Народное акушерство и педиатрия в Российской империи

Dec 20, 2011 08:10

Начало: Беременность. Акушерство. Педиатрия.

lena_malaa продолжает рассказ: Роды.



Для начала медицина, которая так сказать способствовала естественному отбору.

Во время родов нечисть, по общим представлениям славян и не только их, так и увивается вокруг хаты, из желания тем или иным способом загубить душу новорожденного. Чтобы отогнать темное воинство, знахарка стучит метлой в потолок избы, зажегши церковную свечу.
  По мнению людей, живших на территории Российской империи, роженица мучается не потому, что роды идут, а потому, что нечистая сила старается не дать выйти ребенку, подменить его душу, подменить его самого или всяческим образом испортить. Именно это и является причиной боли. Если у каких-нибудь киргизов или башкиров такая концепция существует в прямом и раскрытом виде, то у русских она забыта в мифологии, но очень жива в родовспомогательных средствах.
  Доктор Талько-Грынцевич сообщает, что малороссийские повитухи, перепробовав в затянувшихся родах множество сравнительно безвредных приемов, бьют роженицу по ягодицам, детородным частям и животу.
  В Казанской губернии при задержании последа родительнице дают проглотить вшей в хлебе. То же средство практикуется в Западно-Русском крае. По словам доктора Сицинского, к тому же средству прибегают в Минской губернии: при задержании последа дают 3-6 вшей, но там зачастую дают таким образом, чтобы родительница не знала об этом. Такую же подробность отмечает Даль. Правда, в Каширском уезде Тульской губернии родительнице говорят вслед за тем, что она съела. Но это обстоятельство не позволяет принять, что мы имеем дело с простым рвотным средством, ибо в той же самой губернии, в уездах Тульском и Веневском, то же средство применяется относительно коров. Даль, кстати, в качестве противопоследного средства указывает еще кормление золой.
  Для ускорения выхода последа, как сообщает доктор Сицинский, в Минской губернии тянут послед за пуповину, приговаривая "цып-цып", подобно курам.
  В Вологодской губернии для облегчения родов родительнице дают жевать или поят настоем из васильков, зажигают венчальные свечи, поят водой, окаченной с обручальных колец, муж идет к священнику, с просьбой раскрыть царские врата.
  В Виленской губернии во время родов знахарка зажигает освященную восковую свечу и держит ее перед лицом больной, "как бы вызывая на свет родственную огню душу ребенка", - объясняет обычай проф.Сумцов.
  Кстати, благодаря исследованию акушерских суеверий я наконец-то поняла причину, почему над женщиной в храме читают разрешительную молитву. Если большинство древних народов и подавляющее большинство русских во все время их существования считало, что родильные муки это результат одержимости нечистым духом и эти муки допускают передачу демонам посторонним, становится понятным, почему женщина должна после родов получить разрешительную молитву. Хотя, если честно, кроме демоничности роженицы, есть ли еще какой-либо смысл в этой процедуре?
  Единогласно и Западная, и Восточная Европа считали, что до истечении 40 дней после родов роженица может при прикосновении к колодцу вызвать загнивание воды в нем или ее исчезновение, при выходе в сад роженицы плоды перестают расти и т.д. Женщина после родов могла прикосновением убить человека, спортить - в общем, по общепринятым воззрениям это такое полудемоническое существо, которое всеми способами пытались ограничить от контакта с людьми даже в семье женщины и сделать последствия контакта менее разрушительным. И ограждали.

Бабы, я понимаю вас. Ждете обещанных рассказов об отомщении.
Получите. Кстати, мужчинам, которые ратуют за народную медицину и естественный отбор, тоже не мешает почитать )))

В Эстонии после крещения новорожденного все отправляются в баню, где бабка или крестная мать объет отца хорошенько розгами. Это по мнению этнографов, делается для того. чтобы и он как-нибудь претерпел за страдания, которые его жена выносит при родах. Кстати, сечение священной вербой в Воронежской губернии или просто розгами в Сибири составляет один из приемов лечения лихорадки, т.е. один из способов войны против "окаянной видом дьяволицы".   Оффтопом. "В Сибири, по устному сообщению бывшего там медицинского инспектора доктора Думбергера, крестьяне лечатся иногда от лихорадки розгами и приходят к врачу за запиской, чтобы их посекли в волостном правлении. Доктору Думбергеру самому приходилось выдавать подобные записи и получать благодарность с заявлением, что болезнь от такого своеобразного врачевания прошла".
  Наказанием мужа объясняется и другой обычай, в силу которого отец новорожденного должен съесть что-нибудь противное на вкус. "Солоно и горько рожать", приговаривает бабка, подавая отцу новорожденного ложку каши, круто посоленной и наперченной. Эта казнь вкусовых ощущений вершится не всегда одинаково. В Нерехитском уезде Костромской губернии ложка каши, которую должен съесть на крестинах отец новорожденного, перемешана с уксусом, хреном и солью, а сочинение прошлого века (т.е. для нас это 18 века) отмечает следующий состав мешанины: горчица, перец, хрен, пшено и сахар.
  Госпожа Всеволодожская рассказывает, что в Самарском уезде есть обычай, что отцу новорожденного крестная подает съесть ложку каши, предварительно всыпав в нее горсть соли, чтобы он отведал, каково солоно пришлось его жене.
  Отмечу от себя, что автор исследования сомневался, можно ли назвать эти меры классическим наказанием мужчины за муки жены и считал, что эти средства могут скорее всего носить характер очищающих от нечисти (во многих случаях беременная женщина и практически всегда рожающая женщина и молодая мама считаются нечистыми, часто нечистота распространялась в представлении народа и на мужа). К примеру, в Виленской губернии роженицу сразу после родов поят "троянкой", это пойло состоит из гретого вина со смесью красной глины, меда, перца и коровьего масла - чтобы гадость, принятая внутрь, изгнала из нутрей нечисть.

Над младенцами народная фантазия тоже не церемонится.
   Обычай "карбование" распространен у мариупольских греков и состоит в насечках, делаемых на разных частях тела при помощи ланцета, бритвы или острого ножа. Таких насечек греки делают 20-25 на спине и 2-5 на руках. Каждая насечка от 1/2 до 1 линии в глубину и от 1/4 до 1/2 дюйма в длину. По завершении этого процесса втирают в рамки и кладут мелкую соль, завертывают ребенка в сухую простыню и кладут в теплую воду (где он иногда и засыпает). Применяют это средство мариупольские греки не ко всем детям, а только к полнокровным или болезненным, у которых замечаются какие-либо нервные припадки вроде перегибания спины, беспричинного плача, крика, вздрагивания во сне и т.п. Карбование иногда повторяется несколько раз, особенно в продолжении первых 9 дней. Тот же обычай существует и у караимов. При чем тут русские, спросите вы, если эта дичь у греков? А при том, что взаимопроникновение культур это примета не только 21 века, и от греков обычай карбования младенцев переняли казаки Таманского полуострова.

На Кавказе (это чтобы православным не было так стыдно от вышенапечатанного) среди грузин, армян, татар, курдов в обязательном порядке все тело родившегося ребенка обсыпают толченною солью, не пропуская складок и закрытых частей тела: подмышки, промежность, позади ушей и наружную камеру их, веки глаз и т.п. Завернутый затем в старые тряпки младенец выдерживается в соли 2-3 часа и более. Под влиянием соли наружные покровы ребенка раздражаются, краснеют, иногда же, смотря по количеству употребленной соли и по времени пребывания в ней, тельце ребенка оказывается покрытым пузырьками и язвочками. Армяне Эриванской губернии даже в глаза всыпают щепотку соли, чтобы они были ясными, то же делают армяне Елисаветенской губернии. На Кавказе осаливание по мнению местного населения производится не только для поднятия тонуса ребенка, но и для избавления его от нечистоты, которую он приобрел в утробе матери.   Мариупольские греки говорят, что осаливание предупреждает опрелости и потливости с дурным запахом.
  Этот обычай есть отголосок общепринятого повсеместного древнейшего обычая, более древнего, чем мы можем себе представить. Так, пророк Иезекиль, изображая в обличительном иносказании бедственную судьбу ребенка, говорит: "При рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита... по презрению к жизни твоей".
  Во Франции соление детей практиковалось еще в 18 веке. Ролен указывает, что на новорожденного виконта де Буаз потратили 12 фунтов соли. У ребенка вся кожа слезла после того, как он пролежал в соли сутки, но "зато потом он был очень здоров". Во Франции, правда, осаливание было народным общепринятым способом предохранении от оспы.
"Этнографическое обозрение" № 1, 1899 года
Русским младенцам в этом вопросе относительно повезло. В связи с тем, что соль на Руси была традиционно дорогая, солить мрущих как мух детей было финансово невыгодно. Правда, магические обряды на соли проводились конечно, но не с таким расходом продукта и не такими последствиями для дитя. Кстати о карбовании - нет ли связи между карбованием младенцев и названием такой разновидности приготовленного мяса, как карбонад?

Ну а теперь задам вопрос повторно. Что, продолжаете ратовать за естественный отбор?

UPD. замечательный друг poltora_bobra навел вот в в этой теме на дополнительную инфу:


детство, 19 век, общество, Российская империя, история, медицина

Previous post Next post
Up