periskop:
Незаметный юбилей. 70 лет восстановлению РПЦ Сегодня - совершенно незаметный юбилей весьма знакового события в истории Великой Отечественной войны. Его не будут праздновать, как Курскую битву или форсирование Днепра, о нём вряд ли вспомнят публично и официально, и тем не менее оно сильно повлияло на всю последующую историю Государства Российского.
Речь идёт о встрече Председателя ГКО И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской православной церкви, в ходе которой были заложены принципы восстановления организации Церкви в том виде, в котором мы её знаем сейчас, после периода преследований и гонений 1920-х-1930-х. И даже нынешний титул Патриарха - всея Руси (а не России, как у Тихона) был согласован и одобрен именно той ночью.
Встреча состоялась ровно 70 лет назад, в ночь с 3 на 4 сентября 1943 г., и была неожиданной для церковных иерархов. Любопытный факт: из шести её участников пятеро были выпускниками духовных семинарий (Сталин, Карпов, трое митрополитов) и только Вячеслав Михайлович Молотов не имел духовного образования.
Патриарх Алексий I и полковник НКГБ Г.Г. Карпов
Событие это, прямо скажем, весьма неудобное и не вписывающееся в шаблон, причём с разных сторон - как для нынешнего руководства, которое страдает латентным или открытым антисоветизмом, так и для левых товарищей, многие из которых страдают начётничеством. И тем не менее оно было в реальности - именно в том виде, в котором состоялось.
Если говорить о левом движении, то сейчас развернулась борьба за "правильного Сталина". Кто он был - марксист, революционер до мозга костей или империалист - восстановитель великой Империи? За это сейчас у них идут споры - чей же он, Сталин. Споры до посинения и обид, в стиле "а ты кто такой?" и до взаимных оскорблений.
Есть распространённая левая точка зрения, где факт восстановления Церкви принижается и указывается на то, что товарищ Сталин в своих речах, статьях, книгах всегда обличал религиозный дурман и осуждал "опиум для народа", как тру-максист. Конечно, можно привести и цитаты на этот счёт. Сейчас это несложно сделать. Только вот незадача - все они заканчиваются 1939 годом. Поэтому слово "всегда" тут уже не очень уместно. Что было дальше, какие тенденции и какая именно эволюция - об этом у них тактично умалчивается. Понятно, почему - чтобы не травмировать ранимую психику своих обидчивых соратников и не вносить смятение в ряды.
Однако, при анализе действий любого государственного деятеля нужно чётко иметь в виду, что его карьера не исчерпывается публичными речами или работами. Не меньшее значение имеют его решения, действия в конкретной обстановке и результаты, вытекающие из этих действий. Это легко проверить, скажем, по деятельности Горбачёва М.С. Попробуйте почитать его работы и речи
из семитомника, изданного в 1980-е. Там много красивого и правильного. Так вот, риторический вопрос - можно ли делать выводы о Горбачёве, исходя из официального сборника его речей и выступлений? Именно того периода, когда он был у руля власти? Совпадают ли его речи с его действиями и результатами, которые случились в итоге оных?
Нет, ни в коем случае. Речи-заявления и реальные действия Горбачёва не совпадают, а иногда и прямо противоречат друг другу. То же самое и со Сталиным: нужно смотреть не только на его выступления и работы, но и на реальные действия в конкретной обстановке. А также анализировать их подачу на население СССР - в церковном вопросе она стала после 1940 г. очень осторожной. То есть, со стороны тех левых, которые ссылаются на ранние сталинские работы, и игнорируют всё последующее, такой образец полемики является
самым обыкновенным начётничеством. Ну или сладким самообманом, кому как больше нравится.
* * *
Впрочем, ладно.
Теперь о самом событии и его сути.
5 сентября 1943 г. в подвальной части первой полосы "Известий" было опубликовано малозаметное, сухое, очень осторожное извещение о встрече:
Текст же самого сообщения был ещё более осторожным и обтекаемым:
Смотрите, как аккуратно подано на население.
Предельно аккуратно.
Не встреча Сталина с иерархами, а "приём" у Председателя СНК, "во время которого имела место беседа". Несведущий читатель может сделать вывод, что на официальном приёме к Сталину подошли церковники и побеседовали с ним о том о сём. Митрополиты, типа, "довёли до сведения Сталина" своё намерение избрать Патриарха, а он "отнёсся к этим предположениям сочувственно".
Но это совсем не так.
На самом деле иерархов срочно и лично пригласили к Председателю ГКО СССР, чтобы предложить фактическое восстановление структуры Церкви и (неявно, но было понятно, что и это тоже) параллельное свёртывание агрессивной антицерковной пропаганды и организационной системы, которая её обслуживала ("Безбожник"). На Собор епископов 8 сентября иерархов свозили срочно и быстро, задействовав военно-транспортную авиацию ВВС РККА и органы ВОСО в НКПС СССР.
Получился в итоге своего рода советский Конкордат. Все последующие действия государства лежат именно в этом ключе - "Безбожник" тихо и непублично помер, его сменило общество "Знание", в котором пропаганда атеизма стала скромной маленькой секцией и занимала ...дцатое место в списке приоритетов и т.п.
Причём затем в Политбюро всё-таки не было единства по церковному вопросу - группировка Жданова-Кузнецова предлагала её прижимать и снова преследовать, группа Маленкова - Берии занимала нейтральную позицию, однако до смерти Сталина никакой реальный зажим Церкви не состоялся. Вторая волна гонений началась только при Хрущёве, после запуска первого спутника в 1957 г. и достигла пика к XXII съезду КПСС в 1961 г. Это, кстати, был пик не только гонений на РПЦ, но и Первой десталинизации, самой яростной из всех.
Конечно, мотивы Сталина в церковном вопросе были сугубо прагматические, на этот счёт не стоит заблуждаться. Во-первых - вопросы внешнеполитических контактов, во-вторых - каноническое отлучение от церкви и преследование тех иерархов, которые сотрудничали с гитлеровцами на оккупированных территория. В-третьих - влияние через Церковь на население освобождаемых территорий и стран Восточной Европы, в-четвёртых - использование деятелей Церкви в советских внешнеполитических комбинациях и инициативах. В пятых, были даже проекты созыва в СССР Вселенского собора семи канонических церквей, чтобы перенести Вселенскую Патриархию из Константинополя и сделать её подконтрольной Союзу. Впрочем, проектам "советского Ватикана" не дали хода, а после отпадения Югославии от социалистического блока они заглохли совсем.
* * *
Что же до содержания той легендарной ночной встречи, то на этот счёт
остался интереснейший документ, составленный её участником - Г.Г. Карповым. Он называется "Записка полковника госбезопасности Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской православной церкви".
(о личности Г.Г. Карпова
можно почитать тут)
Вы этот документ можете прочесть полностью, см. ссылка выше, а я тут приведу лишь краткую выжимку течения той ночной встречи (
позаимствовано из поста ув.
gm_dar):
1) Сталин поблагодарил иерархов за патриотическую и государственную позицию Церкви, занятую в годы войны.
2) Митрополит Сергий попросил разрешение собрать Архиерейский собор, который изберет Патриарха и Синод. Сталин просьбу одобрил. [Явно все уже было оговорено заранее]
3) Митрополит Сергий попросил разрешение Правительства принять для Патриарха титул "Патриарха Московского и всея Руси" (вместо России, как было при патриархе Тихоне). Сталин одобрил.
4) Митрополит Сергий сообщил, что архиерейский Собор может быть собран через месяц, но Сталин попросил митрополитов "проявить большевистские темпы", пообещал помочь "соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву, чтобы собрать Собор через 3-4 дня.
Предложение было принято и в положенное время исполнено. 8 сентября собор был открыт. 19 архиереев единогласно избрали митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси, образовали Священный Синод РПЦ и приняли постановление об отлучении от Церкви и лишении сана всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов.
5) Митрополиты Сергий и Алексий попросили разрешения организовать богословские курсы при некоторых епархиях.
Сталин удовлетворил просьбу, но настойчиво посоветовал не останавливаться на курсах, а открывать духовные академии и семинарии "во всех епархиях, где это нужно". Митрополиты от предложения Сталина отказались, сославшись на слабость своих сил и возможностей.
6) Митрополит Сергий предложил создать ежемесечный журнал Московской Патриархии, в котором "освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера". Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».
7) Митрополит Сергий поднял вопрос об открытии церквей в ряде епархий и праве архиереям входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей. Сталин ответил, "что по этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет".
8) Митрополит Алексий поднял вопрос перед об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т.д. Сталин предложил подать список для рассмотрения.
9) Митрополит Сергий попросил разрешения предоставить право свободного проживания и передвижения внутри Союза и право исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения. Сталин пообещал изучить вопрос.
10) Митрополит Алексий поднял вопрос о церковной кассе: предоставить епархиям право отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания Патриархии и Синода. Изменить Положение о церковном управлении, чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви. Сталин одобрил.
11) Митрополит Николай попросил разрешение создавать свечные заводы при епархиях. На это Сталин сказал, что "церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР". Свечные заводы разрешили.
12) Сталин предложил выделять государственные деньги на содержание управления Патриархии: "сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру".
13) Сталин от имени Правительства предложил участникам встречи решить бытовые вопросы: от предоставления квартир до обеспечения продуктами питания и личным транспортом. Митрополит Сергий от снабжения продуктами отказался, но попросил выделить машины и помещение для Патриархии в Новодевичьем монастыре. Оказалось, что Сталин знает о помещениях в Новодевичьем, но считает, что они нуждаются в ремонте и потому не подходят для скорого использования. Он предложил сразу предоставить 3-этажный особняк в Чистом переулке, бывшую резиденцию немецкого посла. Как сказал Сталин: "это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в этом особняке". Кроме того Сталин сказал митрополитам: "на рынке продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2-3 легковые автомашины с горючим".
14) Далее Сталин несколько раз спросил, есть ли у митрополитов еще какие-либо вопросы. "Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом". Сталин пообещал разобраться в каждом отдельном случае и исправлять в случае необходимости.
15) Сталин предложил образовать "специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви", который будет осуществлять связь между Правительством и Церковью и решать возникающие вопросы. Председателем Совета Сталин предложил назначить Г.Г. Карпова и спросил мнение митрополитов. Последние "весьма благожелательно" его приняли. "Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Подберите себе 2-3 помощников, которые будут членами вашего Совета, образуйте аппарат, но только помните: во-первых, что вы не обер-прокурор; во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви".
16) После этого т. Сталин, обращаясь к т. Молотову, сказал: "Надо довести об этом до сведения населения, так же как потом надо будет сообщить населению и об избрании патриарха".
Молотов тут же стал составлять проект коммюнике для радио и газет, при составлении которого вносились соответствующие замечания, поправки и дополнения как со стороны т. Сталина, так и отдельные со стороны митрополитов Сергия и Алексия.
17) "После этого т. Молотов обратился к Сергию с вопросом: когда лучше принять делегацию Англиканской церкви, желающую приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским? Сергий ответил, что поскольку Собор епископов будет собран через 4 дня, значит, и будут проведены выборы патриарха, англиканская делегация может быть принята в любое время. Тов. Молотов сказал, что, по его мнению, лучше будет принять эту делегацию месяцем позднее".
То есть, как видите - реальные прагматические действия Сталина и его публичные выступления и работы более ранних лет не всегда коррелируются. Его взгляды не были застывшими на протяжении всей его государственной и партийной карьеры. Так же, как и у Горбачёва, кстати. Поэтому, изучать и оценивать деятельность исторических фигур надо не только по речам и выступлениям, но и по реальным действиям и их последствиям.
_____________________
ранее по теме