Семейный фильм-сказка "Жили-были мы" (2016) / Oбразы и стилистика

Jan 25, 2023 22:30



Как попасть в прошлое? Через картину, конечно, как все делают...

Детских фильмов сейчас в России снимается очень мало, и абсолютное их большинство посвящено проблеме отцов и детей. Не явился исключением и фильм "Жили-были мы", снятый по мотивам повести "Хрустальный ключ, или Жили-были мы", которая с самого начала задумывалась как сюжет для детского фильма и впервые была опубликована в 2012 году.Этот фильм благодаря художнику Александру Адабашьяну и художнику по костюмам Анастасии Образцовой стилистически выглядит очень необычно и красиво

После ссоры родителей  главная героиня Маша начинает рассказывать папе историю про прошлое его, мамы и ее далеких предков. Содержание этого фильма трудно пересказать, отмечу только, что описание на киносайтах не совсем правильное, ибо "пропавшая" мама на самом деле не уехала, обидевшись на семью (какая нормальная мама так вообще поступит?). А что она делала, становится понятно в самом конце фильма

Маша придумывает целое путешествие своей мамы-школьницы в XIX, XVIII и XVII вв. Так как родители Маши познакомились еще детьми, то маме (в образе девочки-школьницы) нужно спасти папу, запертого в волшебном чулане, хрустальный ключ от замка которого разбился. За новым хрустальным ключом она отправляется назад в прошлое, за помощью к своим предкам. В этом путешествии ей постоянно строит козни некий авантюрист и жулик Граф Мовэ, который хочет использовать путешествие во времени для собственных интересов и личного обогащения



Граф Мовэ. XIX век. Крайний слева в клетчатом пиджаке  - Мовэ в наше время



Граф Мовэ. XVIII век Сибирь



Граф Мовэ.  XVII век

Каждое из этих приключений стилизовано в определенной манере, под игрушки Маруси: черно-белая графика (Санкт-Петербург, 1830-ые), кукольный мультфильм (сибирская глухая деревня), бумажный театр (потешные бои будущего Петра I). И костюмы героев выдуманных миров гармонично вписаны в декорации.

Черно-белая графика (Санкт-Петербург, 1830-ые)



Бальное платье Марии (перкаль, сетка, роспись маркером), Дама (бязь сетка, роспись маркером), Дворецкий (кирза, саржа , роспись маркером), Горничная (бязь, роспись маркером).



Костюмы использованы для выдуманных главной героиней сцен в Петербурге 1830-х гг. (Александровская колонна установлена в 1834 г.), эпизоды (декорации и костюмы) стилизованы под черно-белую графику



Кадр из фильма



Кадр из фильма

Кукольный мультфильм (сибирская глухая деревня)



Кадр из фильма



Кадр из фильма

Бумажный театр (потешные бои будущего Петра I)





Эскиз костюма Петра XVII век, кадр из фильма



Эскизы. Стрелец и Преображенец XVII век



Кадр из фильма


Граф Мовэ, царь-самозванец, посадивший Петра под арест, чтобы украсть казну

Выдуманные 6-летней девочкой миры визуально причудливо перекликаются с ее настоящим миром. Школьная форма мамы-Саньки сшита из той же ткани, что и халат реальной мамы. Её коралловые бусы превращаются в красный бант - пионерский галстук.



Слева - реальная мама, справа - мама из Машиного рассказа

А вязаная из толстой пряжи бело-бирюзовая кофта становится то валенками Маруси в деревенском костюме, то кофтой Саньки из XVII века.



Мамина кофта, кадр из фильма



Кадр со съемочной площадки. Александр Адабашьян с мамой Маши и Санькой

Школьная форма тоже переживет любопытные временные трансформации, в XIX веке у нее появятся пышные рукава и нижние юбки, а в XVII веке (петровское время) - отделка, имитирующая царский наряд - золотое "оплечье" и вертикальную вставку.



В начале XVII века вставка на платье похожа на древнерусский воротник-ожерелье




Кадр из фильма

Художник по костюмам Анастасия Образцова рассказала, как создавалась одежда для персонажей фильма. Вначале костюмы задумывались в соответствии с исторический правдой, но в процессе съемок концепция несколько раз менялась: художнику пришлось готовить эскизы исторических костюмов, затем - в "билибинском" стиле, потом - в стиле лубка, и в конце концов были придуманы костюмы, какие могла бы представить маленькая героиня.



Эскизы. Степка XV век и XVII век



XV век потом убрали, сделали дедушку, то есть это тоже XVII век  или самый конец XVI. Степка в дедушкино время и петровское время



Справа эскизы одежды дедушки Саньки, слева кадр из фильма. Дедушка был золотых дел мастер, покрывал сусальным золотом церковные купола. Он то и помог с хрустальным ключом

"Художники в кино последние годы почти не рисуют, такая практика отсутствует, - рассказала Анастасия Образцова - Ритм настолько бешеный, что в основном, требуется только подбор изображений. Но мне повезло в последние 3-4 года попасть в проекты, на которых я с удовольствием рисовала".

Фильм "Жили-были мы" - один из таких проектов


Эскиз "Живая картина". Через картину о последнем дне Помпеи (самая верхняя картинка) попадаешь в мастерскую художника, картина Брюлловым была завершена в 1833 году
Оформлению фильма уделялось особое внимание. Все декорации готовились вручную - с учетом того, как именно каждое историческое событие или географическое пространство может себе представить маленькая девочка. Например, Петербург для ребенка - это "выставка всех туристических объектов вдоль набережной", а в Сибири растут только елки, очень напоминающие новогодние.



На съемочной площадке

С одной стороны, с помощью таких приемов создавалось выдуманное сказочное пространство, а с другой, как заметил А.А. Адабашьян, "сказка должна быть не во всем" Ребенок не может вообразить себе мир таким, какой он есть на самом деле, равно как и не может хорошо знать российскую историю. "Я думаю, сейчас представления о прошлом даже у более взрослых детей хуже, чем у нашей героини", - добавил он.



Кадр из фильма. Маша с папой . Кстати, история из нашего времени тоже довольно интересная, там есть своя чудесная зарисовка с одинокой соседкой, положившей глаз на папу
Фильм был задуман не только как приключенческая повесть, которая могла бы стать интересной детям, но и как попытка совершить оригинальный экскурс в прошлое, поразмышлять об истории России и семейных ценностях.



Кадр из фильма

По словам А.А. Адабашьяна, детское российское кино находится в очень стесненной финансовой ситуации, и ничего не остается, как воспринимать этот момент в качестве препятствия, которое должно мотивировать к действию. В конечном итоге авторы сделали все, чтобы главный смысл получившейся сказки заключался в особой морали, а не в дорогостоящих спецэффектах.



Кадр из фильма. Маша с папой
  Отсюда Отсюда   Отсюда

Семья, Культура, Россия

Previous post Next post
Up