Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария.

Aug 30, 2013 01:01



Детальная проработанность Тюрингии и Баварии на предмет славянского прошлого освобождает от надобности заниматься собственными изысканиями в области топонимики и археологии. Однако, как ни странно, многие из достоверно славянских областей той же Тюрингии почему-то не вошли ни в одну из известных мне общих немецких карт расселения славян в Германии. Так что сравним и дополним.



I. Тюрингия

По Херрманну западная граница расселения славян проходила по диагонали примерно через половину Тюрингии, так что северо-западная часть её, включая Эрфурт, получались не заселенными славянами. Что довольно странно, так как именно в западной Тюрингии славянское присутствие очень видно не только по топонимике, но и подтверждается многократными письменными упоминаниями славян в средневековых грамотах. В 1983 году (за 3 года до последней "редакции" карты славян в Германии) вышло очень хорошее детальное исследование славянских следов в Тюрингии, где впервые были представлены детальные карты славянской археологии, топонимики и упоминаний в источниках.



Археологические находки славянских следов в Тюрингии.

Для наглядности нанесём приблизительные границы земли Тюрингия на эту археологическую карту.



Даже по этой археологической карте становится видно, что карта Херрманна была не совсем верна, так как славянские находки на западе выходят за Эрфурт, нередки к западу от реки Гера и иногда единично встречаются в бассейне реки Унструт.

Однако, самое интересное начинается дальше. Тюрингия представляет собой крайне любопытный источник для изучения славянского расселения в Германии. Её пример отчётливо показывает, что реальное расселение народа или племени может совсем не совпадать с картой распространения археологической культуры. Для западной Тюрингии сохранилось множество упоминаний о проживании тут славян в церковных документах и грамотах. Эти же данные подтверждают и многочисленные топонимы хорошо известного типа на "венден" в тех же самых местах. Тут упоминают славян с собственным языком, и сохранявших свою славянскую культуру - немцы чётко отличали их от своих. Но археологически проследить это славянское заселение оказалось невозможно - материальная культура была одинаковой с немцами, хотя о сильном смешении, и даже полной христианизации, по крайней мере со позднего средневековья, не могло быть и речи.



Удивительно, но карта письменных упоминаний славян в Тюрингии дополняет археологическую карту в пределах Тюрингии просто как "инь и янь". Вся западная Тюрингия оказывается заселена славянами, которых, с точки зрения археологии здесь "не было". Не менее удивительно и другое. Письменных упоминаний о славянах в восточной Тюрингии оказывается совсем не много. Едва ли не меньше, чем для западной части. Восточнее же реки Заале, в междуречии Заале и Эльстера и восточнее Эльстера, их и вовсе нет. И это в то время, когда археология показывает очень плотное славянское заселение, так что земли эти безусловно можно считать полностью славянскими. Из чего следует, что отсутствие славянских следов в археологии совсем не обязательно констатирует незаселённость славянами этих земель, а при наличии других свидетельств лишь говорит о том, что материальная культура славян в этих областях слабо отличалась от немецкой.

Очень хорошо пример Тюрингии доказывает и то, что немецкие топонимы на "венден" подразумевали именно славянские поселения, а не происходят от "пастбища" или чего-либо ещё. Как мы увидим на следующей карте, там, где церковные документы, грамоты и хроники упоминали славян в Тюрингии - там как раз и скопления топонимов на "венден".



Легенда:

1-4 - славянские топонимы
5 - смешанные славянско-немецкие топонимы
6,7  - немецкие топонимы на "венден" ( показаны буквой W )

Карта упоминаний славян среди владений фульдского монастыря (отмечены значком F ) просто один-в-один накладывается на карту топонимов на  "венден" (отмечены значком W).

Упоминания славян в средневековых грамотах оказываются просто неоценимым источником для изучения истории славян в Германии. Не сохранись они, сейчас о славянах на западе Тюрингии никто бы и не знал. Все эти города и деревни на "венден" преспокойно вывели бы из германского пастбища, в подтверждение приведя археологическую карту - мол не было их тут никогда.

Говоря о славянах в Тюрингии, можно упоминуть ещё и то, что возможно тут проживало два разных славянских племени. На это могут указывать два разных типа славянской керамики, известные в Тюрингии - пражский и рюссенский.



распространение пражского и рюссенского типов керамики в Тюрингии.

Лингвистический анализ тюрингской топонимики указывает на то, что ближе всего по языку местные славяне были к лужицким сербам и чехам.

О том, же что славяне в Тюрингии, так долго проживавшие внутри немецкого государства в немецком окружении, тем не менее оставались вполне себе отличным от немцев народом, со своим языком и культурой и следовательно самосознанием, говорят не только письменные упоминания, то и археология. Особенно интересно, что будучи очень рано включены в немецкую империю, они по всей видимости имели там не меньшие права, чем собственно сами немецкие жители ( в отличие от колонизированного в 12 веке немцами Мекленбурга, к примеру), так, что могли сохранять на протяжении веков свои обычаи и культуру. Ниже приведу небольшое резюме на русском языке из исследование большого славянского могильника в Эспенефельде, к юго-западу от Эрфурта.





А вот и карта торгового пути из Киевской Руси в Эспенфельде.



Интересно, а как всё-таки называли русские купцы этих тюрингских славян? Немцами поди?)

Остаётся только нанести на карту Тюрингию. Всю.



Знаком вопроса пометил пока не вовсе не рассмотренные области на юго-западе земли Саксония Анхальт. Но кажется, общая картина более-менее широкого расселения славян в Германии и так становится ясной. За сплошной красной чертой - полностью славянские территории, с несколькими крупными немецкими городами-колониями на них, но практически полностью славянским деревенским населением. Штрихом - территории со смешанным славянско-немецким населением.

II. Бавария.

Безусловно, Бавария - "самая типично немецкая", наиболее всего ассоциирующаяся в наши дни с немецкой культурой у других народов земля Германии. При упоминании Баварии на ум приходят идилистические картины альпийских лугов, с пасущимися на них коровами, высокие горы на горизонте, мужчины с кожаных штанах и шляпах, распевающие немецкие песни в забавной своеобразной манере "йодль", женщины в народных нарядах, разносящие свежее баварское пиво и бретцели и тому подобное. Примерно такой Бавария была и в средние века. Но только южная, горная её часть. В северной же половине Баварии в средние века вместо "йодля" пелись скорее протяжные под гусли; пиву скорее предпочитали медовуху, а женщины носили височные кольца - вся северная половина Баварии была заселена славянами. Но бретцели, кстати, были в славянской Баварии. В виде женских украшений - "бретцелей".



Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и Бамберга.



Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и аналоги таких украшений, найденные в западной Германии.



Карта находок славянских "бретцелевидных" украшений и западная граница расселения славян в Германии. Богемия, Словения, Бавария...и даже Рейн. Впрочем, как будет показано в следующем посте, ничего удивительного в славянских общинах на Рейне и в самой западной части Германии не было. А карта, кстати, новая, 2012 года, но как видно, она также учитывает не все области.

О славянах в Баварии также сохранилось много самой разной информации - археологические находки, обширная топонимика и множество упоминаний в источниках и грамотах, потому этот вопрос и тут давно уже детально проработан. Далее несколько карт, для общего представления о колличестве славянского населения в северной Бавариии.



Легенда:

синий цвет - славянская топонимика
жёлтый цвет - смешанная славянско-немецкая топонимика
красный и зелёный цвета - немецкие топонимы на "венден" и "винден", говорящие о славянском населении.

Славяне в районе Бамберга:



красные знаки и названия - славянские археологические находки
оранжевая область - область, известная по письменным источникам, как населённая славянами.
зелёная область - наибольшая концентрация славянской топонимики

Как видим, картина здесь схожая с Тюрингией - славянские области, известные из письменных источников и по данным археологии не сходятся. Материальная культура славян могла мало отличаться от немецкой в общем , но притом славяне ещё обладали собственным языком, культурой и самосознанием и немцы четко отличали их от своих.



Славяне в северной Баварии:

черная точка - славяне, известные по ономастике
черный вертикальный прямоугольник - славяне, известные по письменным упоминаниям
белый горизонтальный прямоугольник - славянские могилы 8-10 вв.

Как видно из всех трех карт, плотность славянского населения в северной Баварии была не малой.

Интересно, что и тут, будучи длительное время включёнными с немецкое христианское государство, славяне ещё долго сохраняли языческую религию. Так на язычество местных славян епископ Бамберга жаловался ещё в 1059 году. Из Баварии же известно и несколько славянских идолов - "каменных баб".





Знаменитые Бамбергские идолы.



Идол из Эрбаха, северная Бавария.

Славянские украшения из Штайнхёринга в Баварии:



Карту расселения славян в Баварии можно несколько дополнить, проведя её к югу от Дуная от восточной границы до Регенсбурга на западе, и по реке Altmühl - притоку Дуная к северо-западу от Регенсбурга, ориентируясь на славянские погребения и топонимику с последней карты. А также отметить отдельную славянскую общину Geisenfeldwinden к юго-востоку от Ингольштада и юго-западу от Регенсбурга.



Память о славянах в Баварии сохранилась в некоторых славянских заимствованиях, характерных только для местных диалектов. Так например славизмом в баварском является слово "хрен", записываемое как "Kren", вместо употребляемого остальными немцами слова "Meerrettich".



Бавария, археология, Тюрингия, немцы, топонимика, славяне

Previous post Next post
Up