Кыргызский национализм

Jul 03, 2011 23:46


В последнее время в кыргызском обществе растут настроения самовозвеличения, героизации прошлого и лакировки действительности. С одной стороны, это вполне понятная болезнь роста после обретения независимости, с другой - это сильно пугает другие этносы, живущие в стране, и они это называют национализмом. С одной стороны, в советское время кыргызский язык преподавался всего в двух из 60 бишкекских школ и самих кыргызов в Кыргызстане называли националами, а, как известно, чтобы что-то выпрямить, нужно перегнуть. С другой стороны, нельзя все время смотреть в прошлое, на дворе XXI век и евростандарты проникают во все сферы - от политики до быта.

В то же время, в самой Европе в последнее время усиливаются именно такие настроения. Достаточно вспомнить Жан-Мари Ле Пена и его дочь Марин во Франции или черных и белых барашков в Швейцарии, не говоря уже о России или той же Финляндии, где социал-демократы проиграли на последних выборах в апреле «Истинным финнам».

Общий настрой таких тенденций выразила в прошлом году немецкий канцлер Ангела Меркель, заявившая, что попытки построения мультикультурного общества в Германии провалились. В году нынешнем ее поддержал и британский премьер Дэйвид Кэмерон. Когда меньшинства, используя предоставленные им демократические условия, начинают разрушать саму окружающую культуру, о мультикультуре говорить не приходится.

Учинщики погромов (как в Оше и Джалал-Абаде, так и в Маевке) должны все быть найдены и наказаны - это преступники. Но другие националисты всего-то требуют знания кыргызского языка. Много говорят, что представители нацменьшинств не могут пробиться во властные структуры. Но для этого надо защищать национальные интересы Кыргызстана, а не только своей этнической общины, для этого нужно знать кыргызский язык и понимать национальные интересы страны в целом. Говорят и о том, что мало нацменьшинств в армии или милиции. Но служба в кыргызской армии - скорее наказание, чем привилегия, и все, кто может, от службы откупаются, а в милиции, наверное, на первом месте стоит коррупция, а не национализм. Настойчивый же и регулярный отказ от изучения государственного языка, не говоря уже о более серьезных вещах, является не меньшим национализмом, чем его навязывание. Скажите два слова по-кыргызски, и все кыргызы вокруг растают.

Индира Ганди как-то сказала, что настоящий интернационализм может быть основан лишь на национализме, свободном от шовинизма. «Интер» означает взаимодействие, сотрудничество, поэтому действия должны быть обоюдными.
Previous post Next post
Up