Борису Гребенщикову - 68!

Nov 27, 2018 16:00



Вообще, изначально в этом посте фигурировало число 65 (смотрите дату написания поста). Но раз уж редакция ЖЖ решила его спустя ровно три года промотировать, я прибавляю к заголовку 3 годика. Итак…

Вряд ли сильно преувеличу, если скажу, что БГ и "Аквариум" - уникальное явление не только в среде так называемой рок-музыки, но и вообще, во всей российской культуре XX-XXI веков. Вот уже почти полвека Борис Борисович и его команда не устают экспериментировать с музыкальными чудесами, а уровень их мастерства продолжает расти. Сегодня Гребенщикову, страшно сказать - 68 лет!


1. Борису повезло родиться в семье ленинградских интеллигентов Бориса Александровича и Людмилы Харитоновны Гребенщиковых, в их доме частенько гостили художники и музыканты, тем самым, с младых ногтей прививая маленькому Боре любовь к прекрасному.


Неудивительно, что в такой атмосфере Борис довольно рано научился читать и жадно впитывал всё, что казалось ему интересным и необычным. Даже сегодня, спустя много лет, он всем (не только детям!) горячо рекомендует любимые произведения. Вот лишь несколько из них:

1."Ветер в Ивах" К. Грэм;
2."Маугли" Р. Киплинг;
3."Хоббит" Дж. Р.Р. Толкиен;
4. "Властелин Колец" Дж. Р.Р. Толкиен;
5."Алиса в Стране Чудес" Л. Кэрролл;
6."Алиса в Зазеркалье” Л. Кэрролл;
7. "Буратино" А. Н. Толстой;
8. "Остров Сокровищ" Р. Стивенсон;
9. "Волшебник Земноморья" У. Ле Гуин;
10. "Маленький Принц" А. Сент-Экзюпери.

2. В школе Боря учился довольно хорошо, при этом, "ботаником" не был. Хотя и в драках при этом практически никогда не участвовал. Такой хитроумный нейтралитет и, если так можно выразиться, дипломатичность, которые потом не раз помогут ему в жизни.


3. В целом же, Борис был домашним ребёнком. По его собственным воспоминаниям, он чуть ли не до окончания школы гулял во дворе с... бабушкой (которая, кстати, и научила его первым аккордам на гитаре). А чуть позже высокие интеллектуальные способности позволили ему без труда поступить в Ленинградский государственный университет, да не куда-нибудь, а на факультет прикладной математики и систем управления.


4. Однако, учёба в универе, по признанию самого Бориса, являлась не более чем отмазкой, чтобы не попасть в армию. В этой связи, как говорится, "от сессии до сессии жил студент наш весело". Львиная доля времени, предназначенного для интегралов, многочленов и прочих перфокарт, уделялась музицированию и театру. Что, опять же, ничуть не помешало будущему БГ успешно окончить ЛГУ.


5. А дальше серые будни научного сотрудника в области социологии разбавлялись яркими мазками любимого увлечения. Благо, к концу 1970-х годов молодой "Аквариум" мог похвастаться не только всяким беспечным авангардом вроде "Искушения святого Аквариума" или "Притчей графа Диффузора, но и вполне цельным и самодостаточным логнплеем "С той стороны зеркального стекла". А "Все братья - сёстры" в соавторстве с Майком Науменко стал по сути первым советским магнитоальбомом, разработанным "от и до", начиная от записи на открытом воздухе и заканчивая оригинальной обложкой, выполненной по всем канонам жанра.


6. Так могло бы продолжаться довольно долго, всё-таки до распада СССР ещё оставался десяток с лишним лет. Но, внезапно всё изменилось буквально за считанные дни. "Аквариум" самостоятельно за свой счёт решил поехать на фестиваль "Весенние ритмы - 1980" в Тбилиси, где, собственно и решилась его судьба. Выступление в стиле "панк" так диссонировало с остальными конкурсантами, выглядело настолько ярко и шокирующе, что жюри фестиваля в полном составе покинуло зал. "Аквариум" хорошо запомнили, однако, по возвращении в Ленинград, Гребенщикова ждала масса проблем - его выгнали из комсомола, уволили с работы, от него ушла жена с маленьким ребёнком. В общем, жизнь круто изменилась.


7. Знаменитая песня "Поколение дворников и сторожей" впоследствии оказалась гимном именно тому, новому стилю жизни, с которым Борису и его друзьям пришлось надолго столкнуться.


8. Несмотря на вынужденный "дауншифтинг" в виде суточной работы сторожем в трамвайном депо, Гребенщиков не единожды говорил - это и было началом настоящей свободы. Разумеется, с поправками на ограничения советской системы. Во всяком случае, существуя на прожиточный минимум (порой, сдавая пустые бутылки) лидер "Аквариума" смог максимально погрузиться в музыку, смело экспериментируя с текстами, аранжировками и сценическим имиджем.


9. Именно с той поры и начались "исторические" студийные альбомы "Аквариума", песни с которых мы все знаем. Каждый год (а то чаще) из-под пера БГ как горячие пирожки выходили новые сборники, один другого совершеннее. К тому же, в начале 1980-х (не без участия ленинградского управления КГБ) был организован "Ленинградский рок-клуб", что позволило группе весьма серьёзно расширить штат многочисленных поклонников. А заодно, отточить мастерство концертных выступлений. Которые, впрочем, с приходом к власти Черненко, были свёрнуты.


10. Забавно, но уже тогда фигура БГ стала для многих чуть ли ни мистической и в какой-то степени обожествляемой. И это неудивительно - подобной уникальности, как музыкальной, так и текстовой, вкупе с яркой харизматичностью, достичь удавалось немногим. Вот только лично для Бориса никакого секрета здесь не было. Самостоятельно выучивший английский язык на уровне TOEFL и обладая энциклопедическими познаниями в западной музыке (а заодно и в древнеиндийской и древнекитайской литературе), он преспокойно заимствовал из оригиналов целые фрагменты и конструировал из них собственные песни. Большинство слушателей, естественно, никакого подвоха тогда не замечало :)


11. Опять же, знание английского позволило Гребенщикову "спеться" с внезапно нагрянувшей в СССР Джоанной Стингрей, и тем самым, посодействовать первому этапу продвижения русского рока на Западе. "Red Wave" помните?


12. Что любопытно, эклектичность душевной организации Гребенщикова позволяла ему с одной стороны вот так запросто купаться в ванне с американкой, а с другой, почти на равных вести глубокие религиозные беседы, общаясь, если так можно выразиться, с первоисточниками.


13. Долго ли коротко ли, во второй половине 80-х "Аквариум" уже был всесоюзно знаменитой группой, без особого труда могущей собрать несколько стадионов подряд.


14. Пик расцвета "Аквариума", по воспоминаниям самого БГ - 1988 год, когда вышел альбом "Равноденствие", пожалуй, самый совершенный из всего, созданного ранее. Жаль только, что звуковики фирмы "Мелодия" испортили тщательно создаваемый почти симфонический саунд.


15. Тем временем, история шла своим чередом, железный занавес постепенно и неумолимо ржавел, а воздухе запахло чем-то совершенно новым и неизведанным.


16. Так оно и вышло. Накопленные заслуги Гребенщикова в отечественном роке (плюс всё тот же совершенный английский), автоматически сделали его кандидатом №1 на миссию представления нашей музыки на Западе. В декабре 1987 года, благодаря СП "Belka International" и "Межкниги", Борис впервые пересёк советскую границу, отправившись сразу в США, где чуть позже был подписан контракт с CBS на выпуск нескольких англоязычных альбомов.


17. Тогда казалось - мир у твоих ног! Чего ещё можно желать? Знакомство с мировыми знаменитостями, гастроли по США и Европе, огонь, вода и медные трубы. Надо сказать, Гребенщиков (в отличие от остального "Аквариума") весьма удачно вписался во всю эту историю. Достаточно взглянуть на фотографию с обложки "Radio Silence", ненадолго попавшего даже в самый конец первой сотни Billboard. В общем, не подвёл наших. Хотя многие наши как раз-таки и отвернулись в тот момент от БГ. "Ты нас предал, вали в свою вонючую Америку!"


18. К сожалению, а может и к счастью, роман с Америкой завершился досрочно (тогда даже сама CBS перестала существовать, влившись в Sony music) и лидер "Аквариума" вернулся в СССР.


19. Попутно, кардинально сменив имидж. Как вам?


20. В этот период группа практически не выпускала новых альбомов, в основном компилируя и переиздавая накопившийся старый материал. Да и многие старожилы к тому моменту покинули коллектив. Сам Гребенщиков недвусмысленно назвал тот период "смутным временем". А оно и вправду было смутным, причём, для всей страны.


21. В начале 1991 года "Аквариум" сделал последний яркий рывок, отыграв в несколько концертов в столичном ДК МЭЛЗ и поставив жирную точку 14 марта на очередном фестивале Рок-клуба, назвав своё выступление последним концертом.


22. Концерт тот запомнили многие. В основном, благодаря неистовой энергетике, в буквальном смысле раздавившей огромный зал ДС "Юбилейный". Именно на нём Гребенщиков с белыми волосами и в кожаных джинсах завершил многолетнюю миссию ритуальным разбиванием ударной установки. Не знаю как вам, но мне этот имидж БГ до сих пор нравится больше всего.


23. А тут и СССР как-то незаметно канул в Лету. Вместе с изменениями, произошедшими в стране, изменился и творческий путь Гребенщикова. Уже в начале 1992 года был полностью готов материал для совершенно новых, абсолютно непохожих на старый добрый "Аквариум" песен, вошедших после в "Русский альбом". Даже название группы поменялось - "БГ-бэнд". И этот самый бэнд несколько раз исколесил вдоль и поперёк всю Россию, чего прежде так и не удавалось сделать. Забегая вперёд, скажу, что подобная практика продолжается до сих пор.


24. Однако, в конце 1992 года Гребенщиков соскучился по своему детищу и возродил "Аквариум", никого, впрочем данным ходом не удивив. Все знали, что рано или поздно это случится :) Назывался проект "Аквариум 2.0".


25. Выпустив пять новых альбомов, группа незаметно подошла к 25-летнему юбилею, отыграв в 1997 году мощнейший концерт.


26. А потом снова отрыв от коллектива. Борис Борисович оставляет коллег и вновь отправляется в США, где совместно со знаменитой группой "The Band", аккомпанировавшей в своё время самому Дилану, записывает сольный альбом "Лилит". Русскоязычный текст, наложенный на типичный кантри-саунд, на выходе дал очень любопытный результат и многие до сих пор отмечают, что "Лилит" - самый негребенщиковский Гребенщиков.


27. А вот уже и новое тысячелетие, новые песни и новый имидж, вполне соответствующий времени. Зарождающаяся борода с этого момента (как и тёмные очки) станет неизменной деталью визуального образа БГ.


28. В 2003 году Борис Борисович отметил 50-летний юбилей, не забывая при этом направо и налево рассказывать, что молодеет с каждым днём :) Даже на концерт в помпезном Кремлёвском дворце он вышел в штанах, испещрённых "fuck, fuck, fuck..." И это прекрасно, я считаю.


29. Минуло ещё пять лет, ещё пяток новых альбомов, и поклонники лицезрели ещё одно перевоплощение неутомимого БГ.


30. Музыкальные изыскания распространялись вглубь и вширь, постепенно явив миру "Aquarium International" - космополитичный коллектив инструменталистов из разных стран мира. От Индии до Ирландии.


31. А к 2009-му, пережив операции на сердце и на глазах, Гребенщиков, казалось и вовсе достиг нового уровня мудрости и просветления. Во всяком случае, в его творчестве появилась самая настоящая симфоническая музыка.


32. Кажется, на сегодняшний день ему (как он сам когда-то пел) нечего больше хотеть. Только небо, только ветер, только радость впереди...


33.


За десятилетия творческой активности, льющейся практически без перерывов, Гребенщиков не растерял интереса к любимому делу, да и к жизни вообще. Наоборот, он не устаёт повторять, что, несмотря на солидный уже возраст, каждый новый день воспринимает радостнее предыдущего. Да, в отличие от многих коллег по цеху, он не стал миллионером, зато обзавёлся кое-чем более ценным, не измеряемым деньгами. Он по-прежнему с детской радостью выходит на сцену, а среди его зрителей можно увидеть как убелённых сединами старцев, так и школьников. Наверное, это и есть счастье.

Поздравим же!

Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:


  
  



НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!

искусство, музыканты, восхищение, удивительные вещи, музыка, творчество

Previous post Next post
Up