К 60-летию принятия Постановления.
"В истории нашей страны была эпоха, когда мы были беднее, а наше наследие было, может быть в еще более трагической ситуации, после войны. Но тогда был такой подъем патриотизма и так надо было доказать, что мы патриоты, немцы разрушали, а мы восстанавливаем, что появились государственные программы, законы. Когда читаешь положение товарища Сталина 1948 года об охране памятников, рыдаешь от восторга. Была возобновлена система охраны памятников, были созданы десятки реставрационных мастерских, тогда были заложены ее основания, ремесленных училищ. И страна в 15 лет залечила раны войны, восстановила исторические города. Была нищая абсолютно. Но это было надо и было понятно обществу, было понятно государству, были сконцентрированы усилия. Сейчас, скажем, говорить, что денег нет, это неправда. Это неправда на московском уровне, потому что Москва просто кипит от денег. Нет желания. Только желания." (из интервью Алексея Ильича Комеча радиостанции "Свобода")
http://www.svoboda.org/programs/rf/2005/rf.080605.asp СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1948 года N 3898
О МЕРАХ УЛУЧШЕНИЯ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
Совет Министров СССР отмечает, что в деле охраны памятников культуры имеются серьезные недостатки.
Контроль за сохранностью исторических и археологических памятников не осуществляется. Руководство охраной и реставрацией памятников архитектуры и искусства со стороны Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР осуществляется неудовлетворительно.
Организации, учреждения и предприятия, в ведении или аренде которых находятся памятники культуры, не обеспечивают их сохранности, а исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся не проявляют должной заботы об охране памятников и обеспечении их сохранности.
В целях улучшения охраны памятников культуры Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Возложить охрану памятников культуры, а также надзор за их содержанием на Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся.
2. Возложить руководство и контроль за постановкой дела учета, охраны, реставрации и использования археологических и исторических памятников на Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик.
3. Обязать Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР усилить руководство и контроль за делом учета, охраны, реставрации и использования памятников архитектуры и искусства.
4. Утвердить Положение об охране памятников культуры согласно Приложению.
5. В соответствии с Положением об охране памятников культуры, утвержденным настоящим Постановлением, поручить:
а) Комитету по делам архитектуры при Совете Министров СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить инструкцию о порядке учета, регистрации и содержания памятников архитектуры;
б) Комитету по делам искусств при Совете Министров СССР в 3-месячный срок разработать и утвердить инструкцию о порядке учета, регистрации и содержания памятников искусства;
в) Советам Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и утвердить по согласованию с Академией наук СССР инструкцию о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников.
6. Обязать Советы Министров союзных республик, Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР провести в течение 1948-1949 гг. учет всех выявленных до настоящего времени памятников, подлежащих внесению в государственные списки памятников культуры.
7. Поручить Советам Министров союзных республик внести изменения в Положения и структуру Комитетов по делам культурно-просветительных учреждений и их местных органов в соответствии с Положением об охране памятников культуры, утвержденным настоящим Постановлением.
8. Разрешить Комитету по делам архитектуры при Совете Министров СССР организовать в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры специальные научно-реставрационные производственные мастерские на хозяйственном расчете.
9. Обязать Советы Министров союзных республик предусматривать в народнохозяйственных планах выделение материалов и средств для реставрации и поддержания сохранности памятников культуры, не находящихся в арендно-хозяйственном использовании.
10. Обязать Государственную штатную комиссию при Совете Министров СССР пересмотреть штатные расписания Комитетов по делам культурно-просветительных учреждений и их местных органов в соответствии с увеличением их объема работ в части охраны археологических и исторических памятников, а также утвердить штаты административно-управленческого персонала научно-реставрационных производственных мастерских Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
11. Разрешить Президиуму Академии наук СССР образовать научно-методический совет по охране памятников культуры в составе представителей: Академии наук СССР, Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, Комитетов по делам культурно-просветительныхучреждений при Советах Министров союзных республик и отдельных видных специалистов в области изучения и реставрации памятников культуры, возложив на этот совет осуществление научно-методического руководства делом охраны и изучения памятников культуры, совершенствование научных методов реставрационных работ и установление научной классификации памятников культуры.
12. Поручить Президиуму Академии наук СССР разработать и утвердить Положение о научно-методическом совете, а также утвердить персональный состав Совета.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
И.СТАЛИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Я.ЧАДАЕВ
Приложение
к Постановлению
Совета Министров СССР
от 14 октября 1948 г. N 3898
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
I. Общие положения
1. Все находящиеся на территории Союза ССР памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение, являются неприкосновенным всенародным достоянием и состоят под охраной государства.
2. Государственной охране подлежат:
а) памятники архитектуры: гражданские и культовые здания, кремли, крепости, дворцы, усадьбы, парки, руины и остатки древних архитектурных сооружений, триумфальные арки, мосты, надгробные памятники, мавзолеи и пр., а также связанные с ними произведения монументальной живописи, скульптуры, прикладного и садово-паркового искусства;
б) памятники искусства: произведения станковой живописи и скульптуры, произведения графики и предметы декоративного искусства, находящиеся в государственных учреждениях и хранилищах, а также скульптурные памятники и проч.;
в) памятники археологии: древние курганы, городища, свайные постройки, остатки древних стоянки селищ, остатки древних городов, земляные валы, рвы, следы оросительных каналов и дорог, древние кладбища, могильники, могилы, древние намогильные сооружения, дольмены, менгиры, кромлехи, каменные бабы и пр., древние рисунки и надписи, высеченные на камнях и скалах, места находок костей ископаемых животных (мамонтов, носорогов и пр.), а также находимые древние предметы;
г) памятники исторические: сооружения и места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народов СССР, революционным движением, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим строительством; памятники мемориального значения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся государственных и политических деятелей, народных героев и знаменитых деятелей науки, искусства и техники, их могилы; памятники истории техники, военного дела, хозяйства и быта.
3. Ведение списков памятников культуры, подлежащих государственному учету и охране в соответствии с п. 2 настоящего Положения, и представление этих списков на утверждение Советов Министров союзных республик производится Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР, Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитетами по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик и их местными органами.
4. Памятники культуры, имеющие выдающееся научное, историческое или художественное значение, выделяются в особую группу и заносятся в государственные списки памятников культуры общесоюзного значения.
Списки памятников архитектуры и искусства, имеющих общесоюзное значение, утверждаются Советом Министров СССР по представлению соответственно Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
Списки исторических и археологических памятников, имеющих общесоюзное значение, утверждаются Советом Министров СССР по представлению Советов Министров союзных республик и Президиума Академии наук СССР.
5. Памятники культуры комплексного характера, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, могут быть по решению Совета Министров СССР объявлены заповедниками, охраняемыми на основании особого о каждом из них Положения, утверждаемого Правительством СССР.
6. Памятники культуры, собранные в музеях и других специальных хранилищах, подлежат регистрации и хранению в порядке, установленном для этих музеев и хранилищ центральными государственными органами, в ведении которых они состоят.
7. Руководство и контроль за постановкой дела учета, охраны, реставрации и использования памятников культуры осуществляется:
а) Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР в отношении архитектурных памятников и связанных с ними памятников монументальной живописи, скульптуры, прикладного и садово-паркового искусства (п. "а" ст. 2);
б) Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР в отношении памятников искусств (п. "б" ст. 2);
в) Комитетами по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик в отношении памятников археологии и истории (пп. "в" и "г" ст. 2).
8. Охрана памятников культуры, а также надзор за сохранным содержанием их осуществляется Советами Министров автономных республик и исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся.
9. Изменение, переделка, перемещение и снос памятников культуры, застройка территории заповедников и памятников запрещается без особого каждый раз разрешения:.
а) Совета Министров СССР - в отношении заповедников и памятников культуры общесоюзного значения;
б) Советов Министров союзных республик - в отношении памятников республиканского значения.
10. Денежные средства, получаемые органами охраны памятников, в ведении которых состоят памятники культуры, от их культурного и хозяйственного использования, зачисляются в специальные средства этих органов и расходуются ими на нужды, связанные с охраной, ремонтом и реставрацией памятников культуры.
11. В тех исключительных случаях, когда дается разрешение на снос или переделку памятника культуры, орган охраны, в ведении которого он находится, обязан организовать работы по завершению научного исследования и фиксации данного памятника (раскопки, фотографирование, обмеры, составление чертежей, передача вещественных находок музеям и пр.).
Связанные с этим расходы относятся за счет учреждений, получивших разрешение на снос или переделку этих памятников.
II. Охрана памятников архитектуры
12. Руководство и контроль за постановкой дела охраны, использования, ремонта и реставрации памятников архитектуры, а также их учет, независимо от ведомственной принадлежности этих памятников, осуществляется Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
13. Все архитектурные памятники в отношении их использования разделяются на три группы:
а) памятники архитектуры, не могущие быть использованными в практических целях (древние стены, триумфальные арки, монументы, художественные ограды, мосты, фонтаны, надгробные памятники и проч.);
б) памятники, могущие быть использованными, но исключительно под научные и музейно-показательные учреждения, с сохранением их художественно-исторического облика, обстановки и внутреннего убранства (музеи-дворцы, музеи-церкви, музеи-монастыри, музеи- крепости и т.д.);
в) памятники, могущие быть использованными в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и без нарушения их историко-художественной ценности, путем предоставления этих памятников в пользование учреждений и организаций на началах аренды.
14. Пользование архитектурными памятниками (пп. "б" и "в" ст. 13) допускается только на условиях, устанавливаемых Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР, и оформляется особыми "Охранно-арендными договорами" или "Охранными обязательствами".
Ставки арендной платы за пользование архитектурными памятниками утверждаются Советами Министров союзных республик по представлению соответствующих управлений по делам архитектуры при Советах Министров союзных республик.
15. Архитектурные памятники, состоящие в ведении Советов депутатов трудящихся, могут передаваться в пользование предприятий, учреждений и организаций по "Охранно-арендным договорам" только исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся через местные органы (управления, отделы) Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
16. Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых состоят архитектурные сооружения, внесенные в списки памятников культуры, содержат и используют их в соответствии с условиями, предусмотренными в "Охранных обязательствах", подписываемых руководителями предприятий, учреждений и организаций по представлениям местных органов Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
17. Руководители предприятий, учреждений и организаций, в пользовании которых находятся памятники архитектуры, несут полную ответственность за их содержание в сохранности и своевременный ремонт, за благоустройство занимаемых памятниками участков и организацию надлежащей охраны этих памятников.
18. Архитектурные памятники, используемые не в соответствии с их характером и назначением и подвергающиеся вследствие этого угрозе разрушения или порче, подлежат по требованию Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР или его местных органов немедленному изъятию от их пользователей с взысканием с них причиненного памятнику ущерба в размере стоимости восстановительных работ.
19. Ремонтно-восстановительные и реставрационные работы, а также научно-исследовательские работы, связанные с зондажами архитектурных памятников или производством земляных работ, и раскопки в пределах охранных зон могут производиться только по разрешению Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
Археологические раскопки в пределах охранных зон производятся по "Открытому листу" на право археологических раскопок, выдаваемому в порядке, указанном в ст. 24 настоящего Положения, но с обязательным подтверждением его Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР специальным разрешением.
20. Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся, на территории которых находятся памятники архитектуры, обязаны через местные органы Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР:
а) осуществлять надзор за содержанием в сохранности и охраной архитектурных памятников, находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций, в соответствии с заключенными с ними "Охранно-арендными договорами" и "Охранными обязательствами";
б) принимать надлежащие меры по охране и содержанию (ремонт и реставрация) памятников архитектуры, взятых на учет, но не состоящих в пользовании предприятий, учреждений и организаций по "Охранно-арендным договорам" или по "Охранным обязательствам";
в) установить вокруг памятников архитектуры соответствующие охранные зоны.
III. Охрана памятников искусства
21. Контроль за содержанием в сохранности и реставрацией памятников монументальной живописи и скульптуры (не связанных с памятниками архитектуры), произведений станковой живописи и скульптуры, графики и предметов декоративного искусства осуществляется Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР, независимо от их ведомственной принадлежности и местонахождения (в зданиях или на открытом месте).
22. Консервация и реставрация памятников искусства, независимо от их ведомственной принадлежности, может производиться лишь с разрешения Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
23. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и его местные органы имеют право контроля за организациями по скупке и продаже художественных предметов (комиссионные, скупочные, антикварные, букинистические магазины и т.п.) и пользуются преимущественным правом покупки художественных предметов. Аналогичным правом в отношении исторических и археологических памятников пользуются Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик и их местные органы.
IV. Охрана археологических памятников
24. Разрешения ("Открытые листы") на разведки и раскопки археологических памятников выдаются Академией наук СССР (в отношении памятников общесоюзного значения, занесенных в государственные списки СССР, а также в отношении прочих памятников, находящихся на территории РСФСР) и академиями наук союзных республик (в отношении памятников республиканского значения) с регистрацией этих разрешений ("Открытых листов") в Комитете по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров той союзной республики, на территории которой находится памятник, подлежащий разведке или раскопке.
25. Учреждения и организации, получившие разрешение на производство разведок и раскопок археологического памятника, обязаны от начала и до окончания производства работ принимать надлежащие меры к охране памятника от разрушения и расхищения.
26. Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты местных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имеются археологические памятники, обязаны через местные органы Комитетов по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик:
а) осуществлять надзор за тем, чтобы археологические разведки и раскопки производились исключительно лицами, имеющими на то право в соответствии с полученными ими разрешениями ("Открытыми листами");
б) не допускать использования в качестве строительного материала, а также распашки или разрытия в каких-либо хозяйственных целях археологических памятников (например, остатков древних городов, городищ, курганов, могильников и проч.);
в) установить вокруг археологических памятников охранные зоны, в зависимости от размера и значения памятников, которые должны оставаться неприкосновенными;
г) решительно пресекать самовольные раскопки и другие действия, влекущие разрушение археологических памятников.
27. Все находки древних монет в кладах должны передаваться Академии наук СССР или академиям наук союзных республик, которые обеспечивают учет, научное описание кладов и распределение образцов монет из них для хранения в музеях.
V. Охрана исторических памятников
28. Контроль за постановкой дела охраны, использования, ремонта и реставрации исторических памятников осуществляется Комитетами по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик.
29. По всем вопросам, касающимся порядка охраны, содержания в сохранности и использования исторических памятников, соответственно применяются ст. ст. 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 настоящего Положения.
VI. Охрана музейного имущества
30. Государственные музеи являются основными хранилищами коллекций памятников культуры.
Государственные музеи разделяются на:
а) музеи общесоюзного значения;
б) музеи республиканского значения;
в) музеи местного значения.
31. Ответственность за сохранность собранных в музеях коллекций возлагается на органы, в непосредственном ведении которых музеи состоят.
32. Всякое изъятие из музеев художественных, археологических, исторических и научных коллекций или отдельных предметов из этих коллекций запрещается, а передача их другим учреждениям или организациям может быть произведена только по особому разрешению в каждом отдельном случае соответствующих центральных органов, в ведении которых эти музеи состоят.
33. Перемещение музеев из занимаемых ими помещений, а также использование (частично или полностью) зданий музеев не по прямому их назначению воспрещается. Исключение из этого правила может быть допущено лишь по особому разрешению центральных органов, в ведении которых эти музеи состоят.
34. Ликвидация отдельных музеев может быть допущена лишь по разрешению Совета Министров ССР или Совета Министров соответствующей союзной республики по принадлежности.
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Я.ЧАДАЕВ