Честно, книги АБС мне нравятся . В конце-концов, я родился в СССР ( даже паспорт успел получить), и для таких как я советских подростков АБС и писали свои книги. Особеннно мне нравится в произведениях АБС хороший , сочный русский язык.
Но, как и многие "советские интеллигенты", АБС имели некоторую особенность, которая делала их не такими как все.
А именно - их еврейское происхождение.
Мне, 100% русаку, сложно понять духовные метания еврейских советских интеллигентов - или они советские люди, или русские, или, всё-таки, евреи.
А тут
статья самого Бориса Стругацкого, где он описывает свой путь становления: от советского человека с пометкой "русский" в пятой графе, до рукопожатного еврейского интеллигента.
Как и многие рукопожатные люди, АБС имели сооответствующие корни , еврейско-большевистские:
Отец мой, Стругацкий Натан Залманович, - стопроцентный еврей, сын Херсонского еврея-адвоката и еврейки, домашней хозяйки. Мать, Литвинчева Александра Ивановна, - дочь стопроцентного русского мужика, выбившегося в прасолы, и русской женщины - домашней, разумеется, хозяйки.
естесно, "дотянулся проклятый Сталин" :
исключение моего отца из партии летом 1937 года и расстрел дяди весною того же года
Антисемитизм однокласников:
И вот мой приятель вдруг объявляет мне (с нехорошей усмешкой), что я - еврей. Я потрясен.
В нашей школе антисемитизм никогда не поднимался до сколько-нибудь опасного градуса. Это был обычный, умеренный, вялотекущий антисемитизм. Однако же, быть евреем не рекомендовалось. Это был грех.
Сначала хотел быть русским, даже отчество поменял с "Натанович" на " Николаевич":
«...по арифметике... ученика 6-а класса Стругацкого Бориса Николаевича...» Мне кажется, я испытывал стыд, выводя это на тетрадке. Но страх был сильнее стыда. Не страх быть побитым или оскорбленным, нет, - страх оказаться изгоем, человеком второго сорта.
клеймо же еврея было несмываемо. Это клеймо делало человека парией. Навсегда. И я стал Николаевичем.
Я плохо помню, что говорила мне тогда мама. Кажется, она рассказывала, каким замечательным человеком был мой отец; как хорошо, что он был именно евреем - евреи замечательные люди, умные, добрые, честные; какое это красивое имя - Натан! - какое оно необычное, редкое, не то что Николай, который встречается на каждом шагу... Бедная моя мама.
Мне не нравилось считаться евреем. Я не хотел быть евреем. Я ничего не имел против евреев, - точно так же, как ничего я не имел против армян, русских, татар и белорусов, - но я не чувствовал себя евреем, я не находил в себе ничего еврейского, и мне казалось несправедливым расплачиваться за грех, в коем я не был повинен. Все вокруг были русские, и я хотел быть как все.
Борис Натанович открывает нам глаза на государственнный антисемитизм в СССР:
В 1950 году, окончив школу с серебряной медалью, я нацелился поступить на физический факультет Ленинградского ордена Ленина Государственного Университета имени Андрея Александровича Жданова. Я мечтал заниматься атомной физикой и не скрывал этого. Меня не приняли. Коллоквиум прошло в общей сложности три-четыре десятка медалистов, отказано было всего лишь двоим - мне и еще какой-то девушке, фамилия которой ассоциируется у меня сегодня с фамилией «Эйнштейн».
Но:
В 1955 году, когда я заканчивал матмех того же Университета
Проклятые антисемиты! Вместо физмата еврей вынужден поступать на матмех!
«Ты в аспирантуру собираешься? - спросил он. - При кафедре?» - «Да, - сказал я, уже предчувствуя недоброе. - Сказали, что возьмут». - «Не возьмут, - отрезал он. - И не надейся». - «А ты откуда знаешь?» - «Случайно подслушал. В деканате». - «Но почему?!!» - возопил я (краснодипломник, комсомолец и почетнодосочник). «Потому что - еврей», - это прозвучало, как приговор. Это и было приговором.
Ужас! Тысячи молодых людей ежегодно не поступают в аспирантуру( по разным причинам), и только евреи - потому что они евреи.
Но!!!
В университетскую аспирантуру, на кафедру звездной астрономии, меня, действительно, так и не взяли. Но зато взяли в аспирантуру Пулковской обсерватории.
Слава Б-гу! Но, опять же, из-за проклятых антисемитов, не туда, куда хотел.
В 1962 году мы, братья Стругацкие, уже опытные литераторы, уже достаточно известные - по крайней мере среди любителей жанра, авторы четырех книг, подали заявление в Союз Писателей СССР. За нас хлопотали авторитетные по тем временам люди: Кирилл Андреев, Ариадна Громова, Николай Томан, но в Союз нас не приняли ни по первому, ни по второму заходу. Членам приемной комиссии не нравилось: что мы фантасты; что мы пишем в соавторстве; что мы живем в разных городах... Но не это, как узнали мы пару лет спустя, было главным. Члены приемной комиссии не полюбили нас за то, что мы, Натановичи, пишемся в анкетах русскими. Члены ПК евреи видели в этом недостойное отступничество, члены ПК русские рассматривали это как стремление пролезть и устроиться, «характерное для данной нации»...
Антисемитизм русского народа:
А заметили ли вы, что в современном русском языке существует только одно наименование национальности, которое само по себе может быть использовано как оскорбление или ругательство? Украинца можно оскорбить, назвав его хохлом, русского - кацапом, любого среднеазиата - чуркой, армянина - армяшкой, грузина - грызуном, еврея - жидом... И любого жителя России можно оскорбить, сказав ему: «У-у, евр-р-рей!..»
Как и положено, русских антисемитов так много, что их надо делить на классы:
По моим наблюдениям, антисемитизм вполне поддается классификации. Я бы выделил три основных класса (типа, вида, жанра):
1.Бытовой - он же коммунальный, он же эмоциональный - вездесущий, вечный, всепогодный, беспринципный, ненавязчивый, эфемерный, непреходящий, неуязвимый, полиморфный - все с него начинают..
2.Рациональный, он же профессиональный - это уже более высокая ступень юдофобии, достояние людей, как правило, образованных, испытывающих определенную потребность обосновать свои реликтовые ощущения и обладающих способностями это сделать. В подавляющем большинстве случаев профессиональный антисемитизм поражает людей, столкнувшихся с лицом еврейской национальности как с конкурентом..
3.Зоологический, он же нутряной, - единственная разновидность антисемитизма, носители которой гордятся собою. Признаюсь, генезис и этиология этого вида юдофобии всегда были и остаются загадкой для меня. Подозреваю, - это какая-то социопсихологическая патология, что-то, аналогичное арахнофобии - широко распространенного и совершенно безосновательного страха и омерзения перед пауками.
Остальное здесь:
http://www.rusf.ru/abs/books/publ41.htm А книги АБС мне всё-же нравятся.
Особенно "Мир Полдня" ..