Огонь и шаманский ритуал расчленения/трансформации

Jan 11, 2015 11:30

Прошлый постинг принёс очередной инсайт на тему одного библейского термина.

Ад, геенна - это не реальные физические муки и страдания после смерти, как большинство себе это представляло в последние 2 тысячи лет. Это метафорическое место, где метафорически остаётся то, что является нашей кармой, личной историей, которая обуславливает наше поведение и автоматические реакции.

Само слово "геенна" этимологически происходит от названия долины Еннома, рядом с Иерусалимом, где " (...) сжигали мусор и мёртвых животных. На этом основании современные словари связывают эту территорию с местом наказания - место скопления негодного, разных отбросов, сжигаемых огнём. Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мёртвых животных - не исключение. Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём. (...) устраивавшиеся здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (...). (Wiki)

В той же "Золотой ветви" Фрэзера описываются десятки способов ритуального очищения, перерождения, трансформации. Грубо говоря, магические ритуалы. Для Иерусалима таким ритуальным местом очистки города стала долина Еннома. Это было некое виртуально-реальное пространство в голове тогдашних людей, куда они сбрасывали то, что их тяготило, что было больше ненужным или вредным. Как в прямом смысле (мусор, мёртвые животные), так и в переносном (болезни, страдания). Как славянские ведьмы переносят болезни на яйцо или драгоценности. Как шаманы скидывают духа болезни на камешек или в сторону реки. Как икоту переносят на Федота, с Федота на Якова, а с Якова в пространство, пока она не найдёт себе другого уязвимого носителя.

В моём случае, поскольку я не выделила в своём сознании конкретного географического места или предмета для скидывания отжившей и тяготящей меня оболочки, это место находится во мне, в моём подсознании и всё ненужное просто сгорает во внутреннем огне, в моём персональном аду. Выбор стихии огня, думаю, отчасти случаен, отчасти обусловлен особенностями моего характера. Это могла быть любая разрушающая стихия и любой трансформирующий процесс.



В шаманизме таким процессом является "расчленение" (dismemberment) и "сборка" (rememberment). Поскольку традиционный шаманизм практиковался в условиях дикой природы, то его "мифология" имеет соответствующее наполнение. Ритуал трансформации выглядит в нём как дикие звери, разрывающие и съедающие тело шамана, или страшные демоны, варящие его в котле, разделывающие его по кускам. Или птицы, полностью склёвывающие его тело.

Данный процесс переживался шаманом в трансе в виде шаманского видения/путешествия. Чем глубже транс (часто при помощи веществ), тем выше убеждённость шамана, что всё это случилось на самом деле, что мир уже никогда не будет прежним, и что теперь надо как-то жить дальше по-новому, потому что по-старому никак невозможно.

Расчленение часто случалось спонтанно в шаманских видениях как отражение уже начавшегося процесса. Но могло быть и вызвано специально, чтобы этот процесс спровоцировать магическим принципом.

Сегодня, когда шаманизм практикуется современными городскими жителями, у которых их внутренняя мифология не ограничивается смертью от клыков животных, процесс расчленения/трансформации может приобретать самые разные формы:
- буквальное физиологическое рождение
- символично связанные с физиологическим рождением сцены: вход и выход из пещеры, проход по туннелю, проход по лабиринту с расстреливанием врагов
- библейские образы и "Красная шапочка"
- нью-эйджевское растворение в пространстве
- смерть в любом виде: авария, кирпич на голову, от пули, от бомбы, от упавшей ракеты, от армагеддона

Последующая после расчленения сборка также символична. У меня такое чувство, что в принципе можно и без неё, если дать своим духам чёткое указание наполнить меня тем, чем нужно в данное время. Но почти всегда сборку проводят, либо, если шаман в неконтролируемом трансе, она может произойти сама. Если трансформация происходила в виде рождения, то новое тело уже получено. Если через физическое уничтожение, то затем каким-то образом духи должны собрать тело обратно по частям или дать новое.

Помимо уже описанных мной способов у меня процесс трансформации выходил "на поверхность" в видениях в виде физического уничтожения очень мощным водопадом, а также пребыванием в пещере, где я внезапно избавлялась от страха смерти, и потом меня из этой пещеры нечто извергало как при рождении. В дружественном мне викканском ковене Мэри ритуал трансформации форсируется через кельтскую мифологию: какая-то кельтская богиня с мечом рубит адепта на куски, и собирает заново.

магия, шаманизм, мифология, психоанализ

Previous post Next post
Up