"Сако из Лори" Туманяна - поэма про общение с призраками. Как только пропустили!

Jul 14, 2021 11:47


У моего любимого Ованеса Туманяна есть небольшая страшненькая поэма про пастуха Сако из области Лори, у которого разорвалось сердце после встречи с призраками. На картинке - иллюстрация Григора Ханджяна к той самой повести.Под катом - фрагмент и мои размышления.


Read more... )

фолк, grigor khanjyan, Туманян, армянская литература, армянское изо

Leave a comment

Comments 13

alghenius July 14 2021, 09:10:10 UTC

Тут скорее намек на соблазн исламизации, на который поддавались многие поколения молодых армян... А исламизация это смерть человека как армянина...

То что духи говорили по-армянски - намек на то, что это были недавно обращённые, ещё не утратившие язык предков...

Reply

narine13e July 14 2021, 09:19:44 UTC
Очень интересная версия. Но я все же склоняюсь к тому, что фолклор не знает политичсеких подтекстов.

А еще я не поняла что Вы имеете ввиду:

намек на то, что это были недавно обращённые, ещё не утратившие язык предков...
Почему они должны были утратить язык?

Reply

alghenius July 14 2021, 09:23:52 UTC

Ну обычно тюркизировались быстро... Только хемшилы в Турции долго язык сохраняли...

А насчёт фольклора и политики - почему нет? Исламизация армян продолжалась много веков вплоть до Геноцида, и кстати нередко самые ярые армянофобы в Турции и Азербайджане сами имеют армянские корни...

Да в Азербайджане до сих пор эта тема табу, про иранские и албанские корни говорят открыто, а вот писать про армянские корни азербайджанцев это абсолютное табу... Хотя западнее Куры у азербайджанцев обычно или армянское или курдское происхождение...

Reply

narine13e July 14 2021, 09:36:11 UTC
Ну хорошо, вот они приняли ислам. Но они живут в своей деревне. Турки из соседней деревни знают армянский а они должны забыть,потому что просто приняли ислам?

Потому что фольклор относится к бытовой жизни человека и к его гормональной сфере - страхи, любовь, мечты. В фольклоре образ врага действительно может носить политически актуальные черты - но они меняются как только уходит повестка. Так Бобо за пару сотен лет может мутировать от ферраша до чекиста - или капиталиста, в зависимости от эмоций рассказчика.

Хемшилы сохранили язык, но они в основном считают что это такой диалект турецкого. По крайней мере так считали, пока к ним не стали ездить советские амшенцы.

Ярые арменофобы в Турции как правило азербайджанцы в первом или третьем поколении, но они всегда имеют в анамнезе проживание именно в Азербайджане. Среди самих турок тема армян была настолько табуирована, что они на самом деле часто не знают о Геноциде ничего - ну теперь но таких меньше, но еще в девянсотые такое было.

Reply


Leave a comment

Up