Глава 7. Москва священная.

Jul 03, 2010 02:10

Первая публикация в интернете избранных глав книги Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".

НАЧАЛО ЗДЕСЬ



«И верх, лоб и крест украсиша златом,
и подпись ниже лба златом учиниша:
для ведома впредь идущим родом».

Летописи об Иване Великом, 1600 г.
Cимволы Москвы знакомы нам с детства. Обычно ими выступают памятники архитектуры и скульптуры. Первым из таких символов является Спасская башня Кремля. Она изображается часто просто уступчатым контуром, острие которого завершается звездой. Нередко к башне по сторонам пририсовывают части стен с зубцами в виде буквы «м». Дети-москвичи говорят: «это Кремль», дети нашей страны - «это Москва».

Вторым по распространенности символом столицы изображают, тоже часто схематически, храм Василия Блаженного. А третьим, четвертым, пятым... - столп Ивана Великого, иногда с куполами Успенского собора; мавзолей Ленина с башней за ним и флагом над куполом Сената; университет на Ленинских горах; скульптуры Минина и Пожарского, рабочего и колхозницы, Пушкина, Гагарина... До революции символами столицы выступали также храм Христа Спасителя, Сухарева башня, памятники Александру II в Кремле, Скобелеву...

Все эти символы просты для восприятия - не случайно их знали даже дети, знакомые с образами Москвы. Ну а взрослые москвичи узнавали её по сотням, тысячам характерных построек, московских природных уголков, как, впрочем, и жители других городов узнавали свои города. В сознании все постройки тоже выступали символами-знаками, но рядовыми, не выдающимися.

Помимо памятников архитектуры и скульптуры недавно стали говорить о памятниках градостроительства. Это крупные ансамбли памятников архитектуры, целые комплексы зданий и сооружений, кварталы старинной застройки, древние системы улиц, торговищ и проч. Памятники градостроительства, конечно, более сложны для восприятия и требуют для их понимания и оценки определенной образовательной подготовки. В свою очередь, среди памятников градостроительства наиболее сложными и ценными предстают символические памятники градостроительства, которые являются крупнейшими священными символами нашей столицы, составляющими суть самого понятия «Москва Священная».

Градостроительные символы имеют рассыпную структуру. Для уяснения этого можно прибегнуть к аналогии: сравнить древнюю Москву с русским смешанным лесом, в котором как бы рассыпаны отдельно или купами разнопородные деревья: березы, ели, клены, сосны, тополя, рябины... Так и в древней Москве один тип памятников архитектуры, составляющих один градостроительный символ, был «перемешан» с другим, третьим, четвертым... типами.

Здесь речь пойдет о шести таких «рассыпных» символических памятниках градостроительства: Соборной Руси, Воинской славы, Дома Пресвятой Богородицы, Второго Иерусалима, Третьего Рима, Небесного Града. Рассказывать о каждом символе придется кратко. Но надеемся, описанное будет понято, особенно знатоками старой Москвы.

Геннадий Мокеев

Previous post Next post
Up