Встреча шаманов. Ноябрь. 2. Искусство бардов. Часть 1

Dec 19, 2016 08:54

1, 2, 3

Вообще в этот вечер мы говорили не о кельтских бардах, а об искусстве рассказывания историй. Наша ведущая накануне нашего вечера попала на встречу американского индейца, где он с большим мастерством рассказывал разные истории из индейского фольклора.

Сейчас сказкотерапия активно используется в официальной психологии для симптоматического воздействия на разные состояния, или в психоанализе - для расширения границ сознания. В древние же времена барды и сказители обладали магической властью. Сам Мерлин был бардом. Подобранная при помощи духов история способна энергетически воздействовать на пациента, облегчать многие болезненные состояния, выводить из депрессий и влиять на событийность.
Не исключено также, что игрой на музыкальном инструменте и монотонной манерой пения они были способны вводить клиента в транс. То есть гипнотический элемент тоже присутствовал.



Я не уверена, обладает ли подобной магической силой аналитический подход сказкотерапии, т.к. символы там довольно очевидные. А раз символы на поверхности, то они легко забиваются основными демонами клиента, которые фильтруют для него реальность. По крайней мере, у меня лично в большинстве случаев происходил эффект отфильтровывания того, что мне говорили на целительских сеансах наши шаманы, если это не сопровождалось сдвигом событийности, который задавливал моих демонов своей грандиозностью ( пример). Магической властью обладают истории, которые двигают энергетические потоки, не доступные сознанию или ломающие логику и рациональный материалистический взгляд на вещи. И которые захватывают клиента и заставляют его вместе с персонажем принимать выигрышные для него лично решения. А уж какие решения нужно принять клиенту, и должны подсказать духи барду.

Наши шаманские учителя в целительских ритуалах рассказывают клиентам сюжеты, которые они увидели в связи с проблемой клиента, что якобы должно вынести клиента на новый уровень понимания, а значит и повернуть русло его реки. Думаю, по тому же самому принципу работают регрессии в прошлые жизни, когда на сформулированную проблему подсознание клиента показывает некую историю, в которую клиент верит как в реально произошедшую, и, плывя в этом потоке веры, активно участвует в сюжете и принимает решения, на которые не способен в сюжете своей реальной жизни из-за активного вмешательства в сознание разных демонов (блоки, ограничения, зависимости и т.п.).

Так вот, возвращаясь к шаманской встрече... Ведущая для зачина прочитала нам одну из своих любимых историй - 21-ю главу из "Маленького принца", где Маленький принц встречается с Лисом.

[21-я глава]Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней…
- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!
- Я - Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно…
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это - приручить?
- Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза… наверно, она меня приручила…
- Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.

Но потом он вновь заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста… приручи меня!
- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.

- А что такое обряды? - спросил Маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
- Да, конечно, - сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай… - сказал он.
- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
- Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.





В слову, я когда-то давно, ещё в "прошлой жизни", заслушивалась этой историей на французском в исполнении Жерара Филиппа. И эта глава была моей самой любимой. Я выучила наизусть неподражаемые интонации Лиса. К сожалению, ведущая читала без них, и слушать было не так приятно.

***

После этого приступили к шаманским путешествиям. В первом путешествии надо было встретиться с духом Истории и спросить у него, что вообще есть История.

Духа я не увидела. Первой сценой я увидела отряд празднично одетых солдат в странной одежде с помпонами (как греческие эвзоны). Выстроившись в ряд, они поклонились месту... на котором было пусто. Но не будут же солдаты кланяться пустому месту. Они безусловно знали что-то об этом месте. Таким образом, История - это не то, что существует само по себе, но то, что разворачивается в сознании слушающего.

Далее я получала информацию уже не в виде картинок и сюжетов, а в виде блоков знания, которые оставалось только облачить в слова.

История - это бусы. На нить, сплетённую из горестей и радостей, нанизываются персонажи и события в индивидуальном для каждого человека порядке.

История - это лошадь. Она везёт всадника туда, куда влечёт его сердце, через города, страны, времена.

История - это ветер, рождающийся из-за разницы атмосферного давления. Это вихрь, порождённый вечным противодействием связанных полюсов эмоций, комплексами антиномий. Вечным противостоянием добра и зла, любви и ненависти, зависти и непривязанности, мести и прощения, субъекта и мира.

История - это облака, возникающие на пустом месте, потому что влага какой-то эмоции стала сливаться в визуально осязаемую субстанцию.

Далее я спросила у духов, как шаманская История должна начинаться.

И я увидела толстенный канат, скрученный из двух толстых нитей - горестей и радостей. Нити непрестанно продолжали закручиваться, бесконечно удлинняя канат, так что уже было не различить, которая из них - нить горестей, и которая - нить радостей. Таким образом, чтобы начать рассказывать шаманскую Историю, надо взять все горести и радости, сформулированные клиентом, и скрутить из них одну нить без выделения хорошего и плохого, добра и зла. Ведь то в рассказе клиента, что он считает злом, может в сюжете оказаться для его блага, а то, что он считал благом, в сюжете предстанет с неприглядной стороны, полностью изменив его взгляд на свою жизнь.

Среди того, что рассказали после путешествия другие участники, мне понравились следующие формулировки:

История - это создатель и преобразователь ума и духа.

История - это Вселенная, которая рассказывает себе себя саму (universe that is revealing to itself).

шаманизм, регрессии, шаманские путешествия

Previous post Next post
Up