Согласованность картины мира по разному реализуется на разных уровнях:
блаженный - установки не вербализуются и поэтому не могут вступать в противоречие - ощущается полная гармония;
наивный - установки формулируются, но локально, по ситуации (что вижу, то и пою) и поэтому "слова" никогда не вступают в конфликт с "делом" - констатируется безграничной уверенностью в своей правоте;
логический/теоретический - делается попытка связать вербализованные установки в единую логическую систему, но, как у любой развернутой теории, на ее границах возникают проблемы с плохим согласованием установок, но эти расхождения трактуются лишь как временные трудности, поскольку исходная логичность теории воспринимается и предъявляется ее автором как обоснование безусловной верности теории;
релятивистский - осознается, что любая формализованная картина мира (философская система) не может быть внутренне согласованной и представляет собой лишь одну точку зрения, один из многих подходов к описанию, одну из множества возможных проекций мира, понимается относительность любого знания, ограниченность его рамками конкретной системы, утверждается приоритет понимания, перед знанием, полнота которого (понимания) достигается только путем перманентной смены точек зрения;
мудрый/просветленный - возврат к непосредственному, без вербализации восприятию, к недеятельному, а значит и непротиворечивому существованию, к принятию всех точек зрения как частных моментов единого понимания.
(конец перепоста) ***
Эта философская схема что-то мне такое напомнила очень знакомое, и я достала давно заброшенного Райдера-Уэйта, выложила из него вот такой расклад на полу посреди гостиной, помедитировала на него немного, сходу полностью проследить его в процитированном постинге не смогла, и оставила на день дозревать, ходя по комнате кругами вокруг него и занимаясь своими делами.
Шут схож с описанием 1-го и 5-го уровней. В разных школах таро он ставится либо на нулевое место в самом начале, либо на 22-е место в самом конце. Так и не пришли таро-мистики к общему мнению. Скорее всего это разногласие вырастает из того факта, что он стоит где-то до начала и после конца. Там, где 24 часа становятся 0 часами. Странно, что в старшем аркане большинства колод не 24 карты. Было бы логично. Где-то я видела попытки выкопать из пластов истории и собственного ЛНГ (личного непроверяемого гнозиса) недостающие арканы. Если мне не изменяет память, это было у Тимоти Лири в "Истории будущего".
Арканы Маг и Мир вместе соответствуют 1-му и 5-му уровням, блаженного и мудрого восприятия.
Далее я думала, что для нахождения соответствий 2-му уровню, - уровню наивного восприятия, - продвигаться вниз надо было таким же образом, от начала и от конца, продвигаясь одновременно по обоим столбцам вниз, и картинка не складывалась. Потом перечитала теорию и поняла, что логично после блаженного неразделяющего восприятия идёт восприятие магическое: "что вижу, то пою" и безграничная уверенность в силу того, что видишь и делаешь. В моём раскладе этому уровню соответствуют арканы, расположенные в левом столбце: Суд, Солнце, Луна и Звезда. Пробуждение и действие магического мышления: - магия окружающих независимых агентов, животных и ландшафтов (Солнце и Луна); - магия стихий (Солнце и Звезда) и природы вообще; - магия светил, дня и ночи (Солнце, Луна и Звезда); - магия целого и части, магия подобия (Звезда); - вечное возвращение, власть над жизнью и смертью по воле властителя магии (Суд).
Третий уровень, уровень логического/теоретического мышления, реализуется в правом стобце расклада в Верховной Жрице, Императрице, Императоре и Жреце. На карте Жрицы мы видим начало систематизации и теоретизации магии, первичное деление на левое и правое, чёрное и белое, открытое и сокрытое, внутреннее и внешнее (символизм покрова), специфический символизм отдельных элементов биосферы (гранат), отдельных фаз луны (месяц) и отдельных элементов письменности (магия слов и рун), не вытекающий напрямую из их визуального облика. Деление мира на составные элементы порождает потребность в установлении связей и взаимоотношений между этими элементами. Рождаются и усложняются области знаний.
Сначала женское ведовское знание о природе и жизни (Императрица). Оно ещё близко к магическому мировоззрению и использует всё лучшее, что из него перешло. Затем мужское ригидное знание об обществе и устоях, передающееся через правителей и старейшин. Среди правителей сначала есть маги, а потом их всё меньше и меньше, а среди старейшин сначала есть владеющие шаманством и магическим знанием, а потом всё больше и больше старых пердунов. И затем религиозное догматическое знание, передающееся в виде статичных идеологий от Учителей к ученикам. Видно, как данный уровень постепенно исчерпывает себя и становится всё менее эффективным.
На уровне Императрицы мир разделяется на вредное и полезное. На уровне Императора - на своё и чужое. На уровне Жреца - на правильное и неправильное, что влечёт за собой холивары и мордобои на тему мироустройства.
На четвёртом уровне познания, релятивистском, начинается поиск компромиссов между разными областями знаний. Этот уровень самый насыщенный, и под него я отвожу все карты до конца. В процессе анализа они даже сложились во вполне логичные пары и в самом низу уравновесились арканом, который традиционно переводят как Справедливость, который я бы перевела как Баланс или Истина.
Любовники и Башня показывают возможность как плодотворного союза двух противоположных точек зрения, так и их непримиримый антагонизм, который по сути обесценивает и ту и другую.
Колесница и Дьявол показывают, что ввод нового уровня категоризации, новое ветвление в рамках одной парадигмы может как служить отличным ресурсом для перехода на новый уровень, так и связывать по рукам и ногам и никуда не пускать, быть своеобразным "тупиком эволюции". Всё зависит от "наездника" - от того, кто использует данную парадигму и для чего.
Сила и Умеренность показывают истинность для всей системы как целого, так и частного. Можно успешно работать как с составными элементами (ангел, переливающий воду, только одну стихию), так и с целостными структурами (целый лев, объединяющий в себе все 5 стихий); как с научным, так и с мифологическим; как с материей, так и с идеей.
Отшельник и Смерть показывают, что истинное знание можно получить не только эмпирически, но и в виде непроверяемого гнозиса - из персональных медитаций и мира потустороннего.
Колесо фортуны и Повешенный приближают 4-й уровень к 5-му. Повешенный указывает на добровольное самоустранение от доказательств и принципиального выбора любой точки зрения, включая, например, выбор нахождения вверх головой и полной свободы действий. Здесь идёт приближение к абсурдному и иррациональному. На этом уровне обитают люди, способные в знак протеста прибить свою мошонку к Красной площади в ожидании Годо или публично поджечь дверь ФСБ, объявив себя террористом, и добровольно сдаться властям для пиара своей деятельности. Во всём этом прослеживается стройная логика от противного. Конструктивное использование разрушительных сил системы против самой системы.
Колесо Фортуны показывает, что знание конкретного периода не является венцом всех знаний, самым истинным, чем всё предыдущее. Крутни это Колесо в любую сторону, и любое знание любой эпохи будет самым истинным относительно предыдущих и одновременно ничтожным в масштабе Колеса. Также на этой карте показана некая логичная, по задумке автора, система со статуями древних мифических персонажей. Вспоминание хорошо забытого старого, возврат в прошлое, откапывание древней мудрости и водружение её на пьедестал для вдохновения.
Все карты этой группы, соответствующие 4-му уровню восприятия, утверждаются как истинные арканом Баланс. Здесь и война и мирное сосуществование теорий. Здесь и истинность любых процессов внутренней динамики отдельных областей знаний. Здесь и роль того, кто знание добывает (квантовый Наблюдатель?). Здесь и постепенное смещение от эмпиричности к субъективности, от логики и рационального к абсурду и иррациональному.
На 5-м уровне, - уровне мудрости и "блаженства", - на аркане Мир статуи с аркана Колесо Фортуны оживают, и мифические животные и прочие антропо- и териоморфные представители мира идей становятся равноправными участниками мироздания, являясь неотъемлемыми элементами общей гармонии, отныне невозможной без них. А само Колесо с выигравированными на нём знаками и формулами заменяется на человека как проявление любых законов и меру любых знаний.
"Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную." - мудрость, дошедшая до нас из глубины веков.