План ближайших выкладок и ссылки на некоторые предыдущие:
(все интервью вы можете прочитать по тэгу
"Спросите доктора Нарицына")
Про изгоев (юзер
kotvaska16 )
1. Мне непонятно, почему изгоями часто становятся те члены сообщества, от которых можно получить пользу. В смысле, зависть, странность этих людей - это понятно, но ведь можно их хотя бы не гнобить, а просто пользоваться ими? Это полезнее для сообщества, чем бить камнями.
2. По логике вещей, изгои не должны объединяться, чаще в эту категорию попадают люди самодостаточные, вольномыслящие и вообще одиночки. но они все же пытаются держаться вместе, хотя это у них может получаться и не очень хорошо. Зачем они это делают, ведь они имеют развитую логику и понимают, что эти попытки объединения не принесут много пользы, а потраченное время несоразмерно усилиям.
3. Почему дети-изгои часто стараются прибиться в классе к лидерам, а не к середнячкам? Ведь лидеры, как правило, не те люди, которым вообще стоит доверять. Что это? Развитое чувство собственного достоинства и делание принятия заслуг? Или что-то другое?
4. Почему изгоями становятся также люди с ограниченными возможностями? Это страх сообщества получить такую же травму или болезнь? Или что-то шире? Просто по идее общество учить быть милосердными к инвалидам и при этом члены этого самого общество часто отводят глаза и стараются не общаться с инвалидами. Кем бы, кстати, эти инвалиды ни были, учеными или спортсменами, или просто добрыми хорошими людьми.
5. Почему в детских (да и во взрослых, будем честными) коллективах часто достаточно одного слуха, чтобы человека стали чураться. Причем, слух может быть даже опровергнут, сфера вакуума вокруг человека все равно останется.
Подарки и деньги (юзер
Leo Margaritych)
1. Почему подарком считается только какой-то материальный объект, а не деньги? И такую точку зрения разделяют как одариваемые, так и дарители. Хотя на мой взгляд деньги очень удобны, когда сложно угадать с подарком. Например, внук хочет какую-то "компьютерную штучку", а бабушка в них не разбирается, внук получает деньги и покупает нужную вещь -> все довольны.
2. Откуда у старшего поколения отношение к деньгам как к чему-то грязному и противному? Существуют всякие приметы и ритуалы: не отдавать деньги вечером, не встречать Новый Год с долгами, не отдавать деньги через порог, не отдавать деньги из рук в руки и прочее. Некоторые даже хвастаются, мол, в нашей семье тема денег всегда была под запретом, и дети выросли честными и порядочными.
3. Если уж сподобились подарить деньги, то контролируют траты. "Мы тебе подарили на N, а ты всё тратишь на K". Собственно, почему так делается?
4. Подарки, которые совсем "мимо" от близких (друзья семьи, родственники, коллеги). Например, бабушка дарит внучке серёжки "Ну Машенька же носит серебро", а у Машеньки не проколоты уши. Женщине дарят цветы, а у неё аллергия на пыльцу. Дарители в курсе проблем и особенностей, но чем объяснить их забывчивость?
5. И последний вопрос: этичность возврата подарка и его передаривание. Считается, что передаривать фиговый подарок можно, а возвращать дарителю - неприлично, он обидится. Меня не то чтобы обижают ненужные подарки, но мне не нравится накапливать хлам и просто неприятно, когда дарят фигню. Тайно выбросить или передарить - не честно и бесполезно, по-моему, ведь если не обозначить позицию, то хлам будут дарить постоянно. Собственно, какой вариант более приемлем: возврат, тайное передаривание или что-то третье?
Дети, диагнозы и личные границы (юзер
ladushka_chel )
1. В статье о чайлдфри было объяснение тому, зачем некоторым людям нужно, чтобы все остальные тоже рожали детей. Из этого родился ещё вопрос:
А зачем некоторым (довольно-таки многим) людям нужно, чтобы другие рожали каким-то определенным способом (как правило самопроизвольные роды), желательно без всякой анестезии?
Используются либо просто уговоры потерпеть, внушение положительного отношения к процессу, аргументы (как медицинского характера, так и мифического) или оскорбления/обесценивание, либо откровенные манипуляции или сокрытие информации:
- убеждают, например, что никому на самом деле рожать не больно, а те кто жалуется - просто истерички и все выдумали для привлечения внимания.
- внушают, что "если не думать о плохом -плохое не случится, если не думать о боли (или "правильно" о ней думать) - боли не будет" и.т.д.
- укоряют тех, кто делится своим опытом, уговаривают их не рассказывать "как есть", а употреблять расплывчатые выражения, говорить, что все было терпимо.
2. В принципе, зачем при подготовке к деторождению у нас стараются нарисовать картинку "покрасивее", завуалировать, смягчить, опустить негативную или неприятную информацию? Для сравнения, в зарубежных источниках подробно описываются все возможные ощущения при беременности и родах, в том числе и неприятные, никто не боится никого "напугать". Больше всего показательны видео (не "семейные" а именно обучающие), которые показывают весь процесс без купюр, и эмоциональное состояние роженицы тоже, как бы она себя не вела при этом, просят ее описать свои ощущения.
3. Из предыдущих возник ещё такой вопрос, поскольку напрямую сталкивалась с попыткой повлиять на выбор.
Каких правил придерживаются врачи, сообщая пациентам о диагнозе, возможных последствиях, прогнозах, при описании болезненности/неприятности процедур, последствий отказа о лечения? Проще говоря, считается ли официально, что врач может скрыть часть информации, если думает что пациент так "будет счастливее/спокойнее" или "не предпримет вредных для себя действий" или "ей же будет лучше"?
Сон и сновидения (юзер
katrinka10 )
1. Сон и сновидения с древности в ореоле тайны . К матерям приходит Благая весть о Спасителях Человечества (Будда, Кришна, Христос, Мохаммед), выигрываются битвы, Боги и духи указывают путь племенами нациям. Почему?
2. С другой стороны приходится слышать «Дурак спит - дурное снится». А аллегория со сна возьми и сбудься. Может, правы мистики и эзотерики?
3. Почему чаще запоминаются кошмары: убийства, наводнения, катастрофы, преследования и реже - хочется досмотреть идиллические картинки с увлекательным сюжетом?
4. И вот приснилось. Что бы это значило - спросим у сонника, коих великое множество. Только вот толкования иногда диаметрально противоположны. Почему?
5. В йоге есть практика Нидры - «сумеречного состояния ума между бодрствованием и засыпанием», нечто подобное есть в других восточных течениях. Из личного опыта нидры в группе -вроде не спишь, но неведомая сила не дает подняться. Как это объяснить?
6. Бывает: прогулка на свежем воздухе, комедия на ночь, прохлада… Идеальные предпосылки для сна выполнены, а в итоге - сериал-ужастик. Почему?
7. Могут ли сновидения пациента послужить исходным материалом для работы психотерапевта, и как с ними работают?
Отклоняющиеся привычки в замкнутом коллективе и отношение к ним окружающих (юзер
ral_il_an )
Сегодня я затрону, если вы не против, довольно актуальную в армии тему.
1. Почему различные отклоняющиеся привычки (погрызание ногтей, ковыряние в носу, погрызание ручек) вызывают жутко негативную реакцию окружающих людей (к примеру, можно спокойно найти свои вещи разбросанными или спрятанными на потолок) даже в случае их ненаправленности на них (т.е. люди не получают вреда от этих привычек)?
2. Как люди определяют, является ли задаваемый им вопрос "тупым"? (Это важно, так как на "тупые" с их точки зрения вопросы и действия следует та же самая реакция, как и на отклоняющиеся привычки)
3. Как можно спастись от этой реакции в замкнутом коллективе, которым является армия? (это важно, так как постепенно от нервов начинаются ошибки, такие как не те вопросы не в том месте, которые вызывают еще большую отрицательную реакцию, так как из-за них страдает все подразделение)?
"Семейное (до 14) и самостоятельное (после 14) образование по школьной программе, в старой терминологии - экстернат" (юзер
simply_sue )
1. Дистанция от процесса нахождения в школе: насколько с точки зрения психологии оправдана? Понятно, что социализацию можно получить в иных местах, да и не всем она так уж нужна в плане избытка общения. А вот отсутствие знакомства с "изнанкой жизни" столь яркой, как она видна в школьном коллективе, чем может аукнуться дальше? Чего в экстернате больше - плюсов или минусов (средняя температура по больнице, но просто интересно мнение профессионала)? Как бы вы прокомментировали мнение одной семьи, что очная школа учит тому, что есть в жизни неприятные люди, но создается впечатление, что единственный выход - их терпеть, а экстернат не исключает наличия таких противных людей, но дает надежду, что от них можно отдалиться?
2. Если действительно больше доводов за экстернат у (подготовка в вуз важней, человек серьезный спортсмен или артист (скажем, танцор), есть жизнь на два региона или вовсе два государства и т.п.), на что обратить внимание, чтобы процесс образования дал знания?
3. Как быть, если на отдельные предметы (история, ОРКСЭ - основы религиозных культур и светской этики, окружающий мир, обществознание и т.п.) точка зрения семьи не совпадает с точкой зрения большинства школьных педагогов, которые таки будут принимать аттестацию? Насколько спасением тут выглядит право экзаменуемого выбрать форму экзамена - тест или устные билеты (по тесту можно "подогнать" ответ, а истинную позицию потом раскрыть в нужном месте)?
4. И чем ученику-экстерну "грозит" процедура ГИА и ЕГЭ, каковы подводные камни? Вроде экстернат приучает часто сдавать экзамены и относиться к ним как к прозе жизни?
Напоминаем, что пост, в котором желающие могут оставить свои вопросы, находится
здесь.