© AP Photo/Andrew Harnik
ВАШИНГТОН, 12 февраля. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Гравитационные волны, обнаружение которых стало теперь полноправной научной сенсацией, были изначально опознаны и проанализированы с помощью алгоритма русского ученого Сергея Клименко.
Он работает во Флоридском университете в США и участвует в проекте LIGO (Лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория), которому официально принадлежит честь открытия.
Как устроена обсерватория LIGO. Фоторепортаж "Для разнообразия"...
Как рассказал корреспонденту ТАСС сам Клименко, приехавший в Вашингтон на презентацию итогов общей работы, в проект он пришел в 1997 году. Выпускник Новосибирского университета, он прежде работал в российском Институте ядерной физики, затем в американской Национальной лаборатории имени Энрико Ферми, по его словам, "всю жизнь делал детекторы для частиц", но к поискам гравитационных волн отношения не имел. "На тот момент эксперимент (LIGO) только начинался, детекторы только строились, и можно было посидеть, подумать, - поделился воспоминаниями ученый. - Опять же для разнообразия решил заняться обработкой данных".
Плодом раздумий стал алгоритм - сложная компьютерная программа, способная вычленять нужную информацию в потоке посторонних шумов. "Суть ее в том, что она смотрит на данные, находит сигнал, оценивает, насколько он достоверен, и сообщает параметры сигнала и свои выводы", - пояснил специалист.
"Главное программу не написать, главное - придумать, - сказал он. - Я ее придумал и разрабатывал вместе с моим коллегой из Флоридского университета профессором Генахом Мицельмахером. А с 2004 года ее начали использовать в LIGO".
Было это еще на старых детекторах, которые имели недостаточную чувствительность. В 2010-15 годах их модернизировали. Общая стоимость проекта при этом увеличилась, по данным из открытых источников, до $620 млн. Параллельно совершенствовался и алгоритм Клименко.
Заветный день
Дата 14 сентября 2015 года теперь войдет в историю науки. Согласно объявлению Национального научного фонда США, финансирующего работы по проекту, в тот день в 5:51 утра по времени восточного побережья США одновременно двумя обсерваториями LIGO - в штатах Луизиана и Вашингтон - был получен сигнал, который в итоге и стал доказательством существования гравитационных волн. В том, что он был принят и правильно понят, - заслуга Клименко и его детища.
Сам ученый находился в тот момент у себя дома во Флориде. Около 6:30 он стал проверять электронный почтовый ящик, где уже находилось уведомление от его программы о том, что произошло нечто интересное. "Я стал разбираться, что это такое, и очень быстро понял, что это феноменальный сигнал - то самое, что мы долго ищем", - сказал специалист.
На самом деле, по его словам, случившееся даже превзошло ожидания. "Предполагалось, что это будут две нейтронные звезды, - пояснил Клименко. - А оказалось, что две черных дыры. И это можно было понять, просто делая анализ сигнала. И моя программа этот анализ сделала".
Тут следует сказать, что, как отмечалось на презентации, обнаружение подобных "бинарных черных дыр" само по себе было важным научным открытием. С помощью гравитационных волн это явление наблюдалось и анализировалось впервые в истории.
Более подробную информацию об открытии гравитационных волн читайте на научно-популярном портале ТАСС "Чердак".
За три минуты
Оценив ситуацию, Клименко сразу предупредил о случившемся коллег, работавших на детекторах. В данном случае это было особенно важно, поскольку устройства находились в тот момент еще даже не в штатном рабочем режиме, а в пробном, фактически - в состоянии наладки. То есть в систему могли быть внесены изменения, после которых доскональная проверка сигнала стала бы невозможной.
И это наглядно высвечивает еще одно достоинство программы Клименко - быстродействие. Уже на тот момент она была способна находить и оценивать нужные сигналы, в том числе по критерию достоверности, в течение всего трех минут. "Это один из немногих алгоритмов, которые это могут делать", - говорит теперь автор. Его собственная записка об "уникальном событии" - с объяснением такой оценки - ушла на объекты уже в районе 7:15 утра.
Остальное - уже история
Остальное, включая доскональную проверку всего и вся, уже история. Правота исходных оценок подтверждена и закреплена в публикации, которая теперь общедоступна. Для нашего ученого это - пока главный результат.
"Статья ведь эпохальная, - сказал Клименко. - Она подвела итог исследованиям, которые продолжались сто лет. Решена одна из самых тяжелых задач в физике. И в этой статье есть две ссылки на мои работы. Конечно, я не один работал, у меня есть соавторы. Но приятно, что в таком важном открытии есть и мой вклад".
http://tass.ru/nauka/2660918