Самая нудная часть серии, так что кому археология не особо интересна, под кат может не ходить.
Как можно заметить, в карте Херрманна юго-западная часть земли Саксония-Анхальт не была отмечена как область славянского расселения. Самая юго-западная её окраина, представленной горами Харц, была рассмотрена в прошлом посте, а сейчас же попробуем найти славянские следы в той её части, которая осталась между Харцем и западной границей расселения славян по Херрманну.
Ориентируясь на современные города, западная граница рассселения славян по Херрманну начиналась примерно от Вольфсбурга, по реке Оре, проходя за Магдебургом по Эльбе, и далее по реке Заале, пока не выходила в среднюю Тюрингию в районе к западу от Халле. Ориентируясь на современные города это приблизительно соответствует линии Drömling - Haldensleben - Magdeburg - Alsleben (Saale) - Querfurt - Finneland
В современной земле Заксен-Анхальт этот район расположен в областях Börde, Salzladnkreis и Mannfeld-Südharz.
Но так как данные археологии будут приходится по литературе, вышедшей ещё в ГДР, то лучше будет назвать бывшие ГДР-овские области, признанные "неславянскими".
Это области под номерами 25 (Haldensleben), 26 (Wolmirstedt), 27 (Magdeburg), 29 ( Wanzleben), 30 (Straßfurt)
Археологию удалось сверить пока только по этим областям, так как до тома археологического сборника, в который входит область Халле, пока добраться не удалось.
Начнём с области Хальденслебен.
Славянских топонимов тут действительно не много. Я нашёл только два - Wieglitz и
Ивенроде В котором я вижу две составляющие. Славянское "ивы" и немецкое "роден" - вырубка. Таким образом название места должно было означать что-то вроде "поселение на месте вырубленных ив". В подтверждение такой этимологии можно привести другой топоним Eschenrode ("поселение на месте вырубленной ольхи") всего в десятке км от Ивенроде и само местоположение обоих топонимов действительно на вырубке, окруженной лесом (как это видно по карте). Приводимая же википедией этимология Ивенроде от "ивы" - германское "плющ" и роде- нем. "вырубка" не кажется убедительной. Плющ всё-таки "вырубать" не требуется - не дерево как-никак.
Возможно, славянского происхождения и топоним Klinze (Клинце), находящийся неподалёку.
Славянских археологических находок здесь выявить не удалось. Далее рассмотрим запад области Вольмирштедт, Магдебург и его пригороды.
Археологическое присутствие славян фиксируется в местечках Klein Ammensleben, Hohenwarsleben и Barleben. Последняя деревня находится уже за проведённой линией, но так как граница эта лишь приблизительна, рассмотрим и Барлебен. Тут же можно добавить, что сразу же восточнее границы славянское присутствие очень заметно археологически: на месте практически всех соседних деревень: Barleben, Jersleben, Elbeu и городка Wolmirstedt были славянские поселения.
Барлебен.
Интерпретация: славянское поселение.
26/7 Барлебен.
Интерпретация: предположительно славянское и средневековое немецкое поселение.
26/8 Барлебен.
Интерпретация: славянское поселение.
26/9 Барлебен.
Интерпретация: единичная славянская находка.
26/10 Барлебен.
Интерпретация: славянское поселение.
26/25 Höhenwarsleben.
Интерпретация: предположительно славянское и средневековое немецкое поселение.
26/26 Höhenwarsleben.
Интерпретация: предположительно славянское и средневековое немецкое поселение.
Klein Ammensleben.
Интерпретация: славянское поселение. (8-10 вв)
Сильное славянское присутствие фиксируется в пригородах Магдебурга, как в западных, так и в восточных. В самом центре Магдебурга на рыночной площади найдены черепки славянской керамики от многих десятков сосудов, что очевидно указывает на то, что хотя сам город и был немецкий, окраины его продолжали оставаться славянскими и немало славян вело торговлю в городе.
Из славянских топонимов можно указать Шляйбниц к западу от Магдебурга и 2 района собственно Магдебурга: Букау и Кракау. Славянские поселения были в районах Prester и Ottersleben и Neustadt и на улице Breiter Weg в самом историческом центре.
Находки на рыночной площади Магдебурга. Подчёркнутое: 49 древнеславянских сосудов ( 800-1000 гг.), 19 позднеславянских сосудов (1000-1200гг.), височное кольцо.
Центр Магдебурга (недалеко от собора).
Интерпретация: предположительно славянское поселение.
районы Магдебурга:
27/160 Магдебург-Нойштадт
Интерпретация: славянское и ранненемецкое поселение.
27/161 Магдебург-Нойштадт
Интерпретация: находка славянской керамики
27/162 Магдебург-Нойштадт
Интерпретация: предположительно славянское поселение.
ещё пригороды Магдебурга:
27/165 Klein Ottersleben
Интерпретация: находки доказывают славянское и ранненемецкое заселение места.
27/166 Prester
Интерпретация: славянское и раннесредневековое немецкое поселение.
Далее следует округ Штрасфурт. И сам город и все его окрестности был густо заселен славянами, которые, как это видно из карты селились по реке Боде - притоку Заале.
Славянские поселения по реке Боде, к западу от Заале. Можно обратить внимание и на славянский топоним Лёбниц. К востоку от реки Заале топонимика уже почти вся славянская.
Атенслебен.
Находки: славянские черепки
30/12 Heklingen.
Интерпретация: славянское поселение.
Löderburg.
Интерпретация: славянское поселение.
Straßfurt.
Интерпретация: предположительно славянское поселение.
Straßfurt.
Интерпретация: предположительно славянское поселение.
В итоге всего этого долгого и нудного разбора на карту можно нанести лишь очень небольшую область к западу и юго-западу от Магдебурга.
Как видно из карты на севере рассматриваемая область так и не сошлась со славянскими областями Нижней Саксонии. Хотя пробел славянского расселения на самом деле совсем не большой - всего от 10 до 20 км, между которыми имеется и одно бывшее славянское поселение или немецко-славянская община Ивенроде, отмеченная крестиком. "Корридор" же в южной части обусловлен пока только нехваткой материала. В любом случае, становится явно видно, что составление прошлых немецких карт по рекам Оре-Эльба-Заале хоть и удобно и наглядно, но не совсем отражает реальное положение вещей. Реки Эльба и Заале были границей немецкого государства, но вовсе не были границей между немецким и славянских населением, которое жило по обе стороны реки. И даже такой "чисто немецкий" город как Магдебург оказывается не только построен на месте бывшего славянского поселения, но и окружён со всех сторон славянскими или смешанными славянско-немецкими поселениями. Славяне же, ещё придерживающиеся своей собственной культуры и не полностью онемеченные, принимают участие и в жизни самого города.