19. Ричард Шварц (Richard Schwartz). Этот психолог развивает тему системной терапии (расстановок) под названием "внутренняя семья". Я это обычно называю "наш внутренний зоопарк" или "тараканы". То есть это по сути субличности, которые можно выделять в сознании для решения конкретных целей. В лекции он привёл пример, когда терапевт помогает клиенту со склонностью резать себе руки выделить в себе субличность, которая хочет резать, и самому встать на место личности, которая не хочет, и далее терапевт сопровождает клиента в разговоре с этой выделенной субличностью, чтобы понять, когда она образовалась в жизни клиента, какую дыру она закрывает и какую роль играет.
Также Шварц предложил краткую интроспекцию для всех слушателей на обнаружение в себе внутреннего критика, который есть абсолютно у всех. Он попросил спросить у этой субличности, в каком возрасте она к нам пришла, а потом сказать ей наш нынешний возраст. Якобы это должно что-то сдвинуть у нас в голове. Правда, он потом уточнил, что процесс на самом деле более длительный, и для реальных сдвигов клиента надо проводить через разные этапы интроспекции.
В шаманской технике освобождения духов, которую я описывала год-два назад, точно такой же подход, только там клиенту внушают, что это он не со своей субличностью общается, а с духом, которым он одержим, и которого шаман типа отправляет к свету с согласия клиента. По сути, эта субличность растворяется в свете души клиента и в идеале интегрируется в его энергетику.
В техниках регрессий в прошлые жизни, широко практикуемых в наше время в русфере, - тот же самый принцип, только клиенту внушается, что он просматривает истории своих прошлых жизней и как-то с ними работает, улаживает кармические конфликты и тоже типа интегрирует.
Шварц очень много говорил о том, что этих субличностей нельзя демонизировать и слепо их прогонять. Отличный пример некорректного поведения с субличностями - это христианский экзорцизм. Они образуются в нас как наши защитники от внешних невыносимых условий. Они - функция нашего физического и психического выживания и адаптации, появившаяся тогда, когда она нам была очень сильно нужна. Другой вопрос, что эта функция - "гиперопекающая". Она остаётся с нами на долгие годы, а иногда и до конца жизни, в качестве одного из основных механизмов нашего взаимодействия с реальностью. Поэтому важно научиться их качественно выделять в себе и напоминать им, что их место и время - в том прошлом, где они были нужны, а сейчас мы сами можем о себе позаботиться.
В общем, Ричарда Шварца я себе добавила в виш-лист, т.к. для увеличения эффективности шаманской методики будет полезно почитать о наработках психологов, да и почитать case studies тоже будет нелишним, т.к. я слишком мало видела таких ритуалов со стороны, а все, что делали мне, были какими-то не впечатляющими.
20. Джон Уэлвуд (John Welwood). Этот лектор, психолог и буддист с 40-летним стажем, так же, как и Томас Мур, подчеркнул необходимость психологической работы в духовной практике для более быстрого развязывания узлов прошлого и продвижения по духовному пути. Он подчеркнул, что обрывание привязанностей не значит отказываться от семьи, друзей, дома, богатств, вкусной еды и телесных удовольствий. Это в первую очередь обрывание привязанности к нашим установкам о самих себе, привязанности к видению себя только каким-то конкретным набором личностных качеств, обусловленных нашим прошлым.
Типа, меня недолюбили родители и обижали в школе, поэтому мне нужно больше любви и поглаживания самооценки. Или у меня в прошлом была травма, поэтому не бесите меня, яжтравматик. Или мама наказала гладить бельё и мыть пол 2 раза в неделю, и я всю жизнь мучаюсь этой традицией. Или я вырос в семье евреев, поэтому мне нельзя есть некошерное и включать свет по субботам. Или мне внушили установку, что я должна до 22 выйти замуж, до 23 родить ребёнка и после 35 готовиться к пенсии. Или я выросла в среде, где женщины любят только мужчин, а мужчины женщин. Или, если взять пример из предыдущего лектора, в 3 года самой безопасной и эффективной для меня моделью поведения было сидеть тихо, а когда что-то надо, жалобно ныть.
Если так оторваться от старых формулировок буддизма, сформулировать для них синонимы для современного человека и продолжить развивать тему в современных реалиях, то можно увидеть огромную пользу буддизма для обретения личного счастья, самореализации и быстрой эволюции сознания - хоть с духовным путём, хоть без него.
21. Пилар Дженнингз (Pilar Jennings). Эта психологиня абсолютно у нас не известна, но по итогам саммита она у меня в топе. Активный практик буддизма, психоаналитик и терапевт по психотравмам, в своей лекции она развивала тему проекций и углублённого их проживания в медитационных практиках - восприятие в себе и исследование концепции не-Я (включая Тень), а также обнаружение своих потерянных частей души в Другом.
Если по теме Тени уже много всего сказано и написано и для её обнаружения легко запомнить классическое правило "если тебе что-то не нравится в Другом, то это твоя Тень", то нахождение в Другом потерянных частей души не так очевидно. Как правило, они нам в Другом очень нравятся, их нам очень хотелось бы иметь, но по каким-то причинам мы не имеем к ним доступа и не можем использовать их качества как собственные.
Она приводит такой пример. Мы в детстве часто получаем мини-психотравму, когда значимый взрослый делает нам выговор за слишком шумное, активное поведение и мы ради принятия этим взрослым (по сути ради выживания) теряем значительную часть нашей спонтанности, способности радоваться и быть креативным. И потом во взрослом возрасте мы не имеем функционального доступа к этим потерянным частичкам души, но для нас являются очень привлекательными люди, которые сохранили связь с такими же частичками и активно их используют. Я думаю, влюблённость - это на энергетическом уровне притяжение потерянных нами в прошлом частичек души. А любовь - это притяжение той целостности, которой мы были на той стадии зародыша, когда мы ещё не стали чем-то конкретным.
22. Бо Форбс (Bo Forbes). Клинический психолог, специалист по психосоматике и йоге, эта лекторша очень чувственно рассказывала о телесных аспектах психологии и избавления от травм. Она адаптировала йогу как гимнастику и как духовную практику под свои цели и использует её непосредственно со своими клиентами. Я не могла избавиться от мысли, что выглядит она как богатая домохозяйка бальзаковского возраста, "просветлившаяся" на местных курсах йоги и понёсшая благую весть миру, но содержание её лекции резко контрастировало с этим легкомысленным впечатлением. Это она активно использует такие термины как embodiment и interoception. Своего рода углублённое изучение с позиций души того материального микро-мира, в котором душа живёт, и нахождение способов улучшения комфорта пребывания души в этом теле через разные практики, которые в наше время не ограничиваются йогой.
Она также изучает "телесный" аспект и его духовную составляющую в таких неожиданных областях как социальное равенство.
В частности она рассказывала об экспериментах по изменению образа себя. Когда твою руку под столом гладят кисточкой, а ты при этом смотришь на резиновую руку перед тобой, которую гладят кисточкой такими же движениями, с тем же темпом и нажимом, то через пару минут мозг начинает воспринимать резиновую руку как часть образа своего тела и активно реагирует разными электрическими и химическими реакциями, если эту руку, например, ударить молотком.
Click to view
В другом исследовании каким-то хитрым образом специально отобрали людей с расовыми предрассудками и опросниками замерили их неприязнь к чёрным. Потом провели эксперимент с кисточкой, но при этом гладя ею по лицу, а человек в это время смотрел в монитор, как в зеркало, на котором негра точно так же гладили кисточкой в том же месте. Незаметно для участников их мозг проассоциировал их образ себя с негром, и последующий опросник показал снижение неприязни к чёрным. Для чистоты эксперимента его как-то срежиссировали таким образом, что участники так и не узнали, на что их тестировали, что было проверено специальными вопросами.
(продолжение следует)