Арендовать машину мы попытались ещё в аэропорту Кота Кинабалу, прямо по прилёту поздно вечером. Но цена за самый дешёвый экземпляр была такая же, как за Ниссан Экстрейл на Лангкави, а конкуренции среди рентакаров не наблюдалось никакой. В общем проблемой ренты авто я занялся ранним утром третьего дня. Ведь мы хотели поехать в горы. Тут надо заметить, что некоторые законы местного турбизнеса я уже понимал. Главный - торговаться и вообще обращать на тебя внимание будут только представители китайской диаспоры. Малайцы коренные ведут себя по такой установке от начальства: у тебя есть ценник (изначально заряженный), к тебе пришёл белый, назови ему ценник (нисколько не смущаясь его нелепой, ничем не оправданной, ценовой высотой) и, если он не отвечает сразу же «ЕС!», отвернись от него и замолчи, будто его и вовсе рядом нет. Почему то прокатом машин занимаются только коренные жители страны. Мы были уже на излёте финансовых возможностей, и торговаться хотелось. Но торговаться было не с кем. Ну конечно, из первой конторы я выходил, высоко подняв голову с видом: «Ах так! Ну так я пойду к вашим конкурентам!». Из шестого по счёту рентакара я уже разочарованно выползал на жаркое солнце полудня, понимая, что поездка в горы, скорее всего, накрылась медным тазом.
Мне пытался искренне помочь китаец в поломанных очках из прачечной. Он сам на ломанном английском объяснил мне, что надо обращаться в маленькие фирмы, а не к монстрам туриндустрии. Но обзвонив несколько друзей, удивлённо объявил, что у всех одинаково дорого. И тогда мы пошли на ресепшн китайского отеля, где жили уже вторую ночь и попросили портье сторговать нам авто до приемлемой цены. И, о чудо, ему удалось. За полторы тысячи рублей в сутки (а сутки это с 12:00 по 12:00, если тебе нужна мащина с одиннадцати утра до часу дня, платить ты будешь за двое суток, торговаться и взывать к голосу разума бесполезно) мы имели чудо местного автопрома под названием «Proton. Wira». Тачка имела антикрыло и спортивный руль, поцарапана была в меру, но пригнавшая её женщина в платке на всю голову, сказала, что это нормально и продолжала успокаивать меня, даже после того, как в процессе осмотра, на асфальт выпала пластиковая обивка задней двери. Я с ужасом думал, как буду ЭТО ВСЁ сдавать, но других вариантов аренды не предвиделось. Что меня приятно поразило, так это шины. Обычно они ставятся на азиатскую машину ещё на заводе, и никто никогда их уже не меняет. Тут протекторам было не больше четырёх лет, правда, они были разными, но посмотрел я на них только с левой водительской стороны.
Мы попросили карту штата Сабах или Борнео в целом, и она дала всё ту же туристическую листовку с примерной разлиновкой городка Кото Кинабалу и двумя жирными полосами на силуэте штата, вокруг которых располагались затейливые пальмочки и зверюшки. Две жирные неровные полосы олицетворяли собой всё дорожное движение малазийского штата Сабах, занимающего треть огромного Борнео.
Мы знали примерный маршрут по названиям городков. Добравшись до дикого жаркого Туарана, попытались в Кэ-Эф-Си (где был вай фай, но конечно, последние три года его никто здесь не спрашивал, так что с подключением мы, как всегда, намучились) открыть карты Гугла, но и они почему-то показывали всё те же две дороги, что и туристические листовки. Но Гугл был скучнее, поскольку пальмочек и зверушек не рисовал. Тогда я пошёл по городку искать карту. С виду это было безумием, но у меня проснулось шестое чувство. После отлова в толпе кого-то кто понял: «Эскюзьми, тел ми плиз, кэн ай пэй мапс», этот кто-то (примерно 57-ой, к кому я обратился, а ведь я ещё и выбирал их в толпе) показал мне рукой направление и, счастливо улыбаясь, от того что говорит на английском произнёс: «Спорт! Спорт!». Через два квартала я нашёл спортивный магазин. Ну конечно это был не магазин, а обычный сарай набитый под завязку ВСЕМ, а не только двумя китайскими купальниками. Хозяин старый дедушка, услышав от меня «МЭП, САБАХ!» послал меня рукой в дальний угол, который оказался завален тетрадями и линейками. Но как я не искал, карты не было. Тогда я кое-как объяснил дедушке, что я еду за рулём, места мне не знакомые и очень нужна карта штата. Он проникся, порылся в том самом углу и я увидел в его руках карту, большую и, вполне географическую с виду. Дедушка улыбался, я тоже, но только до той поры, пока он карту не развернул. Это была метровая школьная политическая карта Малайзии и окружающих государств. Борнео на ней был совсем не большим. На его розовом пространстве с высоты стратосферы значились всё те же две дороги. Я сказал, что спасибо конечно, но мне не надо, школу-то я давно уже закончил. Дедушка, чуть не плача от умиления, настойчиво подарил мне карту на память о себе и посещении спортивного магазина.
Если вы думаете, что легко ехать по незнакомому острову с левосторонним движением без карты и английского языка (причём в этот раз не у вас, а у всех вокруг!), вы ошибаетесь. Но нас это задорило, сначала мы пытались всё-таки карту найти, ведь не может на туристическом Борнео не быть карты! Оказалось, может. Поплутав по окрестностям в поисках некоего отеля Нексус с хорошим пляжем и бассейном, мы нашли сначала стадо коров, эпически переправлявшееся через реку, потом отбросили логику, доверились интуиции и в Нексус с семикилометровым пляжем всё же попали.Там были очень красивые волны.
И вот уже после этого, в каплях начинавшегося дождя, мы помчались в сторону гор. Как уж искали мы направление… По разному, ведь порой даже попадались дорожные указатели. Дорогу в горы мы нашли. Дождь всё усиливался, через 20 минут подъёма стало закладывать уши, мы въехали в облака. Иногда они были такими густыми, что даже ливень не казался сильной помехой. Стемнело и начался серпантин: с одной стороны сливная канава и скалы, с другой обрыв. Вот тут надо рассказать о дворниках - на азиатских машинах это именно аксессуар, прямое назначение - адски скрипеть о стекло. Вера, к счастью, уже спала, и мы очень боялись, что скрип щёток её разбудит. Но Вера вела себя правильно и проспала все три часа, пока мы гнали в облаках, дожде, по серпантинам, подгоняемые грузовиками горцев и ослепляемые встречными из-за поворотов машинами. Как это описывать я не знаю. Просто три часа скрипа, страха и вскриков Кати с заднего сидения: «Медленнее, прошу тебя! Осторожнее, пожалуйста!». Так я и пытался осторожнее, но когда ты вообще не видишь дорогу, то уже всё равно 30 километров ты едешь в час или шестьдесят. Помогал дальний свет (фары такой же аксессуар, как дворники), но его надо было обязательно выключать, когда попадались встречные машины, а иногда они тянулись караванами. 100 километров мы ехали три часа, так что сами посчитайте среднюю скорость. Proton пердел и трещал, карабкаясь в высоту, кроме всего прочего, он бойко сжигал те литры бензина, что нам должно было хватить до заправки. Но заправок в горах не было!». Мы остановились в каком-то месте, где не шёл дождь, и не было облаков (в таких местах там горах и живут, где почти всегда не идёт дождь, и облака обходят стороной). Какой-то прилично одетый малаец спросил, что нам надо, я сказал, что газолину бы, он ответил, что ночью заправки не работают, потом подумал и попросил подождать. Из тёмных шалашей он привёл нам улыбчивую беззубую женщину, которая налила нам бензин прямо из стеклянных бутылок, причём дороже всего на два рубля. Её пиратские 10 литров нас спасли. Глядя на нас с Катей и спящую на заднем сидении Веру, интеллигентный малаец проникся и сказал, что нам незачем так рисковать, ведь нам осталось ещё километров 20, а совсем недалеко есть красивый отель в горах, туда нам покажет указатель. И мы принялись искать тот отель. Указатель нашли, прямо от него круто вверх влево вела бетонка. Я прикинул ещё раз возможности автомобиля и мы поехали. Там тоже были облака, а машина задирала нос так, что капот иногда стоял вертикально перед глазами, при этом бетонка была не шире машины, ехать часть приходилось наугад. Мне почти сразу захотелось обратно на трассу, но ведь счастье ночлега было так близко. На одном из спусков машина просто начала скользить по глине, что периодически сменяла бетонку. Соскользнув вниз, мы оказались у развилки, одна вниз в какой-то тоже отель, другая вверх, туда, куда нам и советовали. Я посмотрел на протекторы правой стороны и подтвердил догадку, они были ЛЫСЫЕ абсолютно! А вокруг - джунгли, всё свистит, пищит, и подвывает, а вспышка фотоаппарата открыла яркие красные цветы.
Но только тут можно было с трудом развернуться, вверх больше не хотелось, хотя оставалось каких-то 500 метров, для гоночной супер машины они были неподъемны. Катя сходила вниз, отбилась там от собак, посмотрела комнату с москитами за 150 рублей и вернулась, вверх мы решили не ехать и пешком тоже не идти с Верой, поскольку ДЖУНГЛИ были вполне реальными. Разворачивались долго и очень осторожно спускались на трассу.
В общем, мы счастливо добрались до какого-то Ранау, где ещё успели купить ром с колой, погуляли по пустым улицам и посидеть в каком-то сквере. Мимо нас прошла русская компания, завидев белых, они проорали хором: «Хеллоу!». Мы устало им ответили: «Хэллоу», и заночевали в гостинице Орхидея (красивое конечно название, но номер, как обычно). В шесть утра сели в машину и поехали на термальные источники. Днём горы оказались очень даже ничего себе красивые.
«Источники» оказались глубокими ваннами, выложенными ни разу не мытым кафелем. Наливаешь в них воду из двух кранов и отмокаешь, сколько тебе надо. Если что насчет антисанитарии, так не надо тогда ездить 120 км на источники. Особенно мило было ещё то, что выходной день привлёк десятки малайских семей, мне показалось, что для многих из них это единственная возможность помыться горячей водой. Рядом с ваннами были «семь бассейнов», куда водная вода была просто запущена такой холодной, как есть. Зато из первого в четвёртый можно весело скатиться на жопе, плюхнувшись в воду температурой льда для коктейля.
Там же неподалёку оказались висячие мосты. Я вообще-то боюсь высоты, а они небрежно привязаны канатами на огромных деревьях, болтаются под ногами, а вид верхушек джунглей снизу тоже меня не бодрит, но мы прошли шесть пролётов, фотографируя и успокаивая Веру, которая именно в этом месте решила закатить обычную такую детскую истерику. Не из страха высоты, а потому, что ей не дали залезть на перила и свеситься вниз.
А потом мы гнали по серпантинам назад. Это уже не было страшно, ведь светило солнце и облака ушли с гор. Только уши всё ещё закладывало.
Мы успели ещё раз на красивый пляж и в бассейн отеля Нексус, но к пяти часам дня надо было добраться до китайского отеля, где сдать машину, ведь в 8 вечера у нас уже самолёт в Куала Лумпур. Мы-то добрались, а вот женщина в платке не явилась. Добрый порьте-китаец позвонил ей, она предложила оставить ключи прямо у него. Наша машина досталась нам так дешёво, так как была никому не нужна, даже своим хозяевам. Они, видимо, искренне верили, что мы не вернёмся или просто бросим её где она развалится окончательно. Я проверил багажник, привычно несколько раз пискнул брелком, ведь кнопки «открыть-закрыть» на нём всё время менялись местами. И мы улетели в сторону Мабула.