Великое, отечественное, человеческое

Jun 22, 2013 21:08



natabelu:

ВОЙНА В ПИСЬМАХ И ПЛАКАТАХ




Письмо командира истребительной противотанковой батареи П. А. Гоголева от 15 мая 1943 г.:

Здравствуй, моя дорогая подруга жизни! Обнимаю и целую и тебя и детей - доченьку Светлану и сынка Ладика. Посылаю вам своей привет из далёкого края. Желаю всем вам всего только самого хорошего, самого приятного.
Я по-прежнему продолжаю свою службу Родине, полным сил и ненависти к немецко-фашистской военщине. Там, где ступила война, остался глубокий след на всем. Война растоптала жизнь массы мирных жителей. Война разрушила многолетние создания труда. Тебе, Аня, трудно представить всю картину разрушения нанесённую войной. Пришлось мне проходить во многих сёлах, был и по городам. И везде, где «постарался» Гитлер - везде осталось разрушение, разрушение и разрушение. Знаю я разрушенный город Сухиничи, город Белев, побитый город Елец. Знаю много крупных сел и станиц, деревень и хуторов, от которых остались лишь пеньки да развалины. Как-то зимой мы «заезжали» в одну из станиц на привал. Кругом ни строения, ни садочка. Все сровнялось с землей. Старынин (который писал тебе письмо - мой товарищ) никак не мог представить себе, что мы уже въехали на территорию станицы. Когда я стал показывать ему остатки очертаний домов, дворов, палисадников, огородов, - тогда лишь он все-таки поверил, что уже «приехали» в назначенный пункт. Снегом была прикрыта нагота участка станицы. Снег прикрыл осиротевшую землю… Когда стали подробнее приглядываться - стали попадаться остатки кроватей, груды разваленных печей, остатки домашней утвари, остатки сельскохозяйственного инвентаря…


А вот другая картина - в прошлом году летом на одной из глухих дорог где-то в лесах, не так далеко от Брянска, я видел уходящих от «хорошей» жизни, которую сулит Гитлер. Шла повозка с узлами и мешками. Запряжена какая-та кляча. Это собирали свои пожитки несколько семей и уходили вглубь за линию фронта, в тыл. Было несколько женщин. На руках у них детишки. Возле них семенят дети постарше - лет от 3-х и старше. Что меня больше всего придавило в этой картине, так это то, что ребятишки-малыши, так же как и все взрослые, имели у себя за спинками котомки. Представь себе наших детишек в такой роли и тебе тоже станет не по себе. Не мог я спокойно смотреть на детишек, у которых за спиной котомочка, которые вместе со своими матерями, бабушками, сёстрами - как взрослые, уходили от пламени войны! Ведь когда наша Светлана «таскала» с бабушкой траву для коровы в своём маленьком мешочке - так нам это было только развлечение. А когда с такой же сумочкой ребёнок уходит от немецкого рабства, так тогда совсем не весёлая картина.

Сейчас на нашем участке есть хутор. Сейчас он уже опустел, кто был здесь еще - все выехали в тыл, назад. Все население уехало, чтобы не мешать нам драться с противником, чтобы не было излишних жертв. Хутор опустел… Война покалечила дома. Война вырубила сады и садочки. Кое-где остались отдельные деревья. Урючины, акации, тополя, вишни. Кое-где остались ободранные кусты сирени, кое-где сохранились от цветников ирисы. Весна заставляет продолжать жизнь. Оставшиеся урючины, вишни - завязали уже плоды. Акация расцветает, сирень дает робкие кисти. Ирис с опаской высовывает свою пышную головку… По улицам пусто… Ни песни, ни смеха, никакой жизни. Лишь патруль попадается в своей суровой строгости. А ведь до войны здесь жизнь кипела. Проносились под горой, над речкой поезда, шумел базар в недалёком городке. По улице гуляла богатая колхозная жизнь. В домах кипела не останавливающаяся работа. Все это было прежде. А сейчас тихо, пусто. От прежнего остались только те же соловьиные трели в кустах над речкой, да далёкое кукование кукушки. Былая, бойкая жизнь пригородной деревушки замерла. И замерла надолго… Со временем закипит новая жизнь, но это будет еще не скоро. Пока здесь мертво. И мертво по прихоти нашего врага…

Аня! 12 мая я сдал начфину перевод тебе на 500 рублей.

Остаюсь с поцелуем - крепким, крепким. Твой Петя. Ваш папа.







Письмо Валентина Владимировича Пьянкова жене Нине, 28.12.1944 г., незадолго до гибели:

С приветом к вам ваш муж Пьянков. Здравствуй многоуважаемая жена Нина В. Шлю вам свой чистосердечный фронтовой привет и массу наилучших пожеланий в вашей жизни и работе. Кланяюсь сыну Геннадию В., маме и сестре Зинаиде. Всех вас крепко целую. Во первых строках своего письма я вам сообщаю, что получил ваше письмо и которое вас благодарю за то что вы его писали трудились, а за то что написано вам неспасибо. Нина ожидаешь письмо и новости немного развеселить себя дак в вашем письмом не развеселился а хуже того разостроился. Ожидаешь письмом узнать новости а вы пишите деревенские сплетни. Зачем они мне нужны и зачем их писать мне и без них здесь не вкусно должна сама понимать. Нина я знаю что вам тоже жить трудно и тяжело, а как здесь на фронте жить я думаю что еще тяжелее. Нина я тебе писал не один раз что не слушай никого. Если хочешь жить то живи и никого не слушай вот а если не думаешь то дело твое. И не упрекай меня матерью. Мать мне дороже жизни и никогда я ее не дам в обиду вот моя прозьба к вам и живите только в хороших отношениях с моей матерью если хочешь токо жить а если не думаешь то ни чего не поделаешь и мать тоже не пишет, а может и найдет нас счастье и я буду живым вернусь домой. Тогда будем разбираться совсем по другому. Ну вот теперь сообщаю немного о себе. Я пока живой но не очень здоровый. Нахожусь на лечении полевом госпитале из части вышел письмо по этому адресу не пишите ожидайте другой возможно пошлю скоро а возможно и долго не будет. На этом не осудите вот и все пока писать больше нечего. Вот мои дорогие таковы мои дела, я тебе Нина еще говорю, что не слушай деревенские разговоры и никто тебя не выганивает из хаты. Хочешь живи, а не хочешь как хочешь. Я уже ничего сделать нимогу. Вот и все.

полностью на сайте

источник

авторы плакатов, к сожалению, не указаны автором замечательного поста ни у себя в ЖЖ, ни на сайте замечательного журнала.

вот некоторые из них:
Иванов В.С. Каждую пулю - в немца! 1943
Корецкий В.Б. Европа будет свободной! 1944
Иванов В.С. Так оно и будет! 1945
Казанцев А.А. Освободи! 1943
Дени (Денисов) В.Н. Красной армии метла нечисть вымела дотла! 1945
Жуков Н.Н. Отстоим Москву! 1941
Шмаринов Д.А. Освободи! 1942
Серов В.А. Заменим! 1941
Григорьянц П.П. "...Поражение фашистских войск на советско-германском фронте..." 1944
Долгоруков Н.А. Чуден Днепр при тихой погоде. 1943
Моор (Орлов) Д.С. Все на г. 1941
Жуков Н. Н. Ждём тебя, родимый, из фашистской неволи!
Иванов В.С., Буров О.К. Вся надежда на тебя, красный воин!  1943

будем надеяться, что уважаемый автор допишет остальное самостоятельно и заодно расскажет, где были изначально опубликованы письма, пусть будет несколько источников, это ведь так интересно! хочется прочитать целиком, правда?

* * *


ещё письма
Летом 1941 года среди трофеев, захваченных наступающими фашистскими войсками на Украине, в Каменец-Подольском, оказались письма. Они не были доставлены своим адресатам. И до сих пор не распечатаны и не прочитаны!

Все эти годы они хранились в Австрии, в фондах музеев Вены. Возможно, кто-то до сих пор ждёт одного из этих писем… Мы считаем, что даже через 70 лет они должны быть доставлены.

Поэтому обращаемся ко всем: проверьте, вдруг один из этих конвертов адресован Вашей семье или кому-то, кого вы знаете?

Полный перечень адресов с недошедших писем размещён на этой странице и для вашего удобства разделён на группы, соответствующие административному делению бывшего СССР в 1941 году. Кликнув на любое из названий, вы автоматически попадёте на страницу с перечнем адресов по данному региону.

авторское право, Память, Цветаева, Великая Отечественная война, плакат, Калуга и Калужская область, СССР, архивы и документы, мемуары/письма, Малороссия/Украинская ССР/Украина

Previous post Next post
Up