Всемирная конференция мировых религий. Дипак Чопра, Рави Шанкар. О гуру и благословлённом велосипеде

Sep 21, 2016 08:17

Недавно совместила приятное с полезным и съездила на "3-ю всемирную конференцию мировых религий. После 11 сентября". Местами было душевно, местами волнительно, а где-то я весьма разочаровалась.

Одной из звёзд дня был Дипак Чопра, который сделал себе имя за счёт необычайно активного пиара. Такое ощущение, что он только и делает, что ездит по всему миру, чтобы пиарить себя и свои книги. Приятный дядечка по энергетике, хотя и рассчитанный исключительно на среднего нью-эйджера, живущего по книге "Секрет". Метафизический разрыв между мной и им проявился аж на событийном уровне в том, что, поддавшись искушению и купив там же на развале пару его книг, я оказалась самой последней в очереди на автограф, и именно на мне организаторы решили оборвать его сеанс автографов за 3 минуты до конца заявленного времени. Толпа увешанных рациями и айпадами сотрудников набежала из зала, смела Чопру из-за стола и унесла в темноту готовиться к выступлению. Я решила философски отнестись к такой пичальке - он мне раньше не особо близок по духу был, и узелки в мироздании в виде автографа завязать нам было не обязательно. Он идёт своей дорогой, я - своей.

Лекция у него была в стиле того же "Секрета", только нацеленная больше на современное популярное описание мироздания, без всяких "вы можете стать счастливым и богатым прямо сейчас, если усилием мысли повернёте вот эти атомы в другую сторону". Для меня лекция оказалась слабоватой, т.к. у меня уже есть мой список прочитанного и всего мной в этом блоге написанного. Фактически он изложил в доступном виде "для чайников" современную теорию мироустройства, которую мусолят все, кому не лень, и на которую в нашем нынешнем культурном контексте выходят самостоятельно такие люди, как я, славливая инсайты из ноосферы. Эти инсайты уже настолько не новы, что после краткого момента восторга неделю спустя по законам синхронии находишь какую-то книгу или какой-то текст, написанные 20-30-40 лет назад, о том же самом.



После Чопры выступал некий Харви Кокс, который вроде как большая шишка в области теологии. Всё его выступление в результате свелось к презентации его книги о новой религии рынка, вышедшей аккурат за несколько дней до конференции. Он провёл весьма интересную параллель с современным мировым рынком как крупнейшей мировой религией, ещё более массовой, чем христианство, которая подчинила себе все умы. Она дарит удовольствие за счёт покупок и ощущения себя модным. У неё есть свои жрецы - те, кто задаёт моду и кто владеет крупными магазинами. Её храмы - торговые центры. Её паломничества - магазины, в которые надо обязательно сходить. Её праздничные ритуалы - предпраздничные покупки и послепраздничные распродажи. Её пророки - рыночные аналитики, предсказывающие, как будет вести себя индекс Доу-Джонса, куда выгоднее вкладывать деньги, каким будет курс доллара и что в следующем году будет пользоваться популярностью у покупателей (тот пророк, кто предложил оживить покемонов, был крутым).

Наверное, эта религия даже дарит краткие моменты транса, когда листаешь магазинные каталоги, и экстаза - если первым покупаешь новый айфон или новый том "Гарри Поттера". К слову, фильм Iron Sky 2, в съёмках которого я поучаствовала в прошлом году, содержит неплохой инсайт о Джобсе, из которого в фильме сделали главу религиозного культа и полубога. Кем он, собственно, и является сейчас в реальности для всех фанатов Эппла.

В завершение первой части конференции вышел некий Шри Шри Рави Шанкар. Его имя, правда, без Шри-Шри, у меня болталось где-то на задворках памяти и почему-то прочно ассоциировалось с индийской музыкой. Я была уверена, что он играет какие-нибудь заунывные народные индийские мелодии, под которые обожают медитировать современные нью-эйджеры. А он оказался чуть ли не современным святым, известным гуру, основателем какой-то нью-эйджерской эзотерической школы и жаждущим разделить с Ганди славу несущего мир во всём мире на подносе с любовью.

Может, у меня какая-то подсознательная аллергическая реакция на гур, но он мне не понравился с первого взгляда. Пока слушала его вступление, не могла избавиться от мысли, что у него на лице маска лицемерия и что он умеет прекрасно договариваться в неофициальной обстановке в крупными политическими лидерами. Мой скептицизм ещё более усилился, когда он запустил на большие экраны за ним видео о его религиозной деятельности "на базе любви". В одном эпизоде этого видео два якобы бывших террориста из Кашмира рассказывали о том, как они раньше ошибались, а теперь, встретив гуру Шри Шри Рави Шанкара, они всё поняли и отныне хотят нести миру любовь. Вы верите? Я - нет.

Во втором эпизоде какой-то латинос из Колумбии читал подготовленный текст с огромной благодарностью Шанкару о том, как он недавно помог заключить мир с ФАРКом, одной из крупнейших террористических организаций Латинской Америки, какой он умница, гений и пример для подражания. Пока шёл этот эпизод, Шанкар вовсе не стоял, скромно потупив взор, а вовсю сиял и наслаждался каждым словом этих дифирамбов в свою честь. Он потом рассказал, что специально поехал в Гавану на переговоры, 4 дня медитировал вместе с главами террористов, после чего они вышли к народу и сказали, что теперь будут нести миру любовь. Вы верите? Я - нет.

Поэтому пошла погуглить, какую роль он играл в разрешении этого конфликта. Согласно википедии, он действительно был в Гаване и террористы якобы сами настояли, чтобы он участвовал в переговорах, т.к. уже знали его по предыдущим встречам в прошлом году. В каком контексте они его знали и что именно из его вмешательства в результате убедило террористов и официальное правительство Колумбии подписать мир, неизвестно, и вряд ли когда-то будет озвучено. Хотя учитывая, что в этом процессе участвовали очень много других стран, вполне возможно, что там фигурируют какие-то внутренние политические, финансовые и социальные договорённости, а не просто раскаявшиеся террористы.

На вики ещё есть упоминание странной статьи про этого Шанкара, что он якобы высказал недовольство тем, что Папа Римский тоже активно участвовал в данном миротворческом процессе, якобы чтобы забрать все лавры по миротворчеству себе. Даже если статья - плод фантазии завистников, они, тем не менее, ченнелят вполне могущий существовать в нашем циничном мире поток, который можно описать как активное построение себе положительного имиджа распиаренными духовными лидерами, уже обладающими большими рычагами влияния, для дальнейшего их вовлечения в политику, чтобы использовать данные рычаги для политической помощи лояльным политическим деятелям. Не зря Шанкар считает своим гуру Махариши, который на религии построил целую империю имени себя и который отключает мозги всем, кто обращается в его систему и во все ответвившиеся секты, функционирующие по модели "Гуру и толпа восторженных учеников". Вообще это очень крутая идея для современного мира. За положительными фигурами всегда идут куча людей, как крысы за гамельнским крысоловом. Если эта положительная фигура приватно одной из главных крыс скажет, что для её полного счастья ей не хватает вот таких результатов выборов или вот такого закона, она её получит.

Крысы Фанаты Шанкара были и в зале. Как только он сказал, что можно ему задать пару вопросов, как выстроилась очередь из дюжины нервно дышащих и с влажными глазами людей. Один, учитель медитации в школе, чуть ли не распростёрся перед этим гуру, попросил благословения в своей работе, и скрючившись в поклоне, отошёл задним ходом. Как перед каким-нибудь султаном... Неужели это Запад и 21 век? Один мужик, весьма воинственно настроенный, спросил у Шанкара, почему тот пошёл усмирять террористов, которые борятся за социальные права, а не вести переговоры с правительствами, которые порождают такие террористические реакции в обществе.

Да потому что это политически невыгодно! Сделаешь тряпку из одного президента - потеряешь авторитет у других, потому что президент озвучивает политику самых сильных и властных кругов, которые держат экономику и традицию, и меняет модальность только вместе с перестройкой всей системы. Поэтому реальной борьбой с угнетателями у власти себе можно завоевать только симпатии оппозиции, революционеров и террористов. Это красиво для простого бедного народа, но в официальных политических кругах тебе уже не будут рады. Всего этого Шанкар не сказал, конечно же. Он сказал, что у него нет ответов на все вопросы. "Ах, какой он прекрасный в своей неидеальности!" - вздохнул зал.

Он очень хотел впихнуть в своё выступление махаришевскую коллективную медитацию всем залом, поэтому с третьего вопроса начал нервничать. Когда он увидел, что к микрофону в зале выстраиваются студенты, которые будут задавать вопросы о смысле жизни, он на первый же вопрос студентки ("К чему должен стремиться человек?") крикнул "К медитации!". И дальнейшая медитация, во время которой я наблюдала за ним и за залом, мне показалась ритуалом по зомбированию масс. Это была не та медитация, которая при дисциплинированном подходе вела бы к прокачке личности и выходу на следующий уровень. Это была просто медитация расслабления и снятия стресса. А я к ней ещё нафантазировала гипнотическое воздействие на мозг. Получилась годная теория заговоров. Вполне рабочая, на мой взгляд.

После его выступления я пошла искать, где в том дворце съездов можно пообедать, и заметила, что за мной идёт возбуждённая толпа. Оказывается, в центре этой толпы шёл Шанкар с тем же намерением, что и у меня. Спустившись с эскалатора, я отошла в сторонку, чтобы понаблюдать за "явлением христа народу". Это реально шёл царь с подобострастно семенящей свитой, смотрящей на него обожающим взглядом. На пути хода толпы рядом со мной я увидела велосипедиста в полной экипировке и с великом. Он говорил охраннику, что хочет, чтобы Шри Шри Рави Шанкар благословил его велосипед, чтобы он был blessed and protected. Увидев гуру, велосипедист метров сто катил свой велик рядом с толпой.

Я уверена, что теперь у велосипедиста велик действительно blessed and protected. Тот образ небожителя, который он сформировал в своём поле восприятия на месте Шанкара, теперь стал частью его конкретной прожитой реальности, которую он разделил вместе с великом.

Это фактически та магия, которая запускает в том числе эффект плацебо. Именно с её помощью исцелялись паломники, прикоснувшись к святыне или достигнув цели своего паломничества.

социум, религия, люди

Previous post Next post
Up