Не думал, что это тут появится, но... Пара слов на тему.
Bospadda
Крис около ЖД вокзала в Виндхуке. Фотография Йорса Ван Зила.
В середине 70-х годов в ЮАР увеличилось количество акций массового неповиновения. Причем иной раз бунты охватывали всю страну. Ярчайшим примером является "Восстание в Соуэто" в 1976-м.
Так или иначе, все это так же касалось безопасности железнодорожных перевозок.
С целью обеспечения безопасности ремонтных работ на путях и патрулирования требовалось специальное защищенное транспортное средство.
В 1976-м году, Администрацией Южно-Африканских Железных Дорог и Гаваней (South African
Railways and Harbours (SAR&H)) было принято решение о разработке и строительстве такого транспорта.
Работы по проектированию проводились в Железнодорожном колледже в Кемптон Парк под руководством Криса ван дер Мерве.
Производство машин осуществлялось в железнодорожных мастерских в Ланглаагте.
Транспортные средства были готовы и представлены публике в 1978-м году. Они имели общее название Bospadda. Кроме того, каждое транспортное средство получило собственное имя: "Cobus" - в честь генерального менеджера (директора) Южно-Африканских Железных Дорог Доктора Кобуса Лоубсера, и "Chris" в честь Криса ван дер Мерве.
Кобус
Кобус
Крис
Крис
Крис в "лучшие годы".
Bospadda представляет из себя минно защищенный корпус-монокок с двумя постами управления. В роли силового агрегата выступал шестицилиндровый дизель Magirus Deutz. Изначально машина предназначена для передвижения как по дорогам общего пользования/пересеченной местности, так и для движения по железным дорогам. При передвижении по жд использовались опускаемые гидравликой опорные рельсовые катки, а двежение осуществлялось основными колесами.*
Обе машины перешли в ведение Южно-Африканской Железнодорожной Полиции (SARP).
Кобус так и остался в ЮАР, а Крис в 1980-м году был передан в Юго-Западную Африку, где большей частью занимался патрулирование по маршруту Виндхук - Цумеб.
Слева направо: констебль Коус, уорент-офицер О'Келли, констебль Мостерт и констебль Ду Плесси на борту Криса.
Тренировка Специальной Целевой Группы Железнодорожной Полиции.:
Группа загружается в Кобус.
Капитан Андре Оливье ставит задачу.
Уничтожение засады.
Именно в Юго-Западной Африке/Намибии начали проявляться проблемы с гидравликой опорных катков. Гравий, вылетавший из под колес, являлся частой причиной поломок и неисправностей.
В какой-то момент было решено отказаться от этой системы и Крис обзавелся катками большого диаметра, вместо дорожных колес.
Но и это решение было не последним. В итоге оба транспортных средства стали исключительно железнодорожными и были оснащены колесными тележками.
Кстати. Одним из самых простых способов отличить одну Bospadda от другой, это взгляд на колесные арки. Они сохранены у Криса и закрыты решетками у Кобуса.
Можно было бы закончить на этом, добавив только, что Крис остался в Намибии после обретения ей независимости в 1990-м году. Он находится около ЖД вокзала в Виндхуке (первая фотография в посте).
Но судьба Кобуса намного интереснее.
После Падения Апартеида и прихода к власти АНК, Кобус остался без дела. Он был практически разрушен.
Однако во второй половине 90-х было принято решение о его восстановлении.
Самое начало восстановительных работ.
Машина была приведена в порядок, покрашена в желто-серые цвета Metrorail и передана на сортировочную станцию в Браамфонтейне. Там Bospadda была использована в роли маневрового тепловоза и для перевозки ремонтных групп.
Но и тут... В какой-то момент транспортное средство было выведено из строя и ржавело в одном из ангаров.
Очередная реставрация началась в преддверии Чемпионата Мира по футболу 2010-го года, который проводился в ЮАР.
Ремотно-восстановительные работы были проведены компанией Naledi Rail все в том же Браамфонтейне.
После окончания работ Кобус использовался для патрулирования и охраны ЖД линий.
На данный момент Bospadda приписана к учебно-тренировочному центру в Браамфонтейн.
Как-то так.