TRIBUTE TO THE KING OF SWING!

May 31, 2009 09:13


47 лет назад этот невысокий приветливый человек отметил своё 53-летие в Москве. Его встречали как Героя, как Кумира, не побоюсь - как божество! Его ждали!!!!!! это был прорыв, который очевидцы помнят до сих пор, расплываются неизменной полуазартной-полудетской улыбкой и с придыханием повторяют волшебное имя: Бенни Гудмен.... и прибавляют: дааааа, шестьдесят второй год....
А дело было так. Делегация композиторов должна была отправиться в Штаты. И перед вылетом встречались Екатерина Алексеевна Фурцева и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. "Я хочу привезти в Москву американских музыкантов. Выберите оркестр, который был бы понятен советскому народу" - Звучит сейчас смешно, как и другая фраза Министра культуры после просмотра фильма "Мужчина и женщина" - "Эту картину обязательно должны посмотреть советские люди". Смейтесь! Только благодаря решительности Екатерины Алексеевны, лучшего Министра культуры нашей Родины, советские люди увидели потрясающую ленту Клода Лелюша, и чувства их получили, безусловно, новый, неведомый ранее, импульс... А, возвращаясь в далёкие 60-е и к той судьбоносной для советских людей поездки советских композиторов, можно с уверенностью сказать:
Спасибо Шостаковичу и другим его коллегам, назвавшим Бенни Гудмена, спасибо - Фурцевой, пробившей (валюту надо было тратить, да-да) эти фантастические гастроли (к слову, благодарить джазмены и любители джаза её могут и за тур Дюка Эллингтона и его оркестра, а все остальные - за бесконечные недели иностранных фильмов, шикарные выставки, гастроли La Scala, и многое другое), спасибо Джорджу Авакяну - с американской стороны и Госконцерту, блистательно организовавшим эту беспрецедентную поездку по городам Советского Союза, спасибо, наконец, Государству в лице опять же Министра культуры в первую очередь, выполнявшему функции, как сейчас назвали бы, продюсера на протяжении многих лет с невиданным размахом и с искренним желанием делиться лучшим... и, добавлю, с искренней Любовью и Гордостью за страну.

Ажиотаж вокруг приезда Маэстро непередаваем, зрители-слушатели слетались-съезжались со всего Советского Союза, составлялись списки, ну а как принимали музыкантов - это особая история... В общем, недаром фотограф Stan Wayman из журнала LIFE снимал в основном публику.. кстати, думаю, среди них Вы увидите знакомые лица (питерцы, это Вас касается)))
После отъезда Бенни Гудмена и его оркестра домой вышла пластинка, которая называется "Бенни Гудмен в Москве". Она мгновенно стала раритетной.
Если кто-что помнит об этих днях, поделитесь, пожалуйста, у родителей спросите, может кто себя узнает))))


image Click to view


На барабанах - Джин Крупа, труба - Гарри Джеймс!


_______________





















































image Click to view



image Click to view



image Click to view




Сейчас, когда мы читаем популярные книжки про историю джаза, у истоков которого стояли выдающиеся чернокожие музыканты Луис Армстронг, Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон, нам не очень-то и понятно, как могло случиться, что неведомого теперь дирижера по имени Пол Уайтмен в 20-е всюду называли "Королем джаза", а в 30-е титул "Короля свинга", нового джазового стиля (и, добавлю, нового молодежного помешательства) получил потомок эмигрантов из России двадцатипятилетний Бенни Гудмен.
Веничка Гудмен действительно родился девятым (и далеко не последним) ребенком в бедной семье переселенцев из-под Киева, но родился уже в Чикаго, то есть американцем. Еврейская община стремилась помочь пробиться каждому молодому таланту и устраивала конкурсы. На одном из таких состязаний 12-летнего Гудмена заметил кларнетист и бэндлидер Тэд Люис, тот самый, концерты которого в Европе посетил молодой Леонид Утесов и взял их за образец своего, еще только будущего, джаз-оркестра.
Первые учителя Гудмена, помнившие заветы Петра Столярского, требовали от него безупречной техники и широты кругозора. Поэтому впоследствии для него было естественно помимо новой синкопированной музыки играть Моцарта, заказывать специальные сочинения Бартоку, Копланду и Хиндемиту. Это придало Бенни Гудмену невиданную для джазмена репутацию: его имя стояло на афишах вместе с самими Йозефом Сигети и Леопольдом Стоковским!
С положением на джазовой сцене было даже сложнее. Трудно сказать, стал бы Гудмен королем свинга, если бы не положил в основу своего репертуара партитуры родоначальника оркестровой джазовой аранжировки Флетчера Хендерсона, чей оркестр 20-х годов был провозвестником эры свинга двух грядущих десятилетий.
Гудмен приглашал к себе лучших музыкантов независимо от цвета кожи. У него приобрел славу вибрафонист Лайонел Хемптон, под чьим покровительством теперь проходит крупнейший в Штатах фестиваль в городке Москва.
Пожалуй, не было перед войной громче имени на американской эстраде, чем Бенни Гудмен. Он также снимался в музыкальных фильмах. Во время войны он играл переложения Рахманинова, Прокофьева и даже Александра Цфасмана.
Он мечтал побывать в России, в Советском Союзе, слухи о его популярности на родине его предков докатывались до него. Случай представился слишком поздно, в начале 60-х, когда у него уже не было своего бэнда. Еще были живы Армстронг, Бэйси, Гиллеспи - они царили на джазовом Олимпе! Демократическая и джазовая пресса была единодушно возмущена выбором советской официальной делегации. Но шестинедельные гастроли состоялись и все равно имели фантастический успех. Концерт посетил Хрущев, сказал, что его от джаза тошнит, и пожурил Гудмена, что тот редко играет Моцарта.
Конечно, Бенни Гудмен - это эпоха, независимо от того, что по этому поводу когда-либо и кем-либо писалось и говорилось. Он был флагманом американской эстрады, американского джаза, его оркестр любили миллионы людей на планете.

© Алексей Баташев

осторожно трафик!

Баташев, Москва, life, Фурцева, концерт, Бенни Гудман, Музыка, 100-летие, юбилей, фоторепортаж, джаз

Previous post Next post
Up