Чем больше думаю о свойствах пищевых продуктов, тем больше магии вижу в них. Что самое интересное, аналогию еды можно найти и на всех других планах бытия.
На физическом плане еда должна быть сбалансирована, т.е. содержать все 5 элементов стихийного плана - воду, дерево, огонь, землю и металл, - в нужной пропорции. Пропорция выводится из текущего положения вещей внутри тела (сумма разнообразных дисбалансов) и снаружи (климатические и жизненные условия). Каждый элемент мне ещё предстоит проследить в известных продуктах. Я только-только начинаю в это углубляться. Пока на самом поверхностном уровне у меня такое деление:
Вода (или, как её называют в китайской системе, влажность) - это нечто тяжёлое, заземляющее, но и питающее, уже содержащее зачаток большинства стихий. Это то, на чём растут ткани физического тела и "энергонити" энергетического тела. Молочные продукты и яйца - самые очевидные носители стихии воды.
Дерево - это та сила, что активно ветвится и растёт. Интуитивно я бы сюда отнесла мясо и грибы. Хотя грибы во многом ближе к стихии огня. К царству грибов относятся ещё всякие бактерии и дрожжи, которые трансформируют свою жизненную среду в "огненную", за счёт чего получаются алкоголь, кисломолочка, уксус, комбуча.
Огонь - это пик жизненного цикла, его плод. Думаю, сюда идут все фрукты и орехи. Но стоит помнить, что все стихии взаимосвязаны и проявляются разом. Так очевидно переплетение стихий дерева и огня в росте чего угодно - от детёнышей животных до арбуза на бахче, от дельты реки до грозового облака.
Земля - это нечто заполняющее, такая масса, которая сама не родит, но из которой тело может создать любые стихии под свои потребности. Сюда просятся все злаки и клубни.
Металл - пока несколько мутная для меня стихия. Часто резонирует у меня со стихией духа в европейской традиции. Так, чтобы что-то выросло в массе земли, нужен металл, который и создаст питательную среду, воду. А стихия духа, как я её понимаю, включает в себя неисчислимое множество проявлений: разные виды продуктов, разные способы приготовления и подачи, разные жизненные привычки. Сюда, наверное, стоит отнести всякие специи, которые кардинально меняют вкус и качество продуктов. Хотя вот соль больше к огню у меня тянется. Но не исключено, что возможны и "многоэтажные" соответствия.
Как показало изучение нескольких списков соответствий продуктов стихиям у разных практиков ТКМ, у каждого свои ассоциации.
Кто-то налегает на цветовые соответствия, и тупо всё зелёное относит к дереву (включая васаби), всё красное от розового до коричневого - к огню, всё жёлтое - к земле, всё белое - к металлу, всё чёрное - к воде и т.д.
Кто-то считает, что опираться надо на вкусовые соответствия. Они, мол, ближе к физиологии, т.к. чувствуются языком. Эти к дереву относят всё кислое, к огню - всё горькое, к земле - сладкое, к металлу - острое и к воде - солёное. Хотя под эти вкусы реальные продукты тоже странно подбираются. В одном источнике я, например, гречку увидела в категории воды, то есть она типа солёная. Я бы её вообще к границе земли и металла отнесла из-за её терпкого вкуса. В том же источнике лимон отнесли к дереву, а апельсин и ананас к земле. Я бы их всех к огню отнесла из-за кислоты и сильного раздражающего действия.
Кто-то основным критерием категоризации вообще считает степень энергетического тепла-холода. Я долго изучала один из образцов такого деления (
картинка) и так и не смогла уловить принцип.
Я изучала не только интернет, но и опубликованные издания. Запомнилась
книжка одной немки, переведённая на русский. В ней довольно сумбурно и без строгой схемы изложены стандартные принципы 5 элементов, которые перемежаются довольно резонными, на мой взгляд, персональными мыслями автора на тему питания вообще.
Например, она высказала весьма логичную для меня мысль, что дети могли бы меньше болеть простудами, если бы ели меньше молочных продуктов и бананов. Ведь (а это уже моя рационализация) дело тут не в микробах, которые попадают на слизистую, а в самой слизистой, которая становится плодородной почвой для развития воспалительных, "огненных", процессов. "Микроб" или "вирус" тут являются не вредоносными агентами, а неким принципом, стихией металла, которая прорастает в очень плодородной земле.
Или другая идея - что южные фрукты несут в себе большой потенциал охлаждения, чтобы компенсировать жар климата. Если их много есть зимой в холодной стране, то произойдёт дисбаланс, энергия тела станет более "прохладной", густой, что может опять-таки через годы привести к большому спектру заболеваний. В общем,
несколько цитат.
Однако ближе к концу книги автор достала своего самого жирного таракана - микроволновки. У неё на них настоящая фобия. Она доходит до того, что утверждает, что в еде, побывавшей в микроволновке, "совсем нет ци!" Человек, который уже много лет в китайской медицине и выдаёт такие заявления, определённо одержим каким-нибудь странным духом. Она даже передаёт его дальше другим людям, которые, запуганные ею, отказываются от использования микроволновки и от чего-то выздоравливают. Ну, в общем, духи такое часто делают, чтобы их не изгнали. Последние несколько страниц она посвятила перепечатке своей коллекции каких-то мутных "научных исследований" вреда микроволн.
Где-то в другом месте прочитала, что даосы, например, которые славились своей магией, имели табу на употребление любых злаков и хлеба. Однако в этом был глубокий магический смысл. Именно потому, что злаки питают ци, в определённый момент практики, к которому они готовились годами, они отказывались от этого ресурса. Не все даосы, а только начиная с какого-то продвинутого уровня. И только потому, что у них уже была подготовлена почва для трансформации ци в шен, энергии тела в энергию духа. Это типа праноедов, но которые знают, что делают. Если не знаешь, как "гореть без дров", питать тело духом, то есть напрямую соматически воздействовать на материю, - то в рационе должны быть в больших количествах злаки, а также мясо, и даже можно не исключать умеренные дозы алкоголя.
В общем, как я поняла, соотнесённость пищевых продуктов и стихий в китайской диетологии практически такая же, как в европейской магии. Т.е. с какими-то универсалиями согласны подавляющее большинство адептов. Однако адепты, уже понимающие, как оно всё работает, начинают подбирать свои собственные соответствия, которые со временем начинают работать не только у них, но и у их клиентов. Почти как в случае с микроволновкой.