В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий отмену налоговых льгот на показ зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. По мнению автора законопроекта, зампреда Госдумы Сергея Железняка, отмена льготы позволит защитить интересы российского кинематографа. Специально для «АН» на вопрос «Как защитить интересы российского кинематографа?» отвечают…
Карен Шахназаров, кинорежиссер, сценарист, гендиректор киноконцерна «Мосфильм», Народный артист России:
На сегодня ситуация в российском кино, по-моему, вообще очень нехорошая. Если три-четыре года назад российский кинематограф стал довольно-таки прилично присутствовать в прокате, то сегодня он почти полностью исчез.
Более того, у нас прокатываются картины, где мы просто напрямую являемся врагами рода человеческого! Какая еще страна может себе позволить такое? Никому и в голову не придет, что подобное недопустимо, а если кто-то и скажет об этом, то его обвинят в «ущемлении свободы».
Какая же это свобода? Подобное не позволят даже в Африке (при всем моем уважении к африканцам, я не хочу обижать их)!
У нас часто допускают картины, где неприглядно изображены советские люди, а ведь всем понятно, что это тоже мы. Рембо уничтожает советских солдат, а у нас все это спокойно показывается, демонстрируется. Вспомните «Армаггедон» с Брюсом Уиллисом, да мало ли…
И в этом тоже должна быть четкая государственная политика, которой сейчас нет! У нас нет такого понимания. Поскольку у нас изначально государство вообще изъяло из оборота идеологию, то какое же может быть искусство?
Искусство - это всегда идеология, и оно является идеологией даже тогда, когда оно антиидеологично! А когда у нас нет никакой идеи, то получается, как… армия. Не хочешь кормить свою, то будешь кормить чужую. Если мы сами ушли с поля идей, значит, его заполнят другие. Вот у нас извне и заполнили этот вакуум идей. Да, сейчас идеи есть, но они не наши, не от нас, и часто просто нам враждебны.
И еще. У нас сейчас вообще нет детского кино. В СССР детское кино было одним из величайших достижений мировой истории! Просто невозможно себе сейчас представить масштаб той индустрии, одной из лучших в мире! Наш советский фильм «Морозко» до сих пор в Чехии является главным рождественским фильмом! В этой стране он стал такой же традицией, как, например, чешский карп...
Александр Митта, кинорежиссер, Народный артист России:
- У нас все кинотеатры «проданы» американцам. Кинотеатрам это выгодно, потому что американское кино обеспечивает их потоком фильмов, что гарантирует им и зрителей, и доход. Но даже если отечественный фильм и вклинится в кинопоказ, его доход не покрывает расходов.
Что делают компании, которые хотят попасть на экран и имеют на то некие основания? Они входят в кооперацию с американскими компаниями, работающими в России.
- Российское кино в прокате окружено некой безвыходностью. Как только к выходу на экраны готовится серьезный фильм, то на него сразу точат зубы пираты! Пример - веселая, заводная хорошая комедия с отличными актерами Безруковым и Дюжевым. Эта картина вполне могла бы конкурировать со всеми фильмами, но практически за день до выхода на экраны по чьей-то непонятной злой воле пираты скачали этот фильм и выбросили его в интернет в отличном качестве, чем компании-производителю был нанесен совершенно непоправимый ущерб. И так у нас бывает в значительных случаях.
Американцы очень серьезно подходят к вопросам кинобизнеса. У них существует определена норма: когда они снимают картину, скажем, на 60 млн. долларов, то на ее раскрутку ассигнуют 120 млн. долларов, то есть два к одному. У нас же в лучшем случае вам дадут деньги на печать копий, а дальше крутитесь как хотите…
Александр Саргин, Russkie.orgДаниил Дондурей: «Меры защиты российского кино только повысят популярность американского»
Депутаты Госдумы планируют внести законопроект, согласно которому снимаются льготы на показ зарубежных фильмов в российских кинотеатрах, а также устанавливается квота не менее 20% отечественных картин от общего объёма показов. Предполагается, что эти меры будут способствовать защите отечественного кинематографа. Известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Донудрей обе эти меры называет пагубными для отечественной киноиндустрии, объясняя это просчётом системы и особенностью российского зрителя.
Депутаты в рамках мер поддержки предлагают отменить налоговые льготы для проката зарубежных картин. Насколько это поможет отечественному кино?
- Подобный закон разрабатывали люди непрофессиональные, не понимающие принципов развития и продвижения. Те $100 млн, которые предполагается от этих мер выгадать, просто планируется утопить в российском бюджете, вывести из кино и убить на что-то другое. Вот если было бы как во французской модели, когда эти деньги идут в фонд поддержки кино, это другой разговор.
На эти деньги можно было бы спокойно организовать продвижение российского кинематографа на трёх федеральных каналах в прайм-тайм между сериалами про полицейских-бандитов и бандитов-полицейских. Нужно богатому человеку объяснить, что если он разбирается во французских винах, если он действительно культурный человек, то он должен обязательно посмотреть «Фауста», который в Венеции получил «Золотого льва». А так толку никакого от этих денег не будет.
А мера по повышению квот для российских фильмов до 20%?
- Тоже мера неэффективная. Это напротив навредит нашему кинематографу ещё больше и только повысит популярность американского кино.
Во-первых, кинотеатры научатся легко маневрировать этими квотами путём увеличения сеансов, использования Blu-Ray в маленьких помещениях, которые всегда можно объявить залами.
Во-вторых, учёта электронных билетов у нас в стране почти не ведётся, поэтому манипулировать цифрами в рамках заданных квот им большого труда не составит.
И, наконец, если учесть, что 1 млрд рублей доходов кинотеатрам приносят не богачи, интеллигенты и средний класс с Болотной, а старшеклассницы и студентки, то не трудно догадаться, какой они репертуар предпочитают. Никаким декретом их не загонишь на «Фауста» или другой российский серьёзный фильм. У нас страна другая.
Как же тогда «защитить», как они выражаются, наше кино от западных конкурентов?
- Если они хотят действительно не допускать на отечественный кинорынок американское и европейское кино в угоду российскому, то нужно действовать последовательно: запрещать закупать за границей картины до определённого количества, вводить запрет на прокат слишком большого количества иностранных картин, а ещё запретить Интернет, и тогда у нас будет как при Суслове - ни одна муха не пролетит.
Для сравнения, в СССР в год показывали 6 - 7 иностранных картин плюс одна, если Брежнев ехал с визитом в США. При этом эти фильмы вообще не показывались по телевидению. А сейчас у нас таковых насчитывается от 170 до 200 в год, вот вам и вся разница.
Дмитрий Ключевский, FirstNewsНациональный кинофильтр
Законодатели собираются ограничить показы зарубежных фильмов в кинотеатрах
Соответствующий законопроект внесен на днях в Государственную думу РФ. Сокращение проката зарубежных кинокартин, как уверяют депутаты, мера вынужденная. По данным вице-спикера нижней палата единоросса Сергея Железняка, ставшего одним из авторов предложения, при общем росте прокатных сборов в 2012-м году (это 40 млрд. рублей) доля в них российского кино всего около 13%. Авторы законопроекта предлагают с будущего года ввести квоту на показ отечественных фильмов в 20% от всего проката, а с 2014 года передать право установления минимальной доли показа наших картин правительству РФ.
Кинотеатры, не соблюдающие квотирование, будут штрафоваться: за каждый факт нарушения - от 100 до 400 тысяч рублей. Так же депутаты предлагают обязать кинопрокатчиков платить НДС с доходов от демонстрации иностранных фильмов (в настоящее время кинотеатры, как учреждения культуры, НДС не облагаются).
Цель, на самом деле, благая - поднять интерес к отечественному кино. Но достаточно ли тех мер, которые предлагаются? И не приведут ли они к обратному результату, когда люди просто перестанут ходить в кино?
«К обратному результату, они, конечно же, привести не могут, - считает кинопродюсер, глава кинокомпании «Рекун» Илья Неретин. - Но мер этих недостаточно. То есть должна быть комплексная попытка реорганизации отрасли. Хотя с чего-то надо начинать - путь хоть так. Я - за».
Не всегда финансовый успех фильма обусловлен его художественными достоинствами. Тогда от чего же он зависит?
- Например, от продолжительности проката. Чему косвенно и должно способствовать квотирование российского кино. Не убирать картину через две недели, как обычно это делается в кинотеатрах, а дать фильму возможность подольше (как во всем мире) - месяца два - жить на экране. Потому что два месяца должно жить кино, чтобы собрать какую-то кассу. Это - один из ответов, на самом деле их гораздо больше.
А пойдет ли зритель в кино, если он может в интернете скачать ленту, которая даже не вышла еще на большой экран?
- Этот разговор всегда начинается, как только происходит смена форматов - появляется новый жанр искусства или новая возможность просмотра. Появился кинематограф - говорили, театру конец. Но ничего, и в театр ходят, и в кино. Поход в кино - это ведь не просто поход ради получения информации о просмотренном фильме. Это целая социально-значимая акция: ты идешь в кино, идешь в компании, идешь провести время, заодно посмотреть фильм. Я думаю, одно другому никак не мешает.
Но кино разное бывает: есть массовое, есть - «не для всех». Из отечественной продукции что прокатчики будут выбирать?
- Нигде в мире такого вопроса не стоит. Зритель есть на каждое кино, только его надо этому зрителю поставить. Вот все говорят: «Ах, Вуди Аллен! Ах, Вуди Аллен!» А что, он много собирает массового зрителя? Нет. Однако его фильмы собирает достаточно средств, потому что у него есть свой зритель, который знает твердо, когда, в каких кинотеатрах можно посмотреть картины Вуди Аллена. Пусть это не сборы «Титаника» или «Мстителей», но тем не менее. Другое дело, что у нас на такого рода фильмы невозможно попасть, потому что их не берут кинотеатры. При этом нельзя сказать, что такие фильмы не имеют у нас своего почитателя. Имеют. Их любят и смотрят. Они и стоят дешевле, поэтому для их окупаемости нужно и меньше народу. Тут все взаимосвязано. А у нас ведь кинодистрибьюторская сфера - это зона абсолютной оккупации, где сквозь американскую продукцию фактически невозможно пробиться не то чтобы российскому кино… Европейскому кино невозможно пробиться. Что, у нас с большим успехом прошел фильм «Неприкасаемые» (в русском прокате «Один плюс один»), выдвинутый сейчас на «Оскара» как лучшая лента на иностранном языке? Точно также ему трудно пробиваться на российский рынок сквозь американских полумейджеров, которые забивают этот рынок своей запредельной продукцией.
Один из основателей кинематографического движения «параллельное кино» в России, режиссер Борис Юхананов тоже считает предложенные думцами меры недостаточными:
- Ситуация в России такова, что любые меры здесь будут недостаточными. Со зрителем надо работать. Европейский зритель смотрит сложное кино и смотрит достаточно много. А нашего уже много лет «заворачивают в трубу» потребительства и кайфования. Чтобы воспитать вкус, квотирования недостаточно. Требуется очень большая работа в сторону продвижения российского кино. И в первую очередь, конечно, создания интересных фильмов. Требуется именно работа со всей инфраструктурой, включая пропаганду, рекламу, создание системы звезд. Хотя сам факт, что первый шаг в эту сторону вроде бы сделан - это уже момент позитивный.
Заслуженный деятель искусств России, режиссер Дмитрий Астрахан в целом поддерживает введение квот на российские фильмы, однако сомневается, что в нынешних условиях эти мера поддержки отечественного кино даст результат.
- Если речь идет о том, чтобы дать российским фильмам шанс в большем количестве попадать в кинотеатры, то инициатива эта правильная. Только она не имеет смысла, пока у нас в стране так мало кинозалов. Огромная сеть кинотеатров, которая была в советское время, просто уничтожена. Потому кинопрокатчик, если залов у него мало, автоматически смотрит в сторону западной продукции. Зачем ему думать, как прокатать российские фильмы? Он берет западный, так как у него больше шансов на нем заработать. А будут квоты, возможно, он будет что-то думать и все-таки пытаться заработать и на российском кино. А это возможно. Только придется больше думать, как его показывать.
«Конечно, зрителя нужно приучать. А это большая работа, - говорит замдиректора по кинопрокату московского кинотеатра «Художественный» Екатерина Долгополова.
Мы некоторым образом отличаемся от других кинотеатров, мы показываем достаточно много российского кино, и наш зритель уже приучен. Конечно, оно не приносит таких денег, как американские блокбастеры. Но фильмы у нас достойные. У нас великолепно отработала недавно вышедшая российская кинолента «Рассказы». Очень хороший фильм, его даже компания «Дисней» взяла в прокат, при том, что он не был показан в других кинотеатрах. У нас шикарно прошел фильм «Шапито-шоу». Я вообще считаю, что всем российским фильмам нужно давать шанс попасть на экран. Российское кино показывать нужно. Но нельзя не сказать и о том, что российское кино - это совсем не означает, что это кино хорошее. Есть, к сожалению, такие фильмы, что занимать ими экранное время совершенно не хочется.
«Глупостью и популизмом» назвал инициативу депутатов автор и ведущий программы «Культ кино», киновед Кирилл Разлогов:
- Никакого эффекта это не даст. В той форме, как это сформулировано, это вообще бессмысленно. Ссылка на то, что в развитых странах это есть, неуместна. По отношению к кинотеатрам такого нет ни в одной развитой стране, это есть в некоторых развивающихся странах, в частности, в Бразилии, в Корее. Скажем, в Корее кинотеатры должны показывать корейские фильмы сто дней в год. Двадцать процентов от показа не дает абсолютно ничего, потому что кинотеатры просто сделают пару утренних сеансов, и на этом дело кончится. Есть и другие способы ухода, то есть формального выполнения этого требования без всякого результата - и коммерческого, и зрительского. По-моему, это просто глупость и популизм. Мы уже один раз убили сеть кинотеатров, сейчас можем ее убить во второй.
Справка «СП»
В десятке лидеров российского проката впервые с 2003-го по итогам года нет ни одной отечественной картины, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на данные портала Kinobusiness.
Лучший результат среди российских кинолент в этом году показала анимационная картина «Иван Царевич и серый волк», вышедшая в прокат еще 29 декабря 2011 года и заработавшая за первые выходные почти 3,9 млн долларов. Но и ей не удалось пробиться в десятку лидеров по итогам года.
Как отмечается в сообщении, начиная с 2004 года, в десятке лидеров отечественного кинопроката попеременно находились от одной до пяти российских картин. В разные годы это были такие фильмы, как «Ночной дозор», «9 рота», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Волкодав из рода Серых Псов», «Жара», «Самый лучший фильм» и другие.
Светлана Гомзикова, «Свободная пресса»____________________
вначале всё разрушили, хотя их предупреждали и пытались противостоять, а теперь стонут.
разрушили Систему, приносящую большую прибыль, продали кинотеатры, ушли из фестивалей.. разрушили Школу, и не только в кино. И МЫ ВСЕ ЭТО ЗНАЕМ.
Послушайте про театр. И это не только бабки. Это - целенаправленное разрушение.
И никакие льготы не помогут, потому что начинать надо сначала. С нуля. Или даже, точнее, с боо-льшого минуса.
И алгоритм такой же, как и в промышленности и везде - не инвестиции искать и продаваться на каждом углу и порождать коррупцию, выкидывая за борт наших граждан и продолжая разрушать Государство, а создавать условия для роста и творчества, делового, как вы любите говорить, климата. Дайте людям надежду на Жизнь, у всех ведь руки опустились.
А для этого не надо было принимать закон об образовании, здравоохранении, не надо было брякать и проводить в действительность мысль, что малые города не нужны, не надо было вступать в ВТО, поощрять глумление над Историей и т.д. и т.д., в том числе назначать такого министра культуры и всех других министров и премьера, мэров, за которых НАМ стыдно перед собой, унизительно стыдно...
Молодое поколение выросло без ориентиров и тормозов, среднее поколение устало и выжить бы, старшее - умирает.
Это - ваша антинародная мерзкая политика, пожинаете свои плоды, занимаетесь популизмом, делёжкой и снова лжёте. И эта замкнутая петля вскорости удавит всех.