ПРИТЧА о милосердном самарянине - одна наиболее важных притч Иисуса Христа, ибо она, как молния, озарила божественным светом тьму человеческой жизни, полной вражды и ненависти, превозношения одних над другими.
Вражда была законом жизни древнего времени, когда уважали только силу, а о милосердии никто не помышлял.
А Господь дал понять, как надо перестроить жизнь, чтобы наше поведение было спасительным и богоугодным.
Он учил, что в основу нашего отношения к людям мы должны положить милосердие и любовь.
Самаряне были для иудеев народом презренным, отверженным, они не считались «ближними».
Но Господь Своей божественной притчей заставил законника, спросившего, кто ближний его, самого признать, что именно самарянин был таковым, а не безжалостный иудейский священник и левит.
Вражда и сила в отношениях между людьми и между целыми народами остаются и поныне, через столько лет после Рождества Христова, таким же всеобщим законом поведения, как в ветхозаветные времена.
Притча Христова научила истинному пути только тех, кого поразила она как некое божественное откровение, кто принял в сердце свое слово Христово, под конец сказанное книжнику: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37).
Лишь немногие, подлинные христиане, поняли все глубокое значение этой притчи. Они, возлюбившие Господа всем сердцем, теперь составляют новый, небывалый пример сообщества людей, объединенных верой во Иисуса Христа, горящих любовью к Нему, руководствующихся в своей жизни Его святыми заповедями.
Я скажу словами великого апостола Павла что в этом новом христианском сообществе нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). К нему принадлежат люди разных народов, обычаев, разного образования, силы ума.
Именно любовь ко Господу объединяет их неразрывными узами, о чем говорит святой апостол Павел в Послании к ефесянам: «Они, прежде бывшие язычниками или иудеями, были далекими, а теперь стали близкими. Кровью Христовой стали близкими. Ибо Он есть мир наш., соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (см. Еф. 2:12-14).
Много преград воздвигли люди между собой, отгородились одни от других, не хотят знать друг друга. Только тех, кто вместе с ними за их перегородкой, считают близкими, а тех, кто вне, - ненавистными. Господь же упразднил вражду плотью Своей, а закон - учением; Кровью Своею разрушил стены, которые вновь возникают между людьми. Но многие и знать не хотят о разрушении этого средостения, не верят во Христа и ни во что ставят Крест Его.
Вот что иное, неслыханное ранее, принесла миру притча Христова о милосердном самарянине. Ее Господь рассказал нам, желая показать, что в основу нашей жизни, в основу отношений между народами должна быть поставлена доселе неведомая миру норма - милосердие. И только тогда, когда мы примем эту норму, заменив ею старые, забудем вражду и ненависть, только тогда воцарится мир на земле.
Евангельские отношения между людьми так святы потому, что Иисус Христос заповедал нам быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). Чем обнаруживается совершенство Отца нашего Небесного? Его любовью, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4:8, 16), и милосердием, как о том упомянуто во многих местах Священного Писания. Благ Он, и милосерд, и праведен (Пс. 111:4). Он благ и милосерд (Иоил. 2:13).
И Сам Христос заповедал нам: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Это главное, чего Он от нас требует. На Страшном Суде Он призовет творивших дела милосердия: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). А тем, которые, будучи стяжателями, пребывали в богатстве и не хотели им делиться со страждущими, громогласно повелит: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Ведь еще в древности было заповедано то, что и доныне кажется многим недоступным: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Мф. 22:39; Мк. 12:31). Если заповедано, значит возможно.
Великий святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные слова о милосердии: «В милосердии находится правда, и правда - в милосердии». Ведь разве есть правда в том, что мы, имея достаток и даже избыток земных благ, равнодушно смотрим на ближних наших, голодных и раздетых? Только тогда будет правда в сердцах наших, когда обделенные и гонимые будут возбуждать в нас сострадание.
Правда в том, чтобы мы любили своих ближних.
В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит: «Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком». Как можно перестать быть человеком? А разве не видите, когда читаете газеты и каждый день с ужасом узнаете о тех нестерпимых зверствах, которые творят в Корее [1] люди, чуждые милосердия? Называя их дела зверствами, мы сопоставляем их со зверями, значит, кто не имеет любви, становится извергом - зверем.
И еще святитель Иоанн пишет: «Без милосердия нельзя обойтись в преддверии царствия небесного». Даже к преддверию подойти нельзя тому, кто немилосерден с ближним, питает к нему лишь ненависть и злобу.
А мы, смиренные христиане, неужели не содрогнемся, услышав, что будет, если не творить дел милосердия?
Будем же помнить всегда эту великую Христову притчу о милосердном самарянине. Будем помнить, что Кровью Своею Он разрушил все преграды между людьми, сделавшими Крест Его своим знамением, а заповеди - законом жизни.
Будем помнить и древнюю заповедь закона, данного Богом за тысячи лет до Рождества Христова: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор. 6:5); люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18).
Да оправдаемся милосердием на Страшном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и поклонение со Пресвятым Его Отцом и Животворящим Его Духом. Аминь.
19 ноября 1950 года
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Евангелие от Луки, гл. 10, стихи 25-37
rusfront.ru/14766-ne-imeyuschiy-miloserdiya-perestaet-byt-chelovekom.html