные заявки на покупки, отказались от них. Миф о шедеврах Джорджа Ханна лопнул. Истина восторжествовала. Но остался вопрос: как же всё-таки фальшивые иконы попали в его коллекцию, если они совершено официально продавались через Торгсины?

Вот что рассказал сам автор сенсации: "Мои подозрения насчёт подлинности икон усилились после того, как я увидел счета Торгсина. "Шедевры" Ханн скупал по 50-100 долларов за икону. И тот же Торгсин тогда же продавал на мировых аукционах рядовые иконки малого размера XVIII XIX веков, запрашивая по 500-1000 долларов. Значит, для советских торговцев никакой загадки собрание не представляло. Те, кто продавал иконы, знали их истинную цену".

Кто же был инициатором этой мистификации? Несомненно, советское правительство возложило задачу делать списки с икон на Центральные реставрационные мастерские, которыми руководил русский и советский художник, искусствовед и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь. Владимир Тетерятников, конечно, мог предполагать, что новые хозяева страны не погнушались бы продавать и подлинные иконы за рубеж. Но, увидев "коллекцию" Ханна, понял, что советское правительство торговало "честно": продавало фальшивки за копейки.

Знал ли сам Игорь Грабарь об этих делах? Несомненно! А может быть, даже являлся вдохновителем этого процесса. Причём цели его были благими: для спасения подлинных древнерусских икон от продажи за рубеж он предложил торговать их списками (копиями). Настоящие же подлоги и жульничество начались за океаном. Именно там появились "иконы Рублёва" и "шедевры Третьяковской галереи".

Представлял ли сам Джордж Ханн настоящую цену своим "сокровищам"? Очевидно, да, но правда открылась ему позже. В 1972 году вместе со своей приятельницей-искусствоведом Тамарой Тальбот-Райс он посетил Советский Союз. Были они и в Третьяковской галерее. А после возвращения в Америку Ханн наглухо закрыл двери своей галереи для публики. Наверное, он понял, что двух Третьяковок быть не может...

СПАС РУКОТВОРНЫЙ

Кто же создавал в СССР списки икон для иностранцев? Большинство имён этих мастеров кануло в Лету, но одно мы назвать можем - это талантливейший русский иконописец Иван Андреевич Баранов. В 1930-х годах было создано несколько специальных мастерских, в одной из которых он и работал. Ни один специалист не мог отличить его произведения от подлинников - настолько виртуозно они были выполнены!

Однако древнерусская икона - это прежде всего старая основа, на которой она написана. Чтобы "состарить" свою работу, Баранов опускал новую доску в холодный мясной бульон и сутки в нём выдерживал. А когда вынимал, отличить её от древней было практически невозможно. После этого оставалось найти холст со старой иконы, не подлежащей реставрации, наклеить его на подготовленную основу и писать лики святых.

Однажды судьба привела его в реставрационные мастерские Третьяковской галереи. Там его и встретила искусствовед Мильда Виктурина, которой незадолго до того принесли икону Рублёва "Спас Нерукотворный" из дореволюционного собрания знаменитого коллекционера Сол-\датёнкова. После революции наследники Солдатёнкова вывезли её за границу и там намеревались продать. Но не смогли: холст с изображением "Спаса" был очень старый, а доска датировалась XIX веком...

Родственники Солдатёнкова, помучившись некоторое время со своим раритетом, подарили его Третьяковке, Когда икону увидел Игорь Грабарь, то уверенно заявил: "Или Рублёв, или его школа".

После этого выводы Виктуриной были однозначными. Она не сомневалась, что произошло обычное дело: прогнившую и изъеденную шешелем доску при реставрации заменили. Следы иконы Рублёва вели в Андроников монастырь; там она висела над воротами, а после того, как икона обветшала, её отдали в Москву на реставрацию. Однако после реставрации в обитель вернулась икона размером побольше, чем была. Вот перед искусствоведами и встал вопрос, какая же икона изначально висела в монастыре: которая туда вернулась после реставрации или та, которую родственники Солдатёнкова подарили Третьяковской галерее?

Вот тут-то Мильда Виктурина и обратилась за помощью к Ивану Андреевичу Баранову: "Объясните мне, подаренная икона - Рублёв это или нет?" - "Да оставь ты её в покое, - ответил богомаз, - Это мой "Спас"! Я таких полным-полно написал".

ДВОЙНАЯ ЦЕНА ПОДДЕЛКИ

Подделывать древнерусские иконы стали ещё на рубеже XIX-XX веков. Этому способствовало появление так называемых антикваров-иконников, то есть собирателей или продавцов старинных досок, С ростом спроса на этот товар появились целые артели профессиональных производителей подделок.

Вот один из приёмов, которыми пользовались фальсификаторы. В старину было принято не выбрасывать старые иконы, потемневшие с веками от копоти лампад и свечей, а отдавать их на обновление. Эта процедура производилась иногда по нескольку раз за одно столетие. Например, на доске XIV века могли быть слои красок и XV, и XVI, и XVII веков. Делалось это так. На старой доске писали икону по канонам древнерусской иконописи, покрывали её олифой, высушивали, темнили с помощью копоти, и на этом слое писали второе изображение с такими же процедурами; на втором - третье и т. д. Выдержав состаренный новодел в сухом помещении, в каком-нибудь месте росписи делали расчистку, то есть проскабливали до начального слоя, чтобы был виден первоначальный рисунок.

В таком виде икону предлагали потенциальному покупателю с уверением: "Иконка, мол, древняя, не позднее XV века, её надо расчищать. Получится первоклассная вещь для вашего собрания. Я уже пробовал расчищать, вот там, внизу". Коллекционер попадался на удочку и не только втридорога приобретал новодел, но поручал продавцу снять все слои до первоначального. А тот бывал этому только рад: он и деньги получал за фальшивку, и заказ на расчистку своего "раритета"...

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

У фальсификаторов иногда случались проколы. В Москве был такой случай. Около магазинов Силиных на Никольской, торгующих иконами, бродил, выжидая выгодных покупателей, известный богомаз Мосолов. Товара он при себе не имел, только узнавал и записывал адреса, обещая принести требуемую икону на квартиру.

Мосолов состоял агентом нескольких крупных артелей по производству подделок. К нему обратился некий московский купец, вознамерившийся собрать иконы только с "мощевиками", то есть с врезанными в дерево застеклёнными мощами святых угодников. Через некоторое время агент снабдил его целым собранием хорошо сделанных фальшивок. Благодаря новому знакомому купец получил в свою коллекцию лики с мощами почти всех святых. Но тут на него вышли конкуренты Мосолова, которые принялись уверять собирателя в том, что он стал жертвой обмана. Чтобы покупатель удостоверился в правоте их слов, они порекомендовали ему заказать у Мосолова образ Ильи-пророка, по библейскому преданию, взятого живым на небо. Коллекционер так и сделал, потребовав от постоянного поставщика нетленные останки святого Ильи.

Через неделю Мосолов принёс ему не только лик святого, но и запаянный металлический футляр, на котором было выгравировано, что в нём находится чудом сохранившийся волосок с бороды пророка...

Как видим, школа по производству поддельных икон в России существовала уже давно, и нет ничего удивительного в том, что в эпоху индустриализации падким до наживы иностранцам в больших количествах продавали фальшивки.

Кстати
Известный общественный деятель и коллекционер Арманд Хаммер также оказался в числе обманутых простаков. Только он попался не на иконах, а на картинах. По личному разрешению Ленина американец вагонами вывозил из России купленный за гроши антиквариат. Однажды он наведался в Пушкинский музей с намерением купить картину Рембрандта. В то время там работал художник-реставратор Василий Яковлев. "Тебе нужен Рембрандт? Ну что ж, завтра заходи..." - сказал он Хаммеру.

Получив заказанное полотно, коллекционер нарадоваться не мог на покупку. Но поскольку в США его давно подозревали в том, что он привозит из России подделки, Хаммер решил как следует проверить свое приобретение. Поместив картину под рентгеновские лучи, он к своему ужасу под верхним слоем краски прочитал русское непечатное слово из трёх букв. Хаммер был разъярён, однако решил: не пропадать же добру! И поддельный Рембрандт был продан как подлинный...
источник
_____________________
в конце 80-х-начале 90-х, когда попытались было открыть архивы КГБ, эта история была напечатана в одном из журналов более подробно. Грабарь был абсолютно в курсе. Это всё происходило по распоряжению Сталина.

Третьяковская галерея, Сталин, реставрация, 30-е годы, США, Игорь Грабарь, охрана памятников, иконы/росписи

Previous post Next post
Up