Вообще в этот вечер мы говорили не о кельтских бардах, а об искусстве рассказывания историй. Наша ведущая накануне нашего вечера попала на встречу американского индейца, где он с большим мастерством рассказывал разные истории из индейского фольклора.
Сейчас сказкотерапия активно используется в официальной психологии для симптоматического воздействия на разные состояния, или в психоанализе - для расширения границ сознания. В древние же времена барды и сказители обладали магической властью. Сам Мерлин был бардом. Подобранная при помощи духов история способна энергетически воздействовать на пациента, облегчать многие болезненные состояния, выводить из депрессий и влиять на событийность. Не исключено также, что игрой на музыкальном инструменте и монотонной манерой пения они были способны вводить клиента в транс. То есть гипнотический элемент тоже присутствовал.
Я не уверена, обладает ли подобной магической силой аналитический подход сказкотерапии, т.к. символы там довольно очевидные. А раз символы на поверхности, то они легко забиваются основными демонами клиента, которые фильтруют для него реальность. По крайней мере, у меня лично в большинстве случаев происходил эффект отфильтровывания того, что мне говорили на целительских сеансах наши шаманы, если это не сопровождалось сдвигом событийности, который задавливал моих демонов своей грандиозностью ( пример). Магической властью обладают истории, которые двигают энергетические потоки, не доступные сознанию или ломающие логику и рациональный материалистический взгляд на вещи. И которые захватывают клиента и заставляют его вместе с персонажем принимать выигрышные для него лично решения. А уж какие решения нужно принять клиенту, и должны подсказать духи барду.
Наши шаманские учителя в целительских ритуалах рассказывают клиентам сюжеты, которые они увидели в связи с проблемой клиента, что якобы должно вынести клиента на новый уровень понимания, а значит и повернуть русло его реки. Думаю, по тому же самому принципу работают регрессии в прошлые жизни, когда на сформулированную проблему подсознание клиента показывает некую историю, в которую клиент верит как в реально произошедшую, и, плывя в этом потоке веры, активно участвует в сюжете и принимает решения, на которые не способен в сюжете своей реальной жизни из-за активного вмешательства в сознание разных демонов (блоки, ограничения, зависимости и т.п.).
Так вот, возвращаясь к шаманской встрече... Ведущая для зачина прочитала нам одну из своих любимых историй - 21-ю главу из "Маленького принца", где Маленький принц встречается с Лисом.
[21-я глава]Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней… - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я - Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно… - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это - приручить? - Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь? - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить? - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза… наверно, она меня приручила… - Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает. - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц. Лис очень удивился: - На другой планете? - Да. - А на той планете есть охотники? - Нет. - Как интересно! А куры есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.
Но потом он вновь заговорил о том же: - Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста… приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? - спросил Маленький принц. - Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо. - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк. Потом прибавил: - Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошел взглянуть на розы. - Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. Розы очень смутились. - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. И Маленький принц возвратился к Лису. - Прощай… - сказал он. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. - Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
В слову, я когда-то давно, ещё в "прошлой жизни", заслушивалась этой историей на французском в исполнении Жерара Филиппа. И эта глава была моей самой любимой. Я выучила наизусть неподражаемые интонации Лиса. К сожалению, ведущая читала без них, и слушать было не так приятно.
***
После этого приступили к шаманским путешествиям. В первом путешествии надо было встретиться с духом Истории и спросить у него, что вообще есть История.
Духа я не увидела. Первой сценой я увидела отряд празднично одетых солдат в странной одежде с помпонами (как греческие эвзоны). Выстроившись в ряд, они поклонились месту... на котором было пусто. Но не будут же солдаты кланяться пустому месту. Они безусловно знали что-то об этом месте. Таким образом, История - это не то, что существует само по себе, но то, что разворачивается в сознании слушающего.
Далее я получала информацию уже не в виде картинок и сюжетов, а в виде блоков знания, которые оставалось только облачить в слова.
История - это бусы. На нить, сплетённую из горестей и радостей, нанизываются персонажи и события в индивидуальном для каждого человека порядке.
История - это лошадь. Она везёт всадника туда, куда влечёт его сердце, через города, страны, времена.
История - это ветер, рождающийся из-за разницы атмосферного давления. Это вихрь, порождённый вечным противодействием связанных полюсов эмоций, комплексами антиномий. Вечным противостоянием добра и зла, любви и ненависти, зависти и непривязанности, мести и прощения, субъекта и мира.
История - это облака, возникающие на пустом месте, потому что влага какой-то эмоции стала сливаться в визуально осязаемую субстанцию.
Далее я спросила у духов, как шаманская История должна начинаться.
И я увидела толстенный канат, скрученный из двух толстых нитей - горестей и радостей. Нити непрестанно продолжали закручиваться, бесконечно удлинняя канат, так что уже было не различить, которая из них - нить горестей, и которая - нить радостей. Таким образом, чтобы начать рассказывать шаманскую Историю, надо взять все горести и радости, сформулированные клиентом, и скрутить из них одну нить без выделения хорошего и плохого, добра и зла. Ведь то в рассказе клиента, что он считает злом, может в сюжете оказаться для его блага, а то, что он считал благом, в сюжете предстанет с неприглядной стороны, полностью изменив его взгляд на свою жизнь.
Среди того, что рассказали после путешествия другие участники, мне понравились следующие формулировки:
История - это создатель и преобразователь ума и духа.
История - это Вселенная, которая рассказывает себе себя саму (universe that is revealing to itself).