В Иерусалиме, в Старом городе, возле Сионских ворот есть место необыкновенной красоты и силы. Здесь находится аббатство Дормицион (храм успения девы Марии) и, всего в нескольких минутах от него, могила царя Давида.
Это место очень необычно по своей архитектуре, оно очень личное для каждого, трепетное и величавое одновременно. Непременно побывайте здесь!
В аббатстве, находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии. Над ней установлена ротонда, украшенная мозаикой необыкновенной красоты. В ней, в медальонах, окружающих купол, расположены изображения шести ветхозаветных женщин: Евы, Мирьям (сестры Моисея), Яэль, Юдифи, Руфи и Эстер…
картина художницы
Любови Скуповой Трудно сказать каково в ЖЖ соотношение «мужских» и «женских журналов». Но такое впечатление, что «женская половина» значительно большего размера, чем мужская. Надеюсь, вам будет интересна серия постов, посвященная женщинам, под названием «Эшет Хайль».
Эшет хайль (אשת חיל) в переводе с иврита означает «женщина доблести». Это женщина, приручившая силу, но сохранившая свою изначальную женскую суть (это почти как «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»).
Образцом «эшет хайль» считаются библейские женщины. Я попробую рассказать о них женщинах нечто новое, а вы, читая об этих женщинах, не смотрите на рассказанное как на легенду, подумайте о них как о собеседницах, подругах, поищите, какой талант передался вам… Потому что, написанное в Писаниях имеет отношение к каждому из нас.
Все великие, о которых известно человечеству, стали царями, пророками, праотцами, и праматерями не потому, что были идеальны, а потому что были людьми.
Начнем
ДВОРА - ПРОРОЧИЦА И ВОЖДЬ
«Она судила Израиль в то время,
Она обычно сидела под пальмою...
и поднимались к ней на суд сыны Израиля»
(Шофтим, 4:4)
Среди образов пророчиц, описываемых в Писаниях, образ Дворы (ивр. דְּבוֹרָה, «пчела») обрисован наиболее полно и объемно. Она героиня
библейской книги Судей, судья и пророчица
эпохи Судей (ок. ХII в. до н. э.).
Двора личность с ярким и запоминающимся характером. То, что она была не только пророчицей, но и судьей в Израиле, говорит о ней ее как личности неординарной, поскольку в те времена, как, впрочем, и в последующие, должность судьи принадлежала мужчинам. Считается, что она стала судьей потому, что была пророчицей, а не наоборот.
Обычно, в древнем мире, пророческие способности приписывались девам, занимавшимся гаданием и магией. Женщины, посвятившие себя пророчеству, должны были жить в уединении, чтобы избежать соблазнов и искушений материального бытия; все их духовные и физические силы должны были быть направлены на сохранение и совершенствование своего исключительного дара (подобные представления сохранилось до наших дней, выразившись в создании института монашества).
Двора, подобно другим еврейским пророчицам - Мирьям и Хульде, была замужней женщиной. Это обстоятельство показывает присущее еврейству отношение к женщинам-пророчицам и к пророчеству вообще.
В иудаизме на пророка смотрят как на полноценную личность, не отличающуюся от других людей какой-то особой эксцентричностью или необычным подходом к пониманию вещей.
Пророк в иудаизме - это человек, достигший совершенства на основе общего опыта своей жизни. А само пророчество проявляется, лишь тогда, когда пророк вещает слово Бога, то есть выступает как представитель Высшей Силы. Более того, пророк, до момента призвания, может и не знать о своем призвании! И только в момент откровения он отличается от других людей.
Пророческий дар Дворы не требовал изоляции от мира, а как раз проявлялся в нем. Она была судьей, вникая в повседневные дела народа, и в то же время занималась обычными делами своей семьи («деловая женщина» времен Судей).
Вот таким образом библейская фигура пророчицы Дворы соответствует представлению о совершенной женщине. Она не устранялась от общества, а жила и действовала в нем. Ее историческая роль судьи, пророчицы и вождя, проявилась с исключительной силой во времена войны.
Эпоха судей была тяжелым и опасным временем. Во времена Дворы особенно сложным было положение на севере. И когда
ханаанский царь Явин направил полководца Сисру, известного своей силой, на войну с Израилем, Двора не смогла остаться равнодушной. Но, сознавая, что ей, как женщине, неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа.
Двора выбрала Барака, который, согласно мидрашам, был ее мужем, как подходящего для выполнения роли военачальника, и предоставила ему все необходимые полномочия и всю власть над войском. Именно Двора указала Бараку, когда и где дать врагу бой. Однако она всячески старалась избежать личного участия в походе, поскольку считала, что война - дело мужчин, а ее задача - вдохновлять, пророчествовать и судить.
Она не жаждала славы и не стремилась командовать. В попытке Барака привлечь ее к участию в войне Двора видела проявление слабости с его стороны и предвещала ему, что в наказание за это не он, Барак, нанесет врагу решающий удар, не он убьет Сисру - предводителя вражеского войска; это сделает женщина, Яэль.
"Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на этом пути, которым ты идешь, но в руки женщины предаст Г-сподь Сисру" (Шофтим 4:9).
Двора добилась устранения опасности, которая, хотя и не была нацелена непосредственно на ее колено, в будущем могла угрожать всему народу. Таким образом, Двора представлена в Священном Писании как выдающаяся историческая личность, деятельность которой имела значение для всего народа.
Поэтому можно считать оправданным не только титул Дворы как "матери в Израиле", но и определение ее времени как "века Дворы".
Двора прекрасно понимала свое значение и роль в судьбе народа. Это наиболее ярко проявилось в «Песне Дворы», одном из самых прекрасных в Танахе гимнов. "Доколе не восстала я, Двора, доколе не восстала я, мать в Израиле" (Шофтим 5:7).
Этот характерный для Дворы личностный подход к событиям проявляется и в другом элементе ее песни, который, кстати, нигде не встречается больше в библейской поэзии. Двора сурово порицает тех, кто не принял участия в войне, она отдает должное каждому, воздавая хвалу воинам и самым суровым образом порицая те израильские колена, которые не присоединились к сражению.
"Черный список" в песне Дворы уникален и необычен, если учесть, что эта песнь последовала за большой победой и должна была выразить ликование без упоминания о чьих-то проступках.
Её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (
Суд.5:31)…
История Дворы вдохновляла художников и поэтов средневековья и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью «Песни Дворы», посвящали её героине свои произведения. Самое известное из них - оратория Генделя «Дебора» (
англ. Deborah). Интересно, что в честь Дворы в физике названо
число Деборы.
По мотивам книги р. А. Штейнзальца "Библейские образы" и материалам Википедии.