Паленке в мексиканском штате Чиапас - красивый город.
Уже в первые часы бросилось в глаза, как много вокруг полицейских. Их немало в Мексике, но в Паленке, половина встреченных на улице полицейских держала в руках автоматические винтовки. Некоторые из них шли по центру города держа палец на спусковом крючке.
Впечатляли и открытые военные джипы полные вооружённых экипированных полностью солдат. Они, не то что встречались, проезжали мимо каждые десять минут. Вперемежку с отдельными пешими полицейскими патрулями.
Народ на улицах не хотел попадать в камеру, чтобы снимать, приходилось метиться издалека.
Мы были там два дня, сначала пирамиды (они почти в черте города), затем водопады. Про них узнали от хозяйки отеля, пожилой благородной дамы с острыми индейскими чертами лица. Она говорила по английски, что там большая редкость и общаться с ней было приятно (что для тех мест вообще раритет. Она нам рассказала про водопады: в двадцати минутах езды - небольшой, в часе - побольше, в полутора - самый большой и красивый Аква Азул.
Уже садясь в машину, в дверях, мы спросили мужа или завхоза хозяйки:
- А ехать на водопады не опасно?
- Афганистан - опасно, Ирак - опасно, УКРАИНА - опасно, а Чиапас безопаснее некуда! - вскипел он. При этом персонал гостиницы запирал стальную решётку на входе в отель сразу за тобой и отпирал по твоему звонку или окрику с улицы.
Времени на Паленке мы выделили себе не много, решили сразу ехать на самый дальний и красивый.
Через пятнадцать километров пошли горные серпантины (как потом оказалось, ещё щадящие).
Через сорок километров - вот эти дети.
Мимимишности в них было ноль. Денег требовали сразу, но ещё улыбались. Фоном мальчику наш рентакар.
Через пятьдесят километров на серпантинах, в любом месте, выскакивали из под земли или из кустов индейские женщины или дети, или женщины и дети. Они мгновенно поднимали над дорогой верёвку и окружали машину, пытаясь продать лепёшки, сушёные бананы и непонятно что. Фокус был в том, как заставить их опустить верёвку. Я просто делал злое лицо, нажимал на сигнал и медленно ехал. Они с удивлённой ненавистью на лицах расступались и опускали верёвку только перед капотом. Я видел, что перед таким явлением, местные наоборот разгонялись, но я так не мог, боялся утащить индейских детей и женщин под задние колёса или на капоте машины. А про ненависть на лицах я не преувеличиваю.
Запомнился ещё мальчик, который зло плюнул в сторону нашей машины.
Очень, кстати, индианки не любят фотографироваться.
Через полчаса я уже был тренирован и мы пролетали подобные засады на стабильных 40 километрах в час.
Но потом на одной из дуг серпантина мы упёрлись в пробку. В ней стояли три часа.
Именно стояли, а ехали только последние минут сорок. Всё это время в машину ломились торговки и дети торговцы. Именно ломились. Никакого мимими, всё с теми же, в лучшем случае, безразличными лицами.
Испаноя3ычные водители и пассажиры соседних машин из понятного произносили только - "блок"". Мы думали, наверное, какая-то серьёзная авария.
Но потом машины двинулись и через сорок минут мы подползли к этому.
На дороге лежит пара брёвен, вокруг столпилось человек двести мужчин индейцев (столько же женщин и детей бродит вдоль пробки, пытаясь насильно продать тебе какой-то товар).
Всего сто клометров в горы, по пути на туристический объект. Каждую подъезжающую к брёвнам машину останавливают и окружают, долго размахивают руками и что-то доказывают. А, смотрите кажется им платят!
Это мы заметили, когда наша машина была четвёртой или третьей до бревна.
Вот такие группы периодически выпрыгивали из тени джунглей, если с машиной разговор долгий.
Я не хотел открывать окно, но меня заставили. Я сделал щель в три сантиметра. Толпа стояла вокруг машины, некоторые положили на крайслер руки. Человек в шляпе что-то горячо объяснял мне на смесм испанского и неизвестного языка. Попытки разговаривать на английском ни к чему не привели. Кроме того, что они требуют с нас 100 песо. Около десяти долларов. В рублях не буду.
- Американс! - вдруг догадался кто-то из индейцев.
- Но американс, но испаньёл, руссиан! - возмущался я.
Я вытащил из кармана горсть мелочи, Наверное там было доллара полтора, они обиженно засмеялись, тогда я добавил ещё примерно столько же, они, споря между собой, отодвинули бревно и мы вырвались!
Следующий до Аква Азула блок был куда убедительнее. Прямо перед въездом к водопаду - человек пятьдесят, одеты в чёрные балаклавы, некоторые прячут руки и держат в них что-то, брёвна в наличии имеются.
Это я специально потом снял обложку вазы в отеле Сан Кристобаля. Вот такие были мужчины перед Аква Азулом.
Там мы фото не снимали. Отдать пришлось 45 песо за троих. Торговаться не стали.
Нам дали чек с печатью.
На въезде к водопадам была ещё нормальная касса. Мы купили недорогие легальные билеты за въезд на туристический объект. Тоже не торговались. Бессмысленно.
Двадцать парковщиков маленькой пустой стоянки наперебой пытались меня запарковать. Прямо, хватали машину и несли её куда-то в другой конец пыльного пустыря. Я не дался, объехал их всех и припарковался самостоятельно. Не скажу, что они обрадовались. Но там радостных вообще не было.
Многочисленный персонал Аква Азула я снимать не решился. Пару раз попросил, мне довольно понятно и сразу отказали.
Это была целая система водопадов.
Мы шли наверх по каменным лестницам, глиняным тропинкам и деревянным мостикам.
Везде было очень красиво, но всё так же страшно. Мы были единственными белыми, не считая блондинку с ребёнком, которая в этом всём, вызывающе сидела в кафе и вокруг бегал её белокурый ребёнок. Глядя на неё в той ситуации сразу становилось понятно, что варианта всего два... Нет один - она абсолютная дура.
Но, конечно, очень было там красиво.
Хоть мы выдержали не больше полутора часов. Всё это время я не переставал думать о том, что вернувшись на стоянку, мы обнаружим наш автомобиль разобранным на запчасти или просто его не обнаружим совсем.
Там даже можно было купаться! Но сам там купайся в тот момент!
Я знаю, что вообще-то туда возят целыми экскурсиннными автобусами, но не в тот момент.
Я всё пытаюсь вспомнить, в какой момент мы заметили, что все эти 130 километров до Аква Азула, мы не видели ни полиции, ни уже привычных солдат.
Это тоже сильно нервировало.
А картинки вокруг были чудные.
Оно всё того стоило.
И всё же, мы дико торопились и осмотрели, наверное, не весь каскад.
Но, в целом, хватило.
В обратную сторону балаклавы пропустили нас без разговоров, а бревна на серпантине опять орали и размахивали руками, пока кто-то из них не вспомнил: "Ааа... Руссо!", - и мы вернулись в Паленке, уже совсем по другому глядя на поднятые верёвки. почти не сбавляя скорости.
А в Паленке всё в порядке. Это же не Ирак, не Украина же. Там есть полиция, а полный армейский джип солдат несказанно радует глаз.