Анализ потери души на примере сериала "Саутклиф"

Aug 03, 2018 05:13

Англия нашего времени. По маленькому сонному провинциальному городку начинает расхаживать местный житель, знакомый всем с детства, и расстреливать его жителей.

Это история "маленького человека", терпилы, вышедшего из-под самоконтроля, который становится большой проблемой для общества, когда оно его сжимает до наступления ядерной реакции. Этому предшествует потеря частичек души, которые не только питают человека, но и обеспечивают морфологию его личности, определённые границы, сдерживающие порывы тех частичек души, которые по своей природе рвутся выстрелить наружу во "врага" или засосать нечто недозволенное извне.

Части души являются важными связывающе-сдерживающими органами между внутренним и внешним. Они представляют собой одновременно внешнее поле со всеми его участниками и событиями и внутреннее содержание воспринятой и переваренной ситуации. Эдакий прозрачным толстый слой невидимых, но наполненных смыслами мышц между нами и другими людьми. И эти мышцы-органы, с одной стороны, определяют наше поведение, стратегии, планы, слова, самочувствие и т.п., и с другой - то же самое, но со стороны других людей по отношению к нам.

У главного героя "Саутклифа", Стивена Мортона, происходит довольно быстрое отмирание основных социальных частей его души, и в нём остаётся только часть души "Потерявший". На примере "Потерявшего" особенно хорошо видно, что личность с её субличностями, душа с её составляющими, суть не субъект, но процесс. Каждая частичка души - это процесс энергообмена и самореализации. Процессом "Потерявшего" является вечный поиск без нахождения, как скитания Агасфера без надежды дойти до конца пути. Энергообмен "Потерявшего" с миром при отсутствии других сдерживающих частей души осуществляется через пожирание мира, уничтожение его. Поиск, который никогда не завершается нахождением - это уничтожение всего встреченного на пути. "Потерявший" обречён убивать всех, кто напоминает ему о его собственном существовании.



В этом коротком 4-серийном сериале на примере простого человека из народа наглядно видно, какие части его души умерли и каким образом.

Одной из самых ценных частей его души был солдат английской армии, которого Мортон взрастил внутри себя, но которому не дано было прорасти через него в реальность.

С самого начала сериала мы видим, что страстью Мортона являются одиночные марш-броски по местности в военной форме. Впоследствии становится ясно, что он таким способом залечивает давнюю рану - когда-то в молодости его не приняли в элитное военное подразделение. Не в состоянии перестать быть этим солдатом в своей душе, Мортон сохранил и подпитывал его. Он создал в себе иллюзию, что он всё-таки там служил, и годами поддерживал себя в форме. Этой частью своей внутренней жизни он ни с кем не делился, у него и друзей-то не было, но случайно вышло так, что он открылся одному приезжему солдату, пригласив его на совместную тренировку, а тот оказался племянником местного ветерана, действительно служившего там, куда не приняли Мортона. И этот ветеран, оскорблённый присвоением статуса служащего элитного подразделения, очень жёстко выбивает эту фантазию из него и унижает его так, что "убивает" в нём персонажа благородного солдата, служащего на благо родине. В главном герое остаётся лишь человек в отличной физической форме, досконально знающий местность и привычки местных жителей, который очень хорошо умеет стрелять и у которого только что убили любимую часть души.

Другой немаловажной частью души Мортона является его старенькая мать, о которой он трогательно заботится сам. Она уже не в себе, всё время лежит и сильно страдает от болей. Приходящая соцработница, которая ему помогает с матерью, из самых лучших побуждений советует ему сдать её в хоспис. Она не учла однако, что мать - это не просто дряхлое тело, обуза и поглощающий время и силы больной человек. Она - часть его души, обеспечивающая его личный энергообмен с миром. Соцработница фактически показала ему, что то, во что он вкладывается, ничего не стоит, и этому место на социальной помойке, которой является хоспис для бедных. Эта часть души быстро загнила и умерла.

Ещё одна ценная часть души Мортона - его работа. Он зарабатывает на жизнь слесарными и ремонтными работами у местных жителей. Он гордится своим мастерством. И когда один знакомый, у которого он ремонтировал камин, предложил расплатиться с ним порно-журналами, а жена этого знакомого что-то такое захотела изменить в кладке камина, что всю работу следовало переделывать, и за это ему не предложили дополнительной оплаты, - когда вот это всё, а также многое другое переходит какой-то внутренний лимит Мортона, частичка его души, любящая свою работу, умирает от нагрузки и истощения. Внешний мир, куда она приходила телом Мортона, требовал у неё слишком много, а в ответ давал слишком мало.

"Мам, закрой глаза," - говорит он и выстрелом в голову убивает мать, т.к. его с ней уже ничего не связывает.

Следующая жертва - любимая частичка души соцработницы, её дочь.

Следующая жертва - невеста солдата, который выдал Мортона ветерану и участвовал в его унижении. Самому солдату он сохраняет жизнь, т.к. он целился именно в самую ценную часть его души, а не в его тело.

Следующая жертва - жена и двое маленьких детей владельца злополучного камина и пачки новых порно-журналов.

Жертвы следуют одна за другой, и их количество достигает 15 человек. В фильме не показано, за что он убивает остальных, но интуитивно понимаешь, что за годы жизни в этом городке не три семьи унизили его, а прогнило очень многое, и убивает он не столько людей, сколько части души тех, кто остаётся в живых.

Параллельным сюжетом идёт история тележурналиста Дэвида Уайтхэда, который родом из этого городка и приехал снимать репортаж о событиях. В его воспоминаниях о детстве мы видим, как именно он, маленький мальчик, становится парией всего городка, когда его отца обвиняют в несчастном случае на электростанции, повлекшем смерти нескольких людей. Мортон - лишь молчаливый свидетель того, как травят маленького Дэвида.

Тем не менее, Дэвид, жертва, хоть и сохранивший болезненные шрамы от коллективной травли, строит свою жизнь и отличную карьеру и затем неравнодушно пытается разобраться в том, от чего на город пало такое проклятие. Свидетель же, Мортон, кто в детстве через подобное не прошёл, вырастает человеком без собственного центра, без воли, без амбиций, без гибкости. Это к вопросу о том, действительно ли пережитые в детстве травмы формируют извращённых и больных взрослых, и действительно ли отсутствие травм является гарантией вырастания психически здоровых взрослых. Нет, и нет. Вне зависимости от того, через какие события мы прошли до настоящего момента, наша судьба выковывается на каком-то ином уровне, и наше поведение, набор ощущений и выборы в настоящем определяются по какому-то иному принципу.

С такой перспективы теряет всякий смысл искать нашему настоящему объяснения и отмазки в прошлом.

Такие фильмы обычно не попадают в мой список на просмотр, но здесь очень зацепила глубинная схема потери души. Душа - это как телесная ткань, связывающая людей. Одни частички нашей души призваны поддерживать других, другие - исцелять, третьи - защищать, четвёртые - участвовать в совместных проектах, пятые - дарить радость и успокоение, шестые - помогать расти... Но есть в нас частички души, которые уничтожают. Это нормальная функция для обеспечения жизненной динамики. В здоровом теле социума их энергия служит на благо всем остальным частичкам души, помогаея им заканчивать их миссии, оздоровляться, отрываться от одного, чтобы перейти к другому. Когда же рвётся или отмирает ткань, нас связывающая, которая вбирала в себя все энергии, все частички души, и пускала их на общее дело, одни части слабеют, другие усиливаются, а потом и вовсе теряют все барьеры.

Чем больше думаю об этой схеме, тем больше вижу сходства с такой болезнью, как рак. Надо будет об этом написать отдельно.

кино, шаманизм, психология, энергия, психоанализ

Previous post Next post
Up