В процессе перевода статьи о раннесредневековых захоронениях на Рюгене наткнулся на интересную информацию.
В археологическом исследовании захоронений в Ральсвике имеется описание одной находки, настолько выделяющейся от других 340 могил, что заслуживающей отдельного рассмотрения. Напомню, что Ральсвик - это крупный торговый центр на Рюгене, период существования которого историки осторожно датируют 8-12вв - то есть всем "славянским" периодом. Хоть население, вероятно, и было, подобно другим торговым центрам, разного этнического происхождения, всёже в общем и целом это - славянское поселение языческого периода.
Первичные захоронения встречались среди трупоположений более 30 раз. Тела редко лежали на плоском основании холма. Как правило, в основании насыпи выкапывалось углубление до 1м глубиной...
В могиле 3/140 тело половозрелого крепкого мужщины было захоронено особенно глубоко. Холм был повторно вскрыт и захоронение покрыто слоем валунов. Очевидно, речь идёт о захоронении мертвеца, принимаемого за «вампира»(таб.61) (Warnke 1982). Потому встаёт вопрос: почему считавшегося настолько опасным человека не сожгли, а лишь придавили слоем валунов? Предполагается, что вместе с христианским обычаем захоронения была перенята и вера в оживающих трупов (defunciti vivi). С этим был связан страх возможного возрващения мертвецов. Согласно такому толкованию, могила «вампира» в Ральсвике является свидетельством уже бытовавших христианских представлений. «К настоящему времени не имеется доказательств, подтверждающих языческие корни этого представления» (Zoll-Adamikowa 1995)...
Ориентировка трупоположений была разной. В основном доминировало направление с запада на восток, так что голова покойника находилась в западной стороне...Однозначно с севера на юг было ориентировано 2 могилы, в том числе и могила «вампира». Сходную ориентировку имело ещё 4 могилы. Ориентировка покойников с севера на юг, помимо прочего, являлась «старым финно-угорским обычаем в могилах Эстонии»(Caune 1991).
J. Herrmann, D. Warnke - Ralswiek auf Rügen, Teil 5, 2008.
Ну, казалось бы, что тут такого? Вампиры, упыри, ведьмы и прочая "нечить" и "нежить" прекрасно известны и в историии в фольклоре. Также как и вера в то, что какой-то "неохороший" или "неправильный" человек, умерший "неправильной" смертью или похороненный "неправильно" может вернуться после смерти и доставить немало неприятностей. Чтобы предотвратить подобное, при похоронах принимались самые разные меры в зависимости от времени и места действия. Все наверное знают про осиновые колья, серебянные пули и костры для сжигания ведьм, которые так полюбились кинематографу. На таком историческом фоне и захоронение в Ральсвике выглядит вполне на своём месте. Умер человек какой-то нехорошей смертью или натворил каких то дел при жизни - вот и решили перестраховаться, придавить камнями на всякий случай, чтоб не вернулся ненароком. Однако, стоит вчитаться по внимательней.
Захоронили то его в первый раз точно так же как и всех остальных. Но через некоторое время зачем то вскрыли могилу ( и нужно помнить, что речь идёт о традиционном языческом обществе, а не нашем времени, когда осквернение могилы перестало уже удивлять), придавили тело большими валунами и снова насыпали над ним курган. То есть, получается, до похорон не было причин считать его каким то особенным или способным вернуться. Очевидно, причины эти появились уже после его смерти и погребения, и судя по размеру валунов, которые на него водрузили - причины эти были весьма вескими.
Чесно говоря, не вижу другого объяснения, как - могилу решились открыть и произвести такой обряд, чтобы мертвец ПЕРЕСТАЛ возвращаться. Кстате, судя по особой ориентировке этого погребения, человек этот уже при жизни чем то сильно выделялся от остальных - толи этническим происхождением, толи положением в обществе.
К сожалению, теперь уже навсегда останется тайной, какие события происходили в Ральсвике между его первыми и вторыми похоронами. А также, хорошо ли спалось археологам, лично снимавшим камни со скелета...