Сегодня день рождения Бога мудрости и изобилия с туловищем человека и головой слона - устранителя препятствий, сына Шивы и его супруги Парвати. Он всегда отмечается в месяце Бхадра (август-сентябрь). Хотя малый день Ганеша Чатуртхи также отмечается и каждый раз, когда наступает четвёртый день каждого лунного месяца - как сегодня.
Ганеша является одним из самых почитаемых богов индуистского пантеона. Любые начинания сопровождаются молитвой Ганеше: «Ом Ганешая намах» - для доброго начала и преодоления возможных препятствий.
Праздник Ганеша Чатуртхи символизирует собой хорошее предзнаменование. В этот день совершают пуджи Ганапати, приносят ему фрукты, молоко, цветы и сладости, перед его изображением разбивают кокосовые орехи. В некоторых районах Индии (например, в Махараштре, Тамилнаду) к этому дню из сырой глины создают новые изображения Ганеши. После молитв, подношений и краткой церемонии прощания старые изображения погружают в воду рек, озер и других водоемов.
«Ганеша Чатуртхи» - благоприятное время для саморазвития. Есть разница между постами в темную и светлую фазы Луны. Чатуртхи в темную фазу Луны (Кришна пакша) называется Санкашти чатуртхи, и воздержание от пищи в этот день помогает освободиться от всевозможных препятствий (в бизнесе, учебе, карьере и т.д.). Чатуртхи в светлую фазу Луны (Шукла пакша) называется Винаяка чатуртхи, и соблюдение поста в этот день дает такие качества, как мудрость и терпеливость в достижении своих целей.
Однако самым значимым постом считается пост в День рождения Ганеши, сегодня. Сейчас светлая половина, Шукла паша, растущая Луна. Стоит прибегнуть к ритуалам приумножения мудрости и припомнить, что истинное терпение - это равностное отношение ко всем.
В Пуранах (эпосе) излагается несколько версий рождения Ганапати. Все они сходятся на том, что родители у него Шива и Парвати, но расходятся в особенностях появления на свет. В «Вараха Пуране» боги обратились к Шиве с просьбой создать защитника смотрителя, который препятствовал бы свершению злых деяний, и Ганеша возник из сияния величия Шивы. Раздел «Лалитопакхьяна» «Брахманда Пураны» говорит о том, что Ганапати бы проявлен из улыбки богини Лалиты, чтобы помочь в битве против войска Бхандасуры, использовавшего колдовство и уловки. В «Брихаддхарма Пуране» Шива отказался от зачатия сына, но Парвати страстно желала сына. И тогда Шива создал его из полы одеяния богини. Есть также версия, что его создала сама Парвати, слепив из косметических мазей и порошков, а Шива потом был удивлен новому существу.
В одних описаниях он единственный сын, а в других у него есть брат Сканда (санскр. स्कन्द - излитый, тоже необычная легенда о рождении). Для сыновей Шивы подобрали прекрасных невест, но перед свадьбой должно было состояться состязание для определения, кто из них получит титул предводитель ганов - Ганапати. Было дано задание - облететь весь мир. Сканда вскочил на свою вахану (ездовое животное) павлина и полетел облетать Вселенную. А Ламбодари (букв. «пузатенький» - так звали младшего брата до получения имени-титула Ганапати) никуда не торопился. И лишь после негодующих возгласов богов, наблюдавших за состязанием, он сел на свою вахану мышь и объехал отца и мать, показывая, что весь мир происходит от единения Шивы и Шакти, и что нужно искать знание в них, а не во внешнем мире. Боги так восхитились этим, что на радостях не только отдали ему первенство, но и выдали за него обеих подготовленных невест. С тех пор Ганапати фигурирует с двумя Шакти - Сиддхи (психофизические совершенства, сверхспособности) и Буддхи (пробужденный ум). Две Его стопы означают силу Знания и силу Действия. Большой живот символизирует Природное Изобилие. Также считается, что Ганеша проглатывает все горести Вселенной и защищает этот Мир.
Ганапати с Сиддхи и Буддхи
Обращение к этому Природному аспекту способствует:
Устранению преград, особенно перед началом важных действий
Ясности мышления
Принятию верных решений
Развитию интуиции, которая помогает избегать препятствий, достигать больших успехов, оказываться в нужное время в нужном месте
Для молодых людей (школьников, студентов) оживление этого Закона Природы очень важно для достижения лучших результатов в учебе, академической деятельности, усвоения знаний и развития способности к анализу информации.
Тот же, кто [с этими мантрами] совершит абхишеку образа [Ганапати], тот будет красноречивым. Тот, кто в день чатуртхи, сосредоточив свой ум, выполнит джапу [этих мантр], тот станет обладателем знания. Так гласит поучение Атхарвана: "Направляющийся к Брахману никогда не испытывает страха". Тот, кто пожертвует побеги дурвы, тот [в богатстве] превзойдёт самого Вайшравану. Тот, кто пожертвует поджаренные зёрна, тот станет весьма прославленным, тот станет весьма мудрым. Тот, кто пожертвует тысячу сладостей модака, тот обретёт желанный плод. Тот, кто пожертвует [с этими мантрами в священный огонь] поленья и очищенное масло, тот всего желаемого достигнет, тот всего желаемого достигнет. Тот, кто принимает [у себя дома c целью чтения этой атхарваширши] восьмерых брахманов, тот своим сиянием станет подобным Сурье. Тот, кто при затмении солнца, [стоя по пояс] в большой реке или вблизи образа [Ганапати] делает джапу [этих мантр], тот обретёт совершенство в мантрах, все великие преграды преодолеет, от всех великих недугов избавится.
Ганапати-упанишада
Ритуальное омовение статуи на праздник Ганеша Чатуртхи
Празднуется день Ганапати на 4-й день растущей и убывающей Луны каждый месяц, а также главное празднование - раз в году в месяце Бхадрападе (август-сентябрь). Это сегодня)).
В ходе праздника создаются фигурки Ганапати разных размеров - от небольших семейных до достаточно крупных для целой деревни или района. Для изготовления используются разные материалы - глина, порошок куркумы, сырой рис. Завершается празднование погружением фигурок в водоем (пруд, река, море) с последующим размыванием и растворением. Что интересно, один из вариантов древнего ритуала тарпаны (возлияния воды), в традиции Шри Видья носящий название Ганапати Тарпаны, включает в себя размывание пирамидки с четырехугольным основанием, сделанной из куркумы, возлиянием воды с мантрой. Символизм ритуала - размывание препятствий в жизни практикующего.
Буддийские взгляды на природу и активность Ганапати
Среди буддистов в их менее просвещённой части бытует такое суеверие, что Ганапати вообще мирское божество, а может и вовсе не буддийское))). Сразу хочу предупредить - тексты крия-тантр Ганапати относятся к наивысшему семейству - Будда (напомню, что в крия-тантре семейства имеют иерархическую соподчинённость - в отличие от йога-тантр и высших йога-тантр). Об этом пишет в "Основах буддийской тантры" Кедруб Чже (сердечный ученик Чже Цонкапы). Кстати, Ганапати был охранительным божеством Нагарджуны.
Ганапати, или Цогдаг (тиб.). Материал из лекций Карма Пунцога Ринпоче, прочитанных зимой 2008 года в Москве:
"Какую историю про Ганапати вам рассказать - короткую, среднюю, длинную?
Ганапати родился старшим сыном Махадэвы и Умадэви. Его младшим братом был Картика Шестиликий. Силой предыдущих заслуг он превосходил всех остальных владык, богов и асуров своими силой, мощью и великолепием. По этой причине он был избран главой всех богов и асуров. Однажды случилось такое происшествие: Ганапати один отправился на прогулку в парк. Во время прогулки во дворце появилось проявление Авалокитешвары, по форме одинаковое и совершенно не отличимое от настоящего Ганапати. Это проявление находилось во дворце, и супруги, все окружение и свита настоящего Ганапати совершали ему подношения. Когда истинный Ганапати вернулся к себе во дворец, то увидел в нем еще одного Ганапати, прямо перед собой. Он спросил его: "Кем ты являешься? Ты проявление демона Гег или кто-то еще?" В ответ это проявление Авалокитешвары, подобное Ганапати, испустило из своего тела свет, настоящий Ганапати потерял сознание и рухнул на землю. Гордость его была сломлена, и после того, как он пришел в себя, Авалокитешвара явил ему свою истинную форму, даровал обеты мирянина - упасака и сделал его Защитником Дхармы. Ганапати дал клятву, что будет защищать тех, кто следует учению Авалокитешвары и также держит учения, связанные с Авалокитешварой. Во времена Гуру Ринпоче в стране Захор, когда Гуру Ринпоче даровал учение царю Захора, Ганапати появился посреди облаков и ниспослал на землю дождь пищи и драгоценностей. Так же он дал клятву, что в будущем будет даровать богатство всем тем, кто является последователем учения Гуру Ринпоче.
Когда Падмасамбхава пребывал в Непале, в пещере Янглешо [Парпинг], он явился перед Гуру Ринпоче, сделал ему обширные подношения и провозгласил, что эта земля находится под его покровительством, и он создаст все условия для того, чтобы Учение пребывало в этом месте н распространялось в нем дальше. Утверждают, что Гуру Ринпоче, опираясь на лассо или аркан из ветра, составил сто восемь садхан Божества Ганапати. Аркан из ветра - это магическая способность, которой обладал Гуру Ринпоче. С его помощью он мог являть активность притяжения, мог притянуть все, что хотел. Позднее Гуру Ринпоче сокрыл учения о Ганапати в виде терма, и многие из тертонов раскрывали эти Учения. В них содержались либо садханы, либо тексты подношений-цог Ганапати".
От себя в который раз добавляю текст сердечной дхарани-сутры Ганапати:
Почтение всем Буддам и Бодхисаттвам!
Так я слышал однажды. Благословенный пребывал в Раджагрихе вместе с большим собранием 1250 монахов и Бодхисаттв-Махасаттв. В этовремя Благословенный сказал достопочтенному Ананде:
"О, Ананда, начинания любого, ктопостигнет "Суть Ганапати-Ганешвары" будутуспешно завершены. Желания исполняются постижением её, и каждая мантра принесёт достижения”:
ТАТЪЯТХА. НАМО СТУТЕ-МАХАГАНАПАТАЕ СВАХА! ОМ КАТА КАТА. МАТА МАТА. ДАРА ДАРА. ВИДАРА ВИДАРА. ХАНА ХАНА. ГРИХНА ГРИХНА. ДХАВА ДХАВА. БХАМДЖЬЯ БХАМДЖЬЯ. СТАМБХА СТАМБХА. ДЖАМБХА ДЖАМБХА. МОХА МОХА. ДЕХИ ДЕХИ. ДаПАЯ ДаПАЯ. ДХАНА ДХАНАЯ СИДДХИ МЕ ПРАЯЧЧХА САМАЯ-МАНУСМАРА МАХа-РУДРА ВАЧАНиЕ СВАХА. ОМ КУРУ КУРУ СВАХА. ОМ ТУРУ ТУРУ CВАХА. ОМ МУРУ МУРУ СВАХА. ОМ БХаВА САМТИ ВАСУ ПУШТИМ КУРУ СВАХА. АДГУТА БИНДУ КШЬЯБХИТА МАХа-ВИДаРА. САМАГАЧЧАТИ МАХаБАЙЯ. МАХАБАЛА. МАХАВАРАКРА. МАХАХАСТИ. МАХАДАКШИНИЙЯ ПРАЧИДАЯМИ СВАХА. ОМ КУРУ КУРУ. ЧУРУ ЧУРУ. МУРУ МУРУ. ОМ ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх ГАх. ОМ НАМО НАМА СВАХА.
О, Ананда, если любой сын из благородной семьи (арья), дочь из благородной семьи, монах или монахиня, мирянин или мирянка, пойдёт к месту поклонения, где не совершается почитание Трёх Драгоценностей (места тиртиков - прим.), или же войдёт во дворец свиты правителя и начнёт повторять мантру (рецитируемую в это месте) вместе с этой "Сутью Ганапати-Ганешвары", то это подобно почитанию Благословенного Будды цветами и благовониями. Для того, кто услышал "Суть Ганапати", все начинания будут успешно завершены. Не сомневайся в этом! Если помнишь эту мантру в сражениях, спорах, состоянии запутанности и во время войны, то всё придёт к умиротворению.
Eсли ты будешь вставать рано утром и рецитировать её, то достигнешь учёности. Якши, ракшасы и дакини не причинят вреда твоему здоровью и пообещают держаться далеко в стороне".
После того, как Благословенный провозгласил это, то все собрание и каждый в отдельности из присутствовавших там возрадовались вместе со всем миром и его богами, людьми, асурами и гандхарвами. Возрадовались и воздали хвалу учению Благословенного.
Так завершается "Суть Благородного Ганапати".
(малыми буквами в тексте дхарани обозначена двойная длительность - прим. Нандзед Дордже)
САРВА МАНГАЛАМ!
Японские описания Ганапати дают достаточно интересный обзор буддийского тантрического подхода к этому аспекту.
Кэйсицу в «Гёдзохонки» говорит о нем следующее: Этот великий, благородный небожитель-царь есть свободно превращающееся тело Махешвара; сокровенное учение гласит, что его называют «Благородным Небожителем», поскольку он обладает Шестью Чудесными Проникновениями; «Великим Свободным Небожителем» его называют, так как он полностью овладел мудростью и состраданием. Он - не обычный Винаяка, но Тело Превращения Татхагаты Махавайрочана, а также бодхисаттвы Авалокитешвара, поэтому, говоря о его исходном теле, всегда прибавляют «Благородное». Другие его санскритские имена: Нандикешвара («Радостный Повелитель»), Ганеша («Предводитель Войск»), Ганапати («Повелитель Войск»). Последние два имени даны потому, что он предводительствует сонмами воинов Махешвара (Ишана).
В «Ганкоки» сказано: Сила, укорененная в добродетели сострадания, придает всем Винаяка радостное сердце (яп. кангисин), так что даже пытки не оказывают на них воздействия. «Радостным» его еще называют потому, что в эзотерическом буддизме он тесно ассоциируется с восторгами, возникающими при сексуальном единении. Одно из изображений Винаяка, используемых в тайных ритуалах с целью перенаправить его энергию на устранение препятствий, им же воздвигнутых, представляет его в виде обнимающейся пары.
Этот образ есть не только в Японии, но распространен также в Юго-Восточной Азии
В «Канги сосин куёхо» говорится: Наложница царя-небожителя Великого Самопребывания (Махешвара), богиня Ума (Умахи) родила три тысячи детей. Тысяча и пятьсот находятся слева, и первый среди них - царь Винаяка, каждое действие которого являет зло. Он предводительствует над ста семью тысячами разрядов Винаяка. Тысяча и пятьсот находятся справа, и первый среди них - бог Сэнаяка, приверженец добродетели, каждое действие которого благо. Он предводительствует над ста и семью десятью восьмью тысячами разрядов воителей, поступающих благородно и высоко держащих добродетель. Царь Сэнаяка - Тело Превращения Авалокитешвара. Для того, чтобы подчинить злые практики царя Винаяка он проявляет себя в обликах мужей и жен, предстающих в совершенно одинаковых видах, обнимая друг друга… Ради того, чтобы обильно наградить несчастных живых существ, Татхагата Махавайрочана так проявляет свои Тела Превращения.
Обнимающиеся тела Винаяка описаны в различных текстах, таких как «Канги хисё», «Какудзэнсё» и «Бякухо кусё». В одном из легенд говорится, что Благородный Небожитель был сыном наложницы Махешвара. Его внешность была вульгарной, представления низки, поведение яростное и злобное, из-за чего его и прогнали с небес. Проживая на горе Винаяка, он обратил внимание на прекрасную богиню, появившуюся рядом, и набросился на нее, однако та обратилась ужасным демоном, объявившим, что она - Кундали. Увидев этой отвратительный облик, Винаяка сильно испугался, но Кундали сказала: Теперь ты в моей власти, однако я сжалюсь над тобой и стану твоей наложницей, дабы твое сознание отвратилось от зла и наполнилось прекрасными вещами, и более не строило препятствий и затруднений». Другая легенда повествует об одном царе, проживавшем на континенте Маракейра, который ел лишь говядину и редис. Когда весь скот в его царстве был съеден, он принялся пожирать плоть мертвецов, а когда и они закончились, принялся за живых людей. Верховный министр вместе с группой подданных и солдат убили омерзительного царя, который немедленно обратился злобным демоном Винаяка и исчез в небе. После этого царство поразили голод и эпидемии; тогда министр и подданные стали молиться Сахасрабхаджарья Авалокитешвара, который принял облик женщины Винаяка, и эта манифестация бодхисаттвы соблазнила злого демона. Пребывавший в радости (канги) от сексуального удовлетворения, полученного от наложницы, Винаяка снял проклятие голода и болезней со страны, и люди в ней зажили в мире. В «Ганкоки» сказано, что Винаяка есть тело Превращения Махавайрочаны, «для которого нет места, куда оно бы не достигло» (яп. мусё фуси-син), которое Татхагата проявляет для освобождения живых существ подходящим для их восприятия образом.
Также он - превращенное тело бодхисаттвы Авалокитешвары: «Бодхисаттва проявляется в этом теле, как наложница Винаяка, носительница добродетели, и потому отвращает Винаяка от создания препятствий». В «Сёсэцу фудоки» дается следующее иконографическое описание Винаяка: «Он изображается с человеческим телом и головой слона. В правой его руке - широкий топор; левая согнута в локте, а в ладони, обращенной направо, зажат огромные редис (дайкон), указывающий налево». В «Дарани сюкё» приводится такое описание: «У него человеческое тело и слоновья голова. Его правый локоть согнут, а в ладони, обращенной вверх, зажат редис. В левом кулаке, ладонью вверх, он держит «кольцо удовольствия» (яп. канги-тон). Тело и руки его украшены браслетами, ожерельями, поясом, парчой «утренняя дымка» (яп. асагасуми) и прочим. Он сидит с подогнутыми ногами».
Традиционный образ Канкитэн с оружием и дайконом. Символическое изображение Канкитэн в форме двух клубней дайкона на вотивной табличке эма
Дхарани Винаяки
НАМО ВИНАЯКАЯ ХАСТИ-МУКХАСЬЯ. ТАТЪЯТХА, ОМ, НАЯКА НАЯКА, ВИ-НАЯКА ВИ-НАЯКА, ТРАЯКА ПАРИ-ТРАЯКА, ШАНКХА-ХАСТИН ШАНКХА-КХАЧИТА, [ШАНТИ-КАРА СВАХА]
Концовку меняем по нуждам:
ШАНТИ-КАРА СВАХА (умиротворение)
ПУШТИ-КАРА СВАХА (увеличение)
ВАШИ-КАРАНА СВАХА (покорение)
АБХИ-ЧАРАКА СВАХА (разрушение)
ДЖИВИТА СВАХА (увеличение жизни)
Мантра
ОМ, ХРИДАЯ-ГАТА СВАХА
Сердечная мантра
ОМ, ГАх ГАх ХУМ СВАХА
По завершении, восхваление:
ОМ, ГАНАПАТИ ДЖЙОТИХ-СВАСТИ, МАХА-ГАНДАВАТИ ДЖЙОТИШ-КАРАЯ СВАХА!
Дхарани Гневного Ганапати
ОМ ВИГХНА ПХИБАБХЬЯ САРВА ВИДЬЯ ВИШАЯ ХРИДАМЕТАЯ, ХУМ ЧИДУ ПАТУ, ДАМАРУТАЯ, ХАНАХАНА, ГРИХАНА ГРИХАНА, ВАЧА ВАЧА, БхРАхМА БхРАхМА, БхРАхМАЯ БхРАхМАЯ, ХУМ ХУМ ПХЭТ ПХЭТ.
Есть мантра в ваджраяне, которая устраняет все препятствия и уничтожает зло. ОМ ВАДЖРА МАХАКАЛА КХРИ КХРИТА ВИГХНА ВИНАЯКА ХУМ ХУМ ПХАТ. Это Ганапати как Махакала, одна из эманаций Авалокитешвары.
Сентябрь 2017:
9 сентября, суббота - Санкашти чатуртхи
23 сентября, суббота - Винаяка чатуртхи
Октябрь 2017:
8 октября, воскресенье - Санкашти чатуртхи
23 октября. понедельник - Винаяка чатуртхи
Ноябрь 2017:
7 ноября, вторник - Санкашти чатуртхи
22 ноября, среда - Винаяка чатуртхи
Декабрь 2017:
6 декабря, среда - Санкашти чатуртхи
22 декабря, пятница - Винаяка чатуртхи
САРВА МАНГАЛАМ!