Городские дети в Российской Империи

Dec 19, 2011 21:44

lena_malaa:
Городские дети в РИ - хруст французской булки или убитое детство?

Изучение истории юриспруденции дает нам часто более точные картины прошлого, чем воспоминания или статистика. Дело в том, что законы пишутся практиками (наше время конечно исключение, гм...) и призваны либо оформить уже существующие отношения в форму письменных правил, либо ввести новые правила, которые требует логика развития общества, либо стать морализатором человеческих или общественных отношений. Часто цели смешиваются - опять же потому, что законы пишутся практиками. Давайте с этой точки зрения посмотрим на отношение в Российской империи к детскому труду.

В 1882 году принимается закон "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах", в котором существующая массовая практика использования детского вводится в строгие рамки. Какие?

п.п.1 п.1 Дети, не достигшие двенадцати лет от роду, к работам не допускаются.
  То есть ранее существовавшая практика о привлечении к работе мелочей семи, восьми, десяти лет признается незаконной. Меня читают люди разных возрастных категорий. Вспомните себя в детстве в нудной школе, посмотрите на своих детишек или детей близких, если вы бездетны, - нормально ли десятилетнего карапуза заставлять работать? Хотя впрочем нормально ли пятнадцатилетнего ребенка ставить перед выбором - или работа на заводе, или голодная смерть (школа и институт в выбор не входят)?
  Думающие инфантилы могут воскликнуть: "Ничо, пусть работают, мы тоже в свое время на каникулах два часа в неделю письма разносили!" Хорошо. Читаем закон дальше.

п.п.2п.1. Малолетник в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет не могут быть занимаемы работою более восьми часов в сутки, не включая времени, потребного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых. При этом работа не должна продолжаться долее четырех часов сряду.

Скажу просто. Когда ты возвращаетешься домой после восьмичасовой работы в цеху, где есть вентиляция и стоит современное оборудование, измотанный и усталый, и валишься в истоме на диван, ты лентяй. Ты делаешь то, что было нормой для тринадцатилетнего ребенка, отстоявшего свою смену в непроветриваемом цеху с отвратительным освещением и полуголодным. Попробуй стать взрослым человеком, то есть отработать в цеху одиннадцать с половиной часов, не считая сверхурочных, и только после этого выскажи, за что конкретно ты презираешь советскую власть, лишившую тебя радости каторжного труда. Особо хотелось бы выслушать мнение антисоветского офисного планктона и гламурья.

п.п.3 п.1. Малолетние, имеющие менее пятнадцати лет от роду, не могут быть занимаемы работою между девятью часами вечера и пятью часами утра, а также в воскресные и высокоторжественные дни

Повторяю для планктона. Восьмичасовой рабочий день ребенка двенадцати лет вполне мог начинаться в пять утра или заканчиваться в девять вечера. Дело житейское. Суббота - рабочая. И раз она никак законом не выделена, то она вполне могла быть восьмичасовой.

п.п. 4 п.1. Упомянутым в ст. 3 (то есть по современной терминологии в п.п.3) малолетних воспрещается допускать к таким производствам или входящим в состав оных отдельных работам, которые по своим свойствам, вредны для здоровья малолетних или должны быть признаны для них изнурительными. ...

Указание на виды запрещенных работ частично прослеживаются по ссылке. Временным законом 3 июня 1885 была воспрещена ночная работа подростков (15-17 лет) и женщин в хлопчатобумажном, полотняном и шерстяном производствах. Затем он был распространен на некоторые работы в фарфоровом и спичечном производствах, в 1897 - на все предприятия по обработке волокнистых веществ.

Но стоит заметить, что закон 1882 года, который предоставил детям неслыханные дотоле ограничения на использования детского труда, заодно заботился и об образовании этих детишек.
п.п.5 п.1. Владельцы заводов, фабрик и мануфактур обязаны тем из работающих в из заведениях малолетних, которые не имеют свидетельства об окончании курса по крайней мере в одноклассном народном или равном ему училище, предоставлять возможности посещения означенных учебных заведений не менее трех часов ежедневно или восемнадцать часов в неделю.

Мы видим, что гарантированным правом становится право на грамотность в принципе. У ребенка теоретически есть право посещать гимназию, но у работодателя есть законное право не отпустить в нее. Это если на мгновение забыть, что восьмичасовой рабочий день однозначно не даст возможности качественно учить уроки в классической гимназии.
  И, господа. Поправьте меня если я не права - в православной империи у работающего ребенка не была предусмотрена возможность посещать церковные службы в будние дни.

После традиционных законодательных регламентаций о том, кто должен следить за исполнением закона и как, я читаю просто дивный пункт:
п. 6. Предоставить Министру Финансов, по согласованию с Министром Внутренних дел, в виде временной меры, в течение двух лет по введение в действие настоящего узаконения,
1). Допускать в случае надобности, к работам на заводах, фабриках и мануфактурах, таких малолетних, которые имеют не менее десяти лет от роду;
2). разрешить малолетним, находящимся в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, ночную работу в тех промышленных заведениях, в которых сие, по роду производства, оказывается необходимым и не может причинить вреда здоровью малолетних, - с тем однако ограничением, чтобы ночная работа не продолжалась долее четырех часов в сутки;
3). распространить настоящее узаконение на те ремесленные заведения, к которым применение оного призвано возможным и полезным. По истечение же двухлетнего опытного срока, представить на уважение Государственного Совета окончательные заключения по сим вопросам.

Если оппоненты мне напишут о том, что в Европе было круче, я соглашусь. Да, скажу я, вострепетав ресницами, мне известно, что в Англии дети не могли работать более 10 часов в день (до восьмидесятых годов - 12 ч), а в Пруссии работать могли все старше 9 лет и не более 10 часов в сутки. Но при этом же в Новой Зеландии максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых была не более 8 часов в сутки, что несколько меняет картину "а что, все так жили".

Соответствовало ли прошлое закону о нем? В 1937 году в газете "Известия" старый рабочий так описывал дореволюционную счастливую жизнь:
Когда 38 лет тому назад я, 15-летний мальчуган, приехал в Питер из невельской деревни, я знал лишь основы грамоты и кое-как четыре правила арифметики. После долгих мытарств удалось мне попасть учеником строгальщика нa Путиловский завод. Мог ли думать слабый мальчишка об учебе после 10-часовой тяжкой работы, без сил возвращавшийся с завода в маленькую каморку, в которой ютилось 9 человек.
Вставал я затемно, в 5 часов утра, чтобы успеть прибраться, дойти от квартиры до завода и в шесть с половиной часов утра стать к станку. Кто курил, мог за все время работы получить 5-10 минут "на перекурку". Я стал курить, чтобы пользоваться этой льготой. Так на вес золота мы ценили каждую минуту отдыха. Только в 7 час. вечера я получал возможность стянуть с себя рабочую блузу. С этой минуты думал лишь о том, чтобы завалиться спать. От усталости не находил себе места. Короткий отдых до сна иногда проходил за игрой "в козла", в праздники изредка выпивал. За Нарвской заставой до революции было 59 трактиров, 35 постоялых дворов с кабаками, 10 церквей и только один кинематограф и досчатый Путиловский театр. За все годы работы на Путиловском заводе я только раз выбрался в театр и... больше уж никогда туда не ходил, но до сих пор я бережно храню афишку того дня, - документ одурманивания рабочих. Вот текст этой афишки:  "В субботу, 7 ноября 1909 года с участием известных артистов режиссеpа летнего театра "Фарс" Б.Н. Неволина, Н.М. Миропольской, бывшего артиста Путиловского театра П.Н. Аннина, И.В. Фролова и других состоится "Спектакль сильных ощущений" из репертуара театра Гран-Гиньоль."(*)

Советская власть в числе первых своих действий посадила детей за парты в школы, а рабочим сократила рабочий день. То есть собственно подарила детям детство - свободное время, возможность учиться и играть, заботу о здоровье и питании. Плохо она сделала или хорошо?
  Вы знаете, сейчас, в 21 веке, после всех срачей сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны советская власть поступила хорошо, иначе бы не было у нас такого расцвета науки и техники - ответного дара кухаркиных детей за проявленную заботу. При этом советская власть поступила очень плохо, сделав детей привилегированным слоем - она создала условия для воспитания агрессивных инфантилов. Именно агрессивные инфантилы, считающие уборку школьной территории за труд, а протирание штанов за мыслительную деятельность, и начали первыми брезговать советской страной.

Мне сейчас стало интересно. Антисоветские барины по убеждениям, трактирные половые по способностям, как бы они представили и описали свой детский труд на заводе, в каких терминах и словах? Конечно, мы сразу условимся, что по этим звездам хозяева завода ну ни в чем не нарушат закон, ни на йоту. Жду.
____________________
в дополнение:

 В дореволюционной России преобладающая масса детей в возрасте старше 12 лет вовсе не училась в школах! И это по состоянию на 1916 год! 

детство, законы, Российская империя, образование

Previous post Next post
Up