в дополнение к
посту про кружок "Учумелые ручки" им. Хрекова-Щербакова-Мединского, который за миллионы бюджетных средств (средств налогоплательщиков) накалякал в Александровском саду..
как известно, автором первоначального обелиска был
Сергей Александрович Власьев.
В 1918 году обелиск по решению исполкома Моссовета от 17 августа 1918 года переделывал архитектор Николай Александрович Всеволожский (1884-1961). 31 августа 1918 года газета "Правда" сообщала: "В Александровском саду заканчиваются работы по удалению надписей на обелиске Романовых. На этом обелиске будут выгравированы имена всех видных революционеров. Совдепом на эту работу отпущено 150 тысяч рублей".
Впоследствии стелу включили в список памятников города, имеющих историко-художественную ценность.
по воспоминаниям
Николая Дмитриевича Виноградова:
Когда в августе работа по разборке цоколя скобелевского памятника подходила к концу, В. И. Ленин поднял вопрос, нельзя ли на этом месте поставить памятник к первой годовщине Октябрьской революции. Я предложил поставить что-нибудь временное и архитектурное, для чего использовать силы архитектурной молодежи. С этой целью пяти архитекторам: Н. А. Васильеву, Н. В. Докучаеву, А. И. Ефимову, Н. А. Всеволожскому и Д. П. Осипову было предложено составить проект памятника, на котором обязательно должен был быть помещен текст первой Советской Конституции. Перечисленные архитекторы в месячный срок составили проекты, которые были рассмотрены президиумом Моссовета. Голоса членов президиума разделились между двумя проектами, Докучаева и Осипова, остальные были отвергнуты: проект Всеволожского - как близкий к романовскому обелиску, что был в Александровском саду, Ефимова - как напоминающий надгробные памятники, а Васильева - как неподходящий по масштабам (он имел вид рустованной колонны и по высоте был вдвое выше существующего ныне обелиска). Тогда все проекты были перевезены в Кремль на окончательное решение В. И. Ленина, который подошел к оценке проектов прежде всего с точки зрения их реального осуществления. Владимир Ильич сначала спросил меня, на каких проектах остановился президиум. Потом задал второй вопрос: «А какой из отмеченных проектов наверняка можно построить к годовщине Октября?» Я сказал, что вернее всего осиповский, но без фигуры, которую можно будет заменить каким-либо картушем с лозунгом. На это Владимир Ильич сказал: «Вот этот и стройте».
Первоначально имелось в виду построить временный обелиск из дерева со штукатуркой. Но в процессе постройки, когда обнаружился явный саботаж строительного отдела Моссовета, обязавшегося дать плотников, решено было сделать обелиск из кирпичей, силами работавших у нас по разборке каменщиков. Бригада их взяла обязательство сделать памятник к празднику, что и было выполнено. (Памятник в своем первоначальном виде, без фигуры, был открыт 7 ноября 1918 года.) Поскольку памятник превращался в постоянный, было решено все временные украшения и текст конституции, сделанные из фанеры, перевести в твердые материалы. Статуя была заказана скульптору Н. А. Андрееву. Он сделал ее из бетона с крошкой. Памятник был открыт в своем нынешнем виде 27 июля 1919 года. Ко дню открытия памятника все здания на Советской площади были перекрашены по проектам строителей обелиска в желтый цвет с белыми деталями, а Моссовет впервые был окрашен в красный цвет с белыми деталями. Получилась очень цельная и яркая площадь.
В отношении использования старых памятников была проделана работа с обелиском в Александровском саду. По мысли товарища Ленина, были срублены имена царей и герб Москвы, и на их местах, .по проекту архитектора Н. А. Всеволожского, были вырублены имена деятелей международной революции. Бывший сверху обелиска орел был снят латышскими стрелками.
отсюда * * *Тревожной весной 1918 года глава Совнаркома пригласил к себе наркома просвещения Анатолия Луначарского и завёл с ним совершенно неожиданный для того времени разговор:
- Давно уже передо мною носилась эта идея, - говорил Владимир Ильич, - которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем "Солнечном государстве" говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно, и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой... Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах... можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи... Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны всё делать скромно... Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы. Надо составить список тех предшественников социализма или его теоретиков и борцов, а также тех светочей философской мысли, науки, искусства и т. п., которые хотя и не имели прямого отношения к социализму, но являлись подлинными героями культуры... Особое внимание надо обратить и на открытие таких памятников... Пусть каждое такое открытие будет актом пропаганды и маленьким праздником...
"По правде сказать, - признавался Луначарский, - я был совершенно ошеломлён и ослеплён этим предложением. Оно мне чрезвычайно понравилось..."
из статьи Александра Майсуряна отсюда Согласно автобиографии, написанной Всеволожским при поступлении на работу в Полуночное Рудоуправление, он родился «в 1884 году 22 ноября старого стиля» в семье железнодорожника в Москве. Он получил обычное для людей его сословия среднее образование - учился в сельской школе, а затем в 4-х классном училище. Однако проявившиеся в детстве способности к рисованию определили его поступление в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в 1906 г. По окончании училища в 1915 году он получил диплом архитектора с правом на самостоятельное руководство строительными работами.
Творческий путь Н.А.Всеволожского начался в 10-е годы ХХ века. Еще будучи студентом МУЖВЗ, с 1907 года он начинает работать помощником городского архитектора. С этого времени он непрерывно занимается архитектурой и строительством. В связи с началом Первой мировой войны Н.А.Всеволожский среди двенадцати молодых архитекторов выпускников МУЖВЗ отправляется на строительство военных объектов на Западный фронт в сентябре 1915 года.
С 1918 года, после эвакуации, он начинает работать в Московском Кремле в Комиссии по охране архитектурных историко-художественных памятников, входившей в
Комиссариат Имуществ Республики, где являлся сопредседателем реставрационной секции вместе со Щусевым А.В. С 1920 по 1926 годы был председателем моссоветовской секции охраны старины Кремля. Под его опекой был также Собор Василия Блаженного и Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Благодаря настойчивости Николая Александровича, был спасён от разрушения Храм Василия Блаженного. Храм предполагалось взорвать и расчистить Красную площадь для парадов. Н.А.Всеволожский воспротивился этому решению, закрылся в Храме и сказал, чтоб взрывали вместе с ним.
Однако его «стремление к строительству было очень сильным», и он стал заниматься объектами промышленного и коммунального значения Москвы и Московской области. В 1919 году он переходит на проектирование и строительство Каширской электростанции. Затем работает в Главкомитете, в тресте «Архитстрой», который был расформирован в 1922 году. В 1922-1923 годах Н.А.Всеволожский реставрирует санаторий Моссельпрома под Москвой. В 1925-1926 годах работает по сооружению памятников В.И.Ленину в различных городах. В 1927 году его приглашают в строительный отдел Московского Коммунального Хозяйства, где в качестве старшего архитектора он руководит строительством нескольких автобусных гаражей и трамвайных парков, больших районных бань с гигантскими бассейнами для плавания, районных клубов и многих других жилых и коммунальных зданий. Затем его направляют для проектирования генеральных планов, коммунальных и жилых объектов Магнитогорска и некоторых городов Кузбасса. Потом вновь работает в Москве.
Н.А.Всеволожский безвинно пострадал по сфабрикованному делу. Он был осужден по 58-й статье, 12 «за непрописку приехавшего к нему родственника» и выслан в 1934 году в Карелию на три года. Медвежьегорск, куда был сослан и где трудился Н.А. Всеволожский, представлял собой быстро растущий город, в развитии которого архитектор принял самое непосредственное участие. Будучи сотрудником проектного отдела ББК НКВД, Н.А. Всеволожский участвовал в проектировании и ведении авторского надзора самых различных объектов: градостроительных, промышленных, общественных и жилых. Свидетельством тому могут служить документы, хранящиеся в Национальном архиве республики Карелия, а также существующие объекты (датированные серединой 30-х годов), при визуальном обследовании которых можно отметить черты авторского стиля. В 1937 году, когда закончился срок административной высылки, Н.А. Всеволожский остался в Медвежьегорске, продолжая работать по специальности. Одновременно он продолжал изучать карельскую деревянную архитектуру, имея возможность свободного перемещения по территории края.
После отбывания наказания ему было запрещено выезжать из Ивделя. Он скромно работал в конторе марганцевского рудника (бывший Никитинский округ владений Всеволожских).
В 1937 году, когда закончился срок административной высылки, Н.А. Всеволожский остался в Медвежьегорске, продолжая работать по специальности. Одновременно он продолжал изучать карельскую деревянную архитектуру, имея возможность свободного перемещения по территории края, большая часть которого была занята исправительными учреждениями. Архитектура предыдущих столетий Карелии на то время еще не была глубоко исследована и ее своеобразие заинтересовало Н.А. Всеволожского. Таким образом, архитектор на собственном опыте убедился в значении деревянного строительства для северных территорий, богатых лесом (например, Карелия и Северный Урал).
Вскоре из-за начавшейся советско-финляндской войны (1939-1940 гг.), Н.А. Всеволожский 16 июля 1941 года был откомандирован в Ивдельлаг, где продолжал заниматься строительством жилых и общественных зданий. Все объекты были выполнены из местного материала (леса). Опыт, полученный в период работы на ББК, помог Н.А. Всеволожскому справиться с новой задачей - проектированием и строительством горняцкого поселка Полуночное. Стоит отметить, что здесь он был единственным архитектором и самостоятельно разработал как генплан, так и каждое здание в поселке, который стал известен уникальностью архитектурного замысла.
Н.А.Всеволожский был настоящим архитектором - не генпланистом, конструктором, скульптором, чертежником, дизайнером интерьеров, строителем в отдельности, а всем сразу. Пример поселка Полуночное Ивдельского района Свердловской области дает нам уникальную возможность увидеть и почувствовать талант и мастерство профессионала.
За время своей работы в Полуночном архитектор спроектировал не имеющие аналогов жилые дома и объекты социальной инфраструктуры:
продуктовый магазин (1943 г.), средняя школа (1944 г.), столовая (1944 г.), больница (1944 г.), детский сад, (1947 г.). Эти здания были выполнены в своеобразной авторской манере и использованием мотивов и форм деревянного зодчества. Первым каменным зданием стал Дом культуры, за строительство которого в 1948 году Н.А. Всеволожский получает премию. В 1949 году он уезжает в Белгородскую область для восстановления разрушенных войной городов и становления шахтерских поселков.
В восьмидесятые годы двадцатого века лучшие здания поселка Полуночного были взяты под государственную охрану. Посёлок превратился в музей деревянного зодчества. Тем не менее, разрушение памятников архитектуры продолжается. Такая ситуация делает особенно актуальным изучение наследия архитектора Н.А. Всеволожского.
Людмила Всеволожская, потомок рода Всеволожских пишет:
Лишь один раз в жизни мне довелось встретиться с Николаем Александровичем.
Занимаясь поиском документов о его деятельности в период жизни в посёлке Полуночное, мне удалось побывать там. Поездка в Полуночное была интереснейшей. Наяву я увидела ту красоту, о которой я много раз слышала, а, главное, нашлись в посёлке люди, которые знали и помнят до сих пор Николая Александровича.
Одним из первых, кого я встретила в Полуночном, был
Олег Викторович Штраух.
Из его рассказов я узнала, что Н. А. Всеволожский был очень уважаемым человеком в Полуночном рудоуправлении. Штраух рассказывал, что несколько раз был в гостях у Всеволожских, пил с ними чай, слушал игру Николая Александровича на пианино. Они много говорили о музыке, пели хором, знакомились с домашней библиотекой, в основном состоящей из книг и альбомов по архитектуре. Одну из книг, подаренную Николаем Александровичем, Штраух отдал мне.
Олег Викторович Штраух уникальный человек. Прошло более полувека с того времени, когда они встречались с Н.А.Всеволожским, а он так живо и интересно рассказывал, вспоминал различные детали и отдельные моменты их встреч.
Меня удивило, что через Беломоро-Балтийский ГУЛАГ, через все лишения и трудности Николай Александрович привез с собой в таёжный посёлок Полуночное альбомы с репродукциями из «Русского музея» и «Третьяковской галереи». Штраух с друзьями всё это рассматривали и слушали рассказы Николая Александровича об искусстве и классике архитектуры. Они часто бывали на стройке Дворца культуры, где постоянно встречались с Всеволожским.
Однажды Николай Александрович показал им карандашные портреты шахтёров, которые он рисовал, отдыхая в шахтерском вечернем доме отдыха. Рисовал он, в основном, спящих усталых шахтёров. Своим молодым друзьям он сообщил, что рисование и живопись он изучал в классе В. Серова.
Как считал сам Н.А.Всеволожский, проект Дворца культуры - это лучшая его работа, венец его труда по строительству посёлка в любимом им стиле «Русское барокко».
Работал Н.А.Всеволожский самозабвенно, как будто хотел сделать всё возможное для далёкого таёжного посёлка. За это его и помнят, и любят.
источник источникисточникиз автореферата А. М. Колмакова УралГАХА (2007 г):
В двадцатые годы ХХ века молодое Советское государство со своими грандиозными планами нуждалось в квалифицированных работниках. Интересно отметить тот факт, что основную группу архитекторов, по чьим проектам в тот период было построено множество объектов, составляли выпускники московских и петербургских архитектурных школ, которые получали образование в годы, предшествующие Октябрьской революции. Именно эти архитекторы заложили основы формирования нового облика больших и малых городов России. К числу таких архитекторов можно отнести Николая Александровича Всеволожского, чье творчество достойно пристального внимания и подробного изучения.
Н.А. Всеволожский родился 5 декабря (22 ноября) 1884 г. в многодетной семье железнодорожного служащего. Свое обучение Н.А. Всеволожский начал в сельской трехклассной начальной школе (1892-1895), а затем поступил в городское Московское Басманное 4-классное училище (1897-1900). После чего проработал три года чертежником на Московско-Казанской железной дороге, где больше 50 лет проработал его отец.
Его творческий путь можно условно разделить на четыре этапа. В данном случае в качестве критерия можно взять географию его наследия. Первый период - московский - охватывает деятельность архитектора в Москве и Московской области с 1906 по 1934 гг. и является самым протяженным по времени. С 1934 по 1941 гг. он жил и трудился в Карелии. Следующим этапом было создание поселка Полуночное (1941-1949) после перевода архитектора в Ивдельлаг. Последним периодом творчества можно считать службу в Харьковском проектном институте «Южгипроруда».
Московский период - это время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), работа под руководством именитых архитекторов Москвы того времени и первые самостоятельные проекты. За эти годы он получил богатый опыт проектирования, строительства и реставрации самых различных архитектурных объектов. Параллельно «теоретическому» обучению в МУЖВЗ он проходил «практическую» школу, работая самостоятельным помощником московских архитекторов. Сразу после окончания училища молодой архитектор занимался проектированием и строительством военных объектов (дорог, мостов, складов, бараков, бань и т. п.) для Западного фронта.
Затем, будучи заведующим архитектурным отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета, он получил ценный опыт реставрационных работ. Впрочем, работа в Комиссии была связана также с установкой новых памятников и созданием пролетарских музеев. Н.А. Всеволожский является автором реконструкции обелиска в Александровском саду. В 1913 г. этот обелиск установили недалеко от угловой Арсенальной башни Кремля, а в 1918 г. он был реконструирован и переименован (имена царей были заменены именами революционных мыслителей). Также в 1918 г. Н.А. Всеволожский принял участие в конкурсе на проект монумента Советской конституции. Всего в конкурсе участвовали пять молодых архитекторов: Н. Всеволожский, Н. Докучаев, Д. Осипов, А. Ефимов и Н. Васильев. Однако тогда наиболее удачным был признан проект Д. Осипова.
Еще в училище Н.А. Всеволожский уделял особое внимание изучению истории архитектуры. Будучи долгое время членом общества «Старая Москва», активно участвовал в реставрации и реконструкции разрушенных памятников архитектуры. Уникальным опытом стали обмеры, наблюдения и фиксация данных при сносе старинных зданий.
В 1927 - сер. 1928 гг. Н.А. Всеволожский, работая под научным наблюдением Д.П. Сухова, принял участие в проектных работах по реставрации стен Китай-города. Он давал рекомендации по ремонту участка, выходящего на Москву-реку. В архиве Государственного научно-исследовательского музея архитектуры (ГНИМА) им. А.С. Щусева сохранились генеральный план Китайгородской стены с показанием части, подлежащей ремонту, и описание необходимых ремонтных работ (1927 г.), а также светокопии двух проектов, датированных 1930 г.: 1) проект устройства арок для трамвайного движения и пешеходов в стене близ Варварской башни и для пешеходов в Варварской башне (фасады, планы, разрез); 2) проект реконструкции Троицкой башни стены Китай-города напротив ул. Рождественки (фасад, план, разрез). К сожалению, в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века было разрушено много исторических объектов, в том числе и недавно отреставрированные стены Китай-города.
Работая в Электрострое и Москомстрое, он сталкивается с проектированием самых различных гражданских и промышленных объектов для больших городов и малых поселений. В 1919 г. в должности архитектора первого разряда он принимал участие в строительстве Каширской ГРЭС - первой районной электростанции, сооруженной по плану ГОЭЛРО. Совместно с другими архитекторами (П.А. Голосов, В.Д. Кокорин, Л.А. Веснин, С.Е. Чернышев, И.Н. Шибанов, Н.Я. Колли, Г. Гиршенберг и др.) он принимал участие в проектировании и строительстве рабочего поселения и производственных зданий при Каширской ГРЭС.
В отделе архитектурной графики ГНИМА им. А.В. Щусева находятся чертежи здания холодного и теплого складов. В автобиографии при поступлении на работу за 1948 г. Н.А. Всеволожский указал, что с 1927 по 1931 гг. он руководил проектированием и строительством трамвайных парков, автобусных гаражей, парков, клубов, районных бань с бассейнами, городских прачечных, станций аэрации, водопровода, канализации, трамвайных станций и т. д. Среди них Бахметьевский и Новорязановский автобусные гаражи (конструктор покрытия В.Г. Шухов) и клуб имени Русакова, автором которых является выдающийся архитектор К.С. Мельников. На сегодняшний день в архивах Москвы пока не удалось найти документов, проясняющих вклад Н.А. Всеволожского в проектирование и строительство этих сооружений.
Очень полезной для его дальнейшего творчества была работа в тресте «Стандартгорпроект». Здесь Н.А. Всеволожский получил возможность сотрудничать с иностранными коллегами и перенять их опыт проектирования. В это время он познакомился с новой для него деятельностью - разработкой и составлением генпланов новых городов. После разработки основных элементов генплана Магнитогорска архитектор в качестве бригадира по проектированию занимался дальнейшим исполнением проектов Кузнецка, Ленинска, Прокопьевска и других городов Кузбасса.
Последнее, что стоит отметить в этом периоде, - это недолгая работа в Метрострое до ареста и высылки в Карелию.
Таким образом, работая в различных организациях Москвы и Московской области, Н.А. Всеволожский сотрудничал со многими сокурсниками и другими более известными выпускниками МУЖВЗ и Петербургской академии художеств, и это составило основу его профессионализма.
полностью
здесь продолжение.
1917-1920.Становление Охраны памятников и Реставрационной школы. Создание Музея архитектуры (в нём тоже принимал участие Н. А. Всеволожский).