город Гадебуш на изображении 17-го века.
Гадебуш - небольшой старинный городок на северо-западе Мекленбурга.
История города насчитывает не менее 13 веков. Название же его впервые упоминается много позже - только в 12 веке, как terra Godebuz. Этимологию этого слова обычно выводят из славянского имени Хотeбуд, приводя параллель со столицей Нижней Лужицы Хошебусом (нем.Cottbus, первое упоминание Chotebuz). Гадебуш, по этой версии, изначально означало "город Хотебуда".
Городок совсем маленький, но довольно уютный, с присущим таким миниатюрным старинным европейским городкам особенным обаянием. Заблудиться тут сложно, жизнь города протекает медленно, без всякой спешки. Горожане в таких местах почти все знают друг друга, на чужака-туриста же смотрят как на диковинку; оборачиваются, присматриваются, интересуются: кто и откуда.
Исторических центр Гадебуша сохранился более-менее неплохо. Основной достопримечательностью города является древняя церковь, постройка которой относится к 1210 году - самому началу немецкой колонизации и христианизации этих некогда ободритских земель. Нередко в таких древних, первых мекленбургских церквях тем или иным образом сохранялись артефакты ещё из славянских языческих времён, потому не без интереса обхожу её несколько раз, внимательно рассматривая встроенные в стены камни. Однако, тщетно.
Интересные изображения внутри церкви,
лики "бесов" и святых по углам. Однако ничего такого, что можно было бы однозначно соотнести с дохристианским временем найти не удалось.
Другая достопримечательность - местный "замок", насколько, конечно, это здание заслуживает такое название. Интереснее же в тут более то, что стоит он на месте древнего славянского городища.
Гадебушская крепость с "замком" внутри сейчас видна только с воздуха.
реконструкция славянской крепости в Гадебуше
Сам крепостной вал сейчас едва заметен. Вот эта невысокая наклонная насыпь между мощёной дорогой и стеной - и есть остатки славянского вала.
С другой стороны возвышение вала несколько более отчётливо. Когда-то эта крепость, подобно большинству других крепостей северо-западных славян, была окружена водой - с одной стороны озером, с другой - рвом.
План средневекового Гадебуша.
Справа налево:
Burg - городище, Vorburg - посад, новый средневековый Гадешуб, окружённый городской стеной.
Раскопки славянской крепости. Постройку крепости датируют 8-м веком. С тех пор жизнь города не угасала несмотря на смену населения, языка и религии.
Планы Гадебушской крепости в различные периоды существования.
Рядом с руинами крепости расположился исторический музей Гадебуша. Музей малоинтересный и специального посещения едва ли заслуживающий. Археологические находки из региона представлены лишь несколькими горшками да парой металлических изделий.
Черепок из местечка Ярмсторф, 6-й век.
Грузила рыболовной сети из Клоксдорфа, 6-й век.
Слева направо:
фрагменты славянского браслета, германской фибулы и наконечник кинжала эпохи бронзы.
Сосуд 2 века до н.э.,из Мюлен-Айхсена.
Сосуд 1 века до н.э., из Мюлен-Айхсена.
Сосуд 1 века до н.э из Бадова.
Сосуд 1 века до н.э. из Мюлен-Айхсена.
Вот собственно и всё, что музей смог предложить в плане древней истории. Не густо, надо сказать. Куда более любопытна, чем музейные экспонаты, история о другом находке из Гадебушской крепости, опубликованная в "Альманахе Гадебуша":
Как акула попала на замковую гору в Гадебуше?
Когда в 1963-64 гг. на замковой горе в Гадебуше раскапывали место под фундамент аулы тогдашней высшей школы, один школьник нашёл в отвалах земли зуб акулы. Позже он попал ко мне. От кого я его получил сейчас уже не вспомню. Определили, что это зуб принадлежал акуле рода Isurus. Этот род обитал в морях третичного периода. Его представители принадлежали к гиганским акулам. Вот только найденный зуб был всего 3 см в длину, из чего сложно предположить гигантские размеры. Другой же зуб, найденный ребёнком в глине искусственно выкопанного водоёма в Передней Померании, был совсем другого калибра. Этот принадлежал роду Carcharodon - гиганту, размером с легендарную белую акулу.
Акульи зубы находят сравнительно часто, и они есть в любой коллекции состоявшегося коллекционера ископаемых. В песчаных морских горизонтах олигоцена, одной из эпох третичного периода, их находят, согласно литературе, «массово». Из-за сходства с языком птиц или рептилий горнорабочие называют их «птичьими языками», «языковыми камнями» или «каменными языками». Палеонтологи дали им имя «глоссопетр» (глосса - язык, петрос - камень). Возраст этих ископаемых останков составляет около 60 млн лет.
Я показал эту находку своему знакомому археологу-любителю, так как основание её, «корень зуба», было просверлен. Отверстие было проделано руками человека, сверление производилось с двух сторон и потому в разрезе оно имеет форму двойного конуса. Совершенно очевидно, что отверстие было сделано, чтобы носить этот зуб на шнурке на шее. Похоже на то, как в прошлом поступали с зубами или когтями хищных животных. Да и сейчас ещё поступают, если вспомнить рудиментальные оленьи зубы или лисьи зубы, оправленные в золото и серебро, какие носят как подвески и броши жёны охотников.
Однако в случае с акульим зубом речь не шла об охотничьей добыче, ведь в то время, когда эта акула плавала по морям третичного периода никаких людей ещё и в помине не было. Скорее шаман одевал эту ископаемую находку, вместе с другими редкими вещами, как магическое украшение во время своих заклинаний. Может этот акулий зуб принадлежал убору славянского жреца из крепости «Годебуз»? Я предложил эту спекуляцию своему знакомому археологу-любителю. Но он, хоть и имел в других случаях богатую фантазию, отверг эту вещь, не захотев даже слушать, как относящуюся не к области археологии, а палеонтологии, в которой он был не компетентен. Так я и остался со своей находкой. Она до сих пор украшает мою коллекцию.
Karl-Heinz Molkenthin - Wie kommt ein Haizahn nach Gadebusch auf den Schlossberg? In: Gadebusch Almanach, 2000.
Я конечно понимаю, что доверия такой спекуляции мало: автор не пойми кто, находка не была задокументирована в своё время, хранится теперь тоже не пойми где, а даже если и найдётся, то определить когда было сделано отверстие - в каменном веке, в славянские времена, сто лет назад или уже тем самым гдр-овским школьником теперь едва ли получится, но всё же...как интересно! Фантазия действительно начинает работать) Так что оставлю информацию без мнения - за что купил, за то и отдаю.
тот самый ископаемый зуб акулы.
Как видно по приведённым выше картам, раньше славянская крепость находилась прямо на берегу озера. Сейчас ландшафт, как водится, немало изменился и крепостной вал от воды теперь отделяет добрая сотня метров. Теперь тут расположился парк, посетителей которого встречают...
...ну сами видите кто) А что собственно удивляться, учитывая какое распространение получают фантазии на тему тотемов у балтийских славян. "Тотем вороны" у варнов, "тотем волка" у лютичей...Экзотические, загадочные тотемы будоражат воображение, представляются чем-то мистическо-привлекательным. Ну что ж, хотели - получите!))
есть тут правда и более подходящие месту вещи: печь и лодка-однодревка.
также и некое подобие славянского капища... с грилем в центре)
Если не воспринимать эти резные столбы как достоверную реконструкцию идолов, а всего лишь как скульптуры, имеющие целью дать некое наглядное представление о славянской традиционной культуре, то эту свою функцию они, кажется, вполне исполняют.
Вся резьба на столбах выполнена по реальным археологическим находкам из балтийского Поморья.
Особенно порадовало, что языческому кресту как символу тут уделили должное внимание. Свастику-то в Германии по известным причинам изображать запрещено, так хоть у детей будет возможность познакомится с другими, не христианскими, традиционными символами-крестами.
Вообще, по-моему идея эта вполне здравая. Рядом детский сад и детская площадка. Дети играющие тут, да и просто прогуливающиеся горожане, конечно, едва ли интересуются историей и культурой своей земли, но визуальные символы воспринимаются и запоминаются куда лучше, чем прочитанное из книг или заученное в школе. Такие скульптуры с символами невольно привлекают внимание и остаются в подсознании. Кто знает, может таким образом древние традиции этих земель начнут восприниматься как "свои родные, знакомые с детства".
Уютный парк расположился вокруг всего "крепостного озера", как его тут называют местные. Повсюду можно встретить стилизации под славянскую старину, что не может не радовать.
Стилизованное "капище"(?) на островке в крепостном озере Гадебуша.
Даже детские игровые площадки тут строят в виде славянских городищ, украшенных славянскими же узорами. И ведь это отнюдь не коммерческий проект или музей под открытым небом. Это просто инициатива местных жителей и администрации - заслуживающее уважения отношение к своей истории. Тем удивительнее, что городок-то совсем миниатюрный и богатой историей ни в славянские, ни в более поздние времена похвастаться не могущий.
Однако более пары часов здесь делать всё таки нечего. Я же приехал сюда не ради самого города, а потому, что место это должно было стать отправным пунктом запланированного похода вдоль по течению реки Радегаст. Именно здесь, чуть южнее Гадебуша, река Радегаст берёт своё начало и отсюда мне предстоит проследовать за ней через самую середину бывших некогда ободритскими земель на север, до места в впадения Радегаста в реку Степениц недалеко от морского побережья.
Река Радегаст, протекающая через Гадебуш.