Бацбийцы (самоназвание: бацби, бацой, тушины, цова-тушины) - коренной народ высокогорного Кавказа, родственный ингушам и чеченцам, но исповедующий православие. Исторически проживали и проживают в горной области на северо-востоке Грузии, а также в верховьях Андийского Койсу и в Кахетии. В настоящее время, по переписи, бацбийцев не более 3000. Проживают преимущественно в Грузии.
Язык
Бацбийцы трехъязычны, говорят и пишут на бацбийском, грузинском и русском языках. Крупнейший кавказовед П. К. Услар сообщает о происхождении бацбийцев следующее: «Правда, что тушины принадлежатъ также къ племени нахче, что доказывается грамматическимъ строенiемъ ихъ языка, но они, подчинившись грузинскому влiянiю, совершенно переродились и утратили чеченскiй характер». В настоящее время бацбийский язык чрезмерно подвержен грузинскому влиянию, в связи с чем существует определенная угроза ассимиляции бацбийцев и грузин. Тем не менее, письменный бацбийский язык - это достаточно монолитное культурное явление. Среди нахских языков именно бацбийский отличается от отстальных наиболее сложной системой вокализма.
В бацбийском языке присутствует наличие сложной падежной системы категории грамматических классов, множество качественных прилагательных, наречнх форм и служебных слов (послелогов). Именно в бацбийском языке имеется наибольшее количество грамматических классов во множественном числе - 8 (в чеченском и ингушском 4 и 6). Глаголы в бацбийском языке имеют грамматические категории класса, времени, наклонения, вида, единичности и множественности субъекта и объекта. Кроме того, именно в бацбийском языке развился такой вид спряжения, как "личный".
История
В работах историков-этнографистов есть множество точек зрения на происхождение этого народа. Одна из самых распространенных - мнение о том, что бацбийцы - это потомки ингушских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века. Некоторые народные предания это подтверждают. Тем не менее, авторитетнейший энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, описывая бацбийский язык (или тушинский/тушский) связывает происхождение бацбийцев с чеченцами. Что и не удивительно, так как ингуши, чеченцы и бацбийцы все входят в одну группу нахских народов (нахчи).
Но сколько не создавай научных теорий, ясно одно - бацбийцы испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии. И их культура и обычаи непрерывно связаны с памятниками архитектуры, расположенными там. Кроме того, ранее бацбийцы жили на более обширной территории, но им пришлось сгруппироваться в горных районах в связи с гонениями со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев. Вполне возможно, что этот топоним имеет древнее происхождение, и горные вайнахские племена переселялись к своим сородичам. Сородичами вайнахских новых поселенцев были иные нахские общества, которые проживали неподалеку от древних Албанских Ворот Кавказа и часто попадали в поле зрения многих античных и средневековых путешественников, картографов и историков. В римских античных летописях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа". В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья и гонений со стороны других племен начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовскую Тушетию. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев, на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.
В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским кахетинским царством. Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). С XIX века по начало XX-го, ареал обитания бацбийцев сузился. Известно, что грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. Активная грузинизация этого малочисленного народа началась после советизации республики. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев вместе с чечено-ингушами были высланы. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета. В этом селе и в близлежащих населенных пунктах бацбийцы жили сразу после миграции из горной Тушетии. С началом советизации грузинское руководство начало заселять их компактно в одном селении. В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах общенародной советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4.266 бацбийцев, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам. До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время, грузинское руководство региона, основываясь на переселении в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила грузинскую школу. В результате этого литературным языком бацбийцев стал грузинский. После всех этих процессов, уже не имея собственную письменность, бацбийцы пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за закулисной грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен.
Церковь
Приход восточного христианства в первых веках нашей эры на Кавказ был еще задолго до христианизации Руси. Тогда христианство восприняли многие кавказские народы. Живущие рядом с грузинами бацбийцы тоже восприняли его, хотя после прихода на Кавказ Ислама некоторые роды бацбийцев стали мусульманами и перешли в более близкое территориальное и культурное родство с другими нахскими народами.
В настоящее время живущие на территории Грузии бацбийцы окормляются Грузинской Православной Церковью.
Быт и культура, кухня
Судя по обычаям бацбийцев, они имеют свои собственные традиции, быт, в чем-то отличаясь как от нахских народов, так и от православных грузин, рядом с которыми стали жить. Кухня более близка к кухне чеченцев и ингушей, внешняя атрибутика взята в том числе и из традиций грузин. Однако тот же российский этнографический музей, несмотря на многочисленную критику, указывает бацбийцев в числе суб-этнических групп грузин, а экспонаты, связанные с бацбийцами, в коллекции музея учтены в составе чеченцев.
http://www.liveinternet.ru/users/levit/blog#post339456964