При поиске информации о британских геоглифах и их возможной магической функции я неизменно наталкивалась на геоглифические изображения лошадей. В свете выводов, к которым я пришла в
прошлом постинге о меловых фигурах, некоторое их количество при отсутствии действительно древних геоглифов с изображениями других зверей может говорить о том, что лошади выполняют схожую с меловыми гигантами функцию. Может, разве что в иной модальности. Если гиганты защищают вход в полый холм, в мир фейри, то лошадь является животным-психопомпом, то есть она служит проводником в мир фейри тому, кто способен её оседлать.
В процессе поиска и сбора информации обо всех английских геоглифах, изображающих белых лошадей, я разделила их на 3 группы:
1. Магические артефакты. Лошади для входа в Полые холмы. Созданы как минимум от 1 тысячелетия до н.э. до первых столетий н.э. Рядом с ними в направлении бега практически всегда присутствует холм с очертаниями старого замка, построенного в Железном или Бронзовом веке.
2. Изображения лошадей нового времени. Начиная с конца 18 века и до начала 20 века. Хронологически совпадает с Кельтским возрождением (хотя оно и сосредоточено в Ирландии) и Викторианской эпохой. Напомню, что на 14-17 века приходится Возрождение, когда в Европе пробудился интерес к античной культуре. За 100-150 лет созданные в то время произведения искусства состарились достаточно, чтобы обрести ценность и запустить интерес уже не столько к античному, сколько к антиквариату. В архитектуре Англии начинают яростно копировать древние элементы. Из разных уголков Империи в неё свозится награбленное в раскопках добро - из Египта, Греции, Италии, Индии, Китая и других стран. Те древности, что в других странах в момент создания могли нести
сакральную и магическую ценность, в Англии просто бездумно копировалось "для красоты".
Эту тенденцию я изначально отнесла и к появившимся в это время лошадиным геоглифам. В умах их создателей смешалось копирование уже имеющихся в Англии древних изображений белых лошадей, а также современная для той эпохи роль лошадей в Англии - для королевской семьи, войн, колониальной политики. Поэтому немало меловых лошадей откровенно посвящены какой-нибудь королевской особе.
3. Современные лошади, которые были созданы в наше время на рубеже веков. Служат памятниками миллениуму или лошадям. Как ни странно, у некоторых экземпляров из этой группы сильная энергетика, могущая быть использованной в магических и шаманских практиках. Не в тех же ритуалах, в каких они создавались древними друидами, а в других. Но об этом подробнее в описании самих лошадок.
Отдельной группой я выделила несколько других животных, которые не лошади, просто потому, что они мне постоянно мозолили глаза в гугле. Все они были созданы в последние несколько десятилетий, просто чтобы нарисовать хоть что-то, копируя древнюю технику.
Самый известный геоглиф - Уффингтонская лошадь (
карта Google).
Её создали по разным оценкам от 1000 г. до н.э. до 100 г. н.э. На большинстве фотографий этого не видно, но на карте опять же явно виден рукотворный холм на пути бега лошади. Это Уффингтонский замок. От него не осталось ничего кроме рвов и холмов на месте древних стен. Раскопки показали, что замок могли построить где-то в 800-700 г. до н.э. Затем через несколько веков использования замок был заброшен на несколько веков по неизвестной причине.
Сзади лошади расположен так называемый Драконий Холм, которому приписывают ритуальную роль в древних религиозных практиках. Таким образом, лошадь визуально как бы бежит от Драконьего Холма по направлению к Уффингтонскому замку. Предположу, что замок в какой-то момент стал играть роль погребального (полого) холма, и тогдашние друиды использовали Драконий Холм и само изображение лошади для перехода в мир фейри через данный портал Уффингтонского замка. Роль холмов в древних магических практиках упоминалась мной в предыдущем постинге о меловых гигантах.
Сейчас учёные, которые не верят в такую мистику, утверждают, что лошадь является памятником победы в какой-то тогдашней битве. Кони несомненно были важны для древних, но не до такой степени, чтобы памятник ставить коню, а не полководцу. Да ещё такой, который внятно видно только сверху.
Любопытно, что в многочисленных версиях о её назначении есть мнение, что это не лошадь, а большая дикая кошка или дракон, которого побил Святой Георгий. Также существует мнение, что это всего лишь что-то типа герба племени, обитавшего в Уффингтонском замке.
Эта лошадь очень любима местными, которые каждый год чистят её от растительности, а во время Второй мировой даже полностью всю закрыли, чтобы её не было видно с воздуха немецким бомбардировщикам, которые могли бы использовать её в качестве ориентира на местности.
Однако несмотря на любовь одних, есть и неуважение или мелочные интересы других. В 2002 году один активист "Сельского альянса" подрисовал ей седока и троих собачек. Думаю, что таким образом он хотел привлечь внимание ко всё более теряющей популярность сельской охоте.
В 2003 году промоутеры сериала "Большой брат" нарисовали над лошадкой логотип сериала. При чём тут лошадка и Большой брат, я не понимаю, но вижу тут большое желание пропиариться рядом с энергетически сильным местом.
В 2012 году какой-то конный фестиваль тоже пропиарился, посадив на лошадку жокея.
В 2003 году вышла
книга совместного авторства некоего Ари Берка (Ari Berk) и знаменитого иллюстратора Брайана Фрауда (Brian Froud) о рунах, где Уффингтонская лошадь изображена на руне Эваз.
***
Брэттонская лошадь, Bratton Horse (
карта Google).
Своим внешним видом Брэттонская лошадь обязана эстетическим понятиям комитета по восстановлению Брэттонской лошади, созданного в 1778 году. Восстановили её, правда в 1873, почти через век после собрания комитета. Плюс сверху для крепости залили бетоном. Сохранилась информация, что её внешний вид по сравнению с оригиналом был значительно изменён. Об оригинале известно очень мало. В 1742 году некий местный священник опубликовал заметки об этой местности, где приблизительно передал со слов местных стариков, которые в детстве слышали от других стариков, как лошадь выглядела раньше. Поговаривали, что она находилась на этом месте минимум с 14 века, а, может, и намного дольше, что было бы логично в рамках моей теории.
Повертев карту Гугля, по направлению бега лошади я не нашла ничего, что было бы похоже на погребальный холм, пока не наткнулась на зарисовку старинной карты местности выше и не посмотрела ещё раз на саму фотку. Там прямо над ней находится цитадель и написано Bratton Castle. Ещё один очень старый замок, построенный в ту же эпоху, что и Уффингтонский, от которого остались лишь ландшафтные очертания. Брэттонская лошадка охраняет вход туда, где пребывают его обитатели.
***
Вулберийская лошадь, Woolbery Horse (
карта Google)
Это очень маленькая лошадка, которую даже не видно на карте. Самое раннее упоминание о ней относится к середине 19 века. То есть можно считать её тоже викторианским новоделом. Однако само её месторасположение - в центре Вулбери-Ринг, древней крепости Железного века, - позволяет фантазировать на тему того, что лошадка была там последние 2000 лет, временами невидимая, и только силами отдельных энтузиастов, не знающих, зачем они это делают, обретала материальные очертания.
В том же месте, говорят, когда-то очень давно был выложен по такой же системе христианский крест. Видно, был там священник в своё время, который чуял фейри-портал.
***
Тэнхиллская лошадь, Tan Hill Horse (
где-то здесь)
Загадочная исчезнувшая лошадь. Единственное упоминание о ней можно встретить в сборнике уилтширского фольклора, изданного в 1975. Её автор собирала рассказы по окрестным деревням. Старые пастухи рассказывали, что на Tan Hill одно время было изображение ослика, и холм тогда в народе называли Donkey Hill. Можно предположить, что вследствие естественных природных процессов и отсутствия ухода первоначальная лошадь могла видоизмениться в ослика.
Автор
источника, в котором я нашла информацию о Тэнхиллской лошади, предполагает, что её изображение поддерживалось в надлежащем состоянии посетителями тэнхиллской ярмарки, проводившейся в этом месте с 15 века вплоть до начала 20 века. А потом ухаживать за ним стало некому, и лошадь превратилась в ослика, а затем и вообще исчезла.
Также в упомянутом источнике по уилтширскому фольклору говорится о расположенном поблизости миниатюрном каменном круге, в середине которого лежал длинный плоский камень с человеческий рост, который аккурат указывал на лошадь. В наши дни и круг уже трудно найти, и лошадь ушла в полый холм.
На карте видно, что эта гряда холмов очень располагает к размещению на них какого-нибудь старинного форта 2-3 тысячи лет назад. Сейчас там всё распахали под сельскохозяйственные угодья, так что, если форт и был где, то его наверняка выкопали уже 200-300 лет назад.
Само наличие каменного круга и его ориентация на лошадь теоретически может указывать на то, что в нём проводились ритуалы перехода в мир фейри, и лошадь здесь была не хранителем врат, а самими вратами. Как я это вижу (разумеется, на уровне гипотезы): в круге человек входил в транс, смотрел на изображение лошади на холме, которая с углублением транса постепенно делалась всё более живой, пока не подбегала к человеку и не уносила его в мир фейри. Подобные ритуалы могли происходить как простые шаманские путешествия / астральные выходы, - то есть физическое тело оставалось лежать в кругу, - так и по
более продвинутой модели, с полным уходом человека. Секрет тут был не в месте, круге, камнях или ритуале, а в самом человеке, которому по старой привычке была нужна лошадка на холме, круг, камни и ритуал.
Любопытно, что эта гряда холмов притягивает к себе любителей вырезать лошадок. Упомянутые в следующем постинге новоделы Элтон Барнс и Пьюзи находятся на ней же, чуть на восток.
***
Питстонская лошадь, Pitstone Hill Horse (
карта Google, на которой её нет)
Ещё одна исчезнувшая лошадь. О ней существуют упоминание в юридических документах начала 19 века, а также топонимы, фигурирующие в приходских документах 1580 года, что наводит на мысль, что лошадь была создана значительно ранее. Если допустить, что было всего 2 периода создания таких лошадей - древний для магических практик 2-3 тысячи лет назад, и современный, начиная с конца 18 века, - получается, что Питстонскую лошадь с некоторой долей уверенности можно отнести к древним магическим артефактам.
***
Красная лошадь Тайсо, Red Horse of Tysoe (
карта Google, на которой её нет)
Ещё одна исчезнувшая лошадь, которая тоже вероятно была магическим артефактом. Самое раннее упоминание о ней фигурирует в документах 1607 года. Выдвигались предположения, что она была создана между 5-м и 15-м веками н.э. Сохранились записи, что за 200 лет до её полного исчезновения её местонахождение менялось несколько раз в пределах нескольких сотен метров. Исчезала старая, люди вырезали новую. В начале 20 века на месте последнего изображения Красной лошади посадили лес.
Я потому думаю, что это одна из тех самых магических лошадей, потому что на карте видно, что менее чем в километре от неё к востоку находится нечто, очертаниями напоминающее старинный форт, и гостиница под названием Castle at Edgehill, что указывает на то, что как раз на этом близлежащем Эджхилле стоял замок.
***
Лошадь Рокли, Rockley Horse
Случайно найдена крестьянами в 1948 году при вспахивании поля. Старожилы рассказывали, что они уже давно заметили, что в этом месте растёт трава другого оттенка, но только при снятии верхнего слоя дёрна обнаружился меловой слой в форме лошади. Никакой информации о том, кто, когда и по какому поводу её создал, не нашлось. На картах и на местности её теперь тоже не найти. Поле активно возделывали, и мел постепенно перемешался с землёй и размылся.
Часть 2