Вспомнился тут когда-то мной уже упоминаемый рассказ Пелевина "Зал поющих кариатид" из сборника "Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана". Вообще это шикарный мистический сборник рассказов, в котором каждый шаман, маг и мистик словит немало мистических и магических инсайтов.
В частности в рассказе о "кариатидах" говорится о проститутке Лене, которая устроилась работать в элитный режимный бордель, где её роль в ожидании клиента - изображать из себя кариатиду, статую, подпирающую руками потолок. Чтобы было не трудно часами стоять с поднятыми руками, ей и другим девочкам вводят в мозг экстракт богомола, который полностью устраняет физическую усталость. Но часы ожидания Лена проводит не праздно. Из-за высокой концентрации сущности богомола в ней с ней на контакт выходит Великий Богомол, Единый Дух всех богомолов, и начинает Лену мистически прокачивать. Чем больше Лена общается с ним, тем больше она приближается к состоянию оборотничества с одной стороны и добровольному единению с духом Богомола, с другой. Как раз в тот момент, когда на неё обращает внимание очень крутой клиент, которому она строила глазки несколько месяцев...
Очень шаманский такой рассказ... Остальные в том же стиле.
Во вспомнившемся мне отрывке Лена просветлилась:
- Но почему никто из людей про это не знает? - спросила Лена. - Надо вернуться и всем рассказать!
- Во-первых, - рассудительно ответил богомол, - тот, кто хочет знать, узнает и без тебя. А во-вторых, вовсе не надо рассказывать об этом всем подряд. Это плохой поступок. Глупый и смешной.
- Почему?
- Ну как ты не понимаешь. Потому что великая река и без тебя знает, что она такое. Но иногда она хочет немножко побыть проституткой, или кошкой, или геранью в вазе. Или даже заглянуть одним глазком в место вроде вашего города. И зачем ты будешь объяснять ей, что она такое на самом деле? Так ты испортишь ей все удовольствие от прогулки.
А вспомнился этот отрывок в связи с обсуждением, на которое я недавно наткнулась на одном книжном сайте, объединяющем предположительно читающих и думающих людей. Обсуждение касалось грядущего мьюзикла "Гарри Поттер", а точнее актрисы, которую выбрали на роль "Гермионы". Фишка в том, что выбрали чернокожую и что сама Роулинг с этим согласна и утверждает, что нигде не указывала цвет кожи её героини. Самые упорные читатели нашли упоминания в её книгах цвета каштановых волос Гермионы, а также эпизоды, в которых она бледнеет и краснеет. Эти упоминания и стали их главным аргументом против того, чтобы Гермиону играла чернокожая. На самом деле этим хилым аргументом они хотели прикрыть свой скрытый расизм и свою социальную зашоренность.
Даже самые на моей памяти интеллигентные люди в той дискуссии откровенно не понимали динамики перемены социального мнения на уровне всего общества, динамики макро-процессов ноосферы, требующей сознательного выбора неортодоксального образа привычной героини, чтобы стимулировать наметившиеся в последние 60 лет изменения в умах, т.к. 60 лет прошло, 3-4 поколения выросло, а граница в сознании всё ещё явно прослеживается. И более того, эти якобы читающие люди были не способны видеть смысл слов и действий за первым озвученным уровнем смысла. Во фразе "положительная дискриминация" они видят только первое словарное значение слова "дискриминация" и, как школьники средней школы, абсолютно не показывают понимания того, что под этой фразой скрывается целое семантическое поле, которое содержит в себе огромное количество неозвученных, но подразумеваемых смыслов, которые если попытаться вербализировать, потянут на несколько томов и потребуют привлечения областей социологии, политологии, истории, логики, психологии, философии и механизмов динамических систем.
***
Как бы печально ни было это констатировать, но мудрость Богомола говорит ещё и то, что Великой реке хочется побыть и расистами, и толпой зашоренных гомофобов (Дамблдора-гея там тоже вспомнили), и ксенофобами (вспомнили гаррипоттеровских Ли Джордана, Дина Томаса, девочек-индусок, и предположили еврейские корни у семьи Уизли), и просто идиотами.
А раз ничего объективно положительного и благородного не существует, то аналогию дальше можно продолжать и в сторону того, что Великой реке хочется побыть и убийцами, и насильниками, и маньяками-садистами, и фашистами, и Гитлером, и Мэйсоном, и Чикатило, и всеми, кто в средние века нёс "слово Христово" мечом и топором, кто сжигал ведьм, кто во 2-й половине 20 (!) века отнимал у индейских семей детей и запирал их в христианских интернатах, где они подвергались физическому и сексуальному насилию и культурному геноциду, кто в наше время расстреливает мирных людей "во славу Аллаха". Это приходится с горечью констатировать уже безотносительно одного местечкового спора. Как нечто неоспоримое, что стоит надо всей человеческой этикой.
Беспристрастная Великая река, которая включает в себя всех и вся и которой хочется испытать все возможные жизненные опыты без исключения. И эта Великая река - это мы сами.
***
А что до персонажа Гермионы... Многие в той дискуссии пытались прикрыться "искусством". Не знаю, что они имели в виду под этим словом. Для меня искусство - это то, что проступает под физическим носителем, что рождается из синергии моего восприятия с потоком предмета искусства. По-моему, об этом писал ещё Лотман, которого читали и так уважают те, кто сейчас прикрывается словом "искусство".
Получается, что по теории Лотмана со стороны чернокожей актрисы пойдёт поток персонажа Гермионы (подчеркну - не поток чёрной актрисы, а поток персонажа Гермионы, правильной, преданной своим друзьям, умной зубрилы-полукровки, яростно защищающей права всех угнетённых), а со стороны русских зрителей пойдёт поток ожидания белой Эммы Уотсон и недовольства от чёрной актрисы. Лично у меня здесь возникают большие сомнения, что люди с таким восприятием вообще имеют право использовать слово "искусство".
Но, возможно, Великой реке хочется и такого искусства тоже...
***
Вот тут можно посмотреть фото с английского спектакля "Джен Эйр", который произвёл на меня
в декабре огромное впечатление. Там играют две чернокожие актрисы. Одна, Мелани Маршалл, поёт красивым оперным голосом, создавая спектаклю неповторимую атмосферу, а вторая, Симона Сондерс, играет множество персонажей - мать Джейн Эйр, служанку, сестру викария, любовницу Рочестера Бланш (двойная ирония, т.к. Бланш значит "белая"), и виртуозно имитирует диалекты английской глубинки. Я не знаю, может, это у меня восприятие сдвинулось, но я вобще не воспринимала её чернокожей - так хорошо она играла.
Викария Джона Риверса, который звал Джейн Эйр с собой в Индию, кстати играла женщина (которая до этого в других сценах этого же спектакля играла подругу Джейн Хелен и воспитанницу Джейн Адель). Это скорее всего у русских не вызвало бы особогого протеста, т.к. в русской культуре женщины привыкли нести в себе мужские характеристики.
Более того, женщины в России обрели равные с мужчинами права всего 100 лет назад. Поэтому те случаи, когда им удаётся выгодно "побыть мужчинами", они всё ещё воспринимают с выраженным удовлетворением. Если же мужчина играет женщину, то по законам жанра (=по сложившейся в умах модели) это должна быть юмористическая роль, либо японский театр. В коллективном сознании русских не может мужчина на полном серьёзе проявлять качества женщины. Поэтому очаровательный Кончита Вурст и вызвал столько плевков ядом со стороны России и ей соболезнующих. А уж какую стену защитного цинизма должны были в себе выстроить Сергей Зверев и Борис Моисеев, чтобы добиться успеха!
Геев и транссексуалов и прочих нестандартных по всему миру ещё очень слабо принимают, несмотря на законы, признающие их браки, и оплачиваемые государством операции по смене пола (в отдельных странах). Так что они сейчас ещё больше ущемлены, чем чернокожие, и рано говорить о каком бы то ни было равенстве на общесоциальном уровне.
Чернокожие от силы 60 лет назад обрели официальные права наравне с белыми. Но, как показывает общественное мнение, в умах фактический расизм всё ещё силён, пока присутствует вышеупомянутая мной реакция на неортодоксальность "искусства", белого типажа кумира и белого носителя сакрального образа. А считающие, что "у негров есть все права, чё они жалуются", просто-напросто предпочитают жить в иллюзии, в инфантильной красивой сказке, где нет никаких проблем и где всё вокруг привычное (=белое) и предсказуемое, где официальное признание прав чернокожих дало им абсолютную свободу воли и самовыражения. Естественно, что живущие в такой иллюзии люди искренне считают, что те чёрные, кто жалуется, "на самом деле с жиру бесятся".
Но Великой реке хочется быть и теми, кто живёт в такой иллюзии, и теми, кому это активно не нравится, и теми, кто эти иллюзии создаёт и поддерживает... Ей вообще всё интересно, и любой опыт по кайфу.