Публикую окончание расшифровки лекции ламы Олега Позднякова. Кому-то будет немного сложно, но это полезно...
"Тигле рассматривается в контексте практик как аспект ума и тигле бывают разные. Тигле - тибетское слово, а бинду - слово на санскрите.
В теле человека насчитывается 72 000 каналы, иногда их для удобства сводят к 472, а когда мы мы говорим о практике, связанной с грубыми пранами и грубыми бинду, то мы в основном используем три канала - центральный канал, авадхути, как его называют на санскрите, он же - всеобъемлющий канал. И на тибетском центральный канал называется ума, а всеобъемлющий - его синоним - кундарма. Правый канал, канал вкуса, который называется на тибетском «рома». Левый канал, который называется одиночным, тибетское слово кьянма. Эти каналы представляют собой прямые линии, которые проходят в центре нашего тела, мы их обычно не привязываем к каким -то физическим органам. Просто говорим, что центральный канал проходит примерно там же, где проходит позвоночник, соответственно правый канал чуть правее позвоночника, левый чуть левее. В традиционном объяснении мы используем также слова «чакры», которые обозначают места пересечения каналов. И основные чакры - это чакры на макушке, в горле, в сердце, в пупке, также мы говорим о чакре, которая у нас находится в районе талии - тайная чакра. И иногда в практических целях говорим о чакре, которая находится на четыре пальца ниже пупка. Называем ее чакрой огня. Редко используется чакра между бровей. Иногда используется чакра, тоже очень редко, я ее встречал только в системе Калачакра, она находится над макушкой, чакра Ушниша так называемая.
Сейчас из коренного текста 14 века, написанного Лонченпой, зачитаю подробное объяснение каналов правого, левого и центрального. В коренной тантре сущностного раздела, которая называется "Дратал-гьюр", «Пронзительный Звук», говорится:
« Что касается пути пробужденности осознавания, то три каи, то есть измерения совершенства, находятся в чакрах собственных каналов. Тело содержит три канала: канал вкуса, одиночный канал и всеобъемлющий канал. Центральный канал служит опорой для чакр. Относительные и абсолютные бинду находящееся в левом, правом и центральном каналах, развивают наше тело и суставы, также взращивают лампы пробужденности. В канале вкуса, одиночном канале и всеобъемлющем канале, а также в канале хрустальной трубки , который еще называется кати, находится движущееся и неподвижное бинду. Опора для совершенствования собственной энергии изначальной мудрости. Это пять мудростей. Мудрость пространства явлений, осуществляющая мудрость, различающая мудрость, мудрость равностности и зерцалоподобная мудрость. Канал вкуса, на тибетском - рома, у мужчин - справа, у женщин - слева от центрального канала. Канал вкуса извлекает вкус всего, будучи подобным соли. В восточном представлении считается, что когда в пищу добавляешь соль, то она придает или оттеняет вкус этой пищи. На тибетском слово вкус звучит «ро» , так опираясь на блаженство бинду, расположенных в нем, возникает экстраординарное переживание или сверхъестественный вкус. Окончание этого слова, на тибетском «ма» - синонимично слову «женщина». И оно появилось потому, что этот канал произошел из эмоции страсти. Похотливые люди могут достичь просветления опираясь на эмоцию страсти в связи с этим каналом. У этого канала есть также другая интерпретация. Слово «ро» означает «покойник» или «труп». И оно здесь имеет место быть, так как в канале происходит совсем небольшая минимальная активность, а окончание слова «рома» можно перевести также как отрицательную частицу «не». Потому что опираясь на использование бинду, которое находится в этом канале, можно обрести невыразимое переживание. Если по этому правому каналу двигать относительное условное бинду, которое расположено там, то он заполняется блаженством высшего вкуса бинду. Помимо этого, в лепестках канала вкуса, в месте интеграции вкуса, это название горловой чакры, могут достигаться сиддхи, связанные с пищеварением посредством использования метода. Блаженство квинтэссенции вкуса этого канала распространяется на тело и на ум. И также этот канал содержит функции охватывания, присутствия и поддержки, что содержится в окончании названия этого канала - «ма», - что может переводится как «матрица»».
В коренной тантре сущностного Дзогчен «Пронзительный Звук» сказано: «Благодаря каналу вкуса, чакре вкуса, активируются праны и пробуждается бинду. Слог «ро» в слове рома то есть вкус, блаженство, опираясь на этот канал, распространяется по телу и уму.. Слог «ма», означает синтез всех квинтэссенций, которые находятся в теле. Ибо он служит основой верхних и нижних мест, имеется ввиду чакр. Его ключевые пункты - это задержка, то есть кхумбака и стимуляция. Если его ветви подвергнуть кровопусканию или прижиганию, - это традиционные методы лечения в тибетской медицине - то пробуждённость будет заблокирована. Если вы хотите достичь жара, то необходимо использовать ключевые пункты массажа и втягивания праны и бинду. Под жаром в данном случае подразумевается тот эффект, который достигается посредством практики внутреннего тепла туммо».
Следующий канал левый, который в тибетском языке называется кьянма. «Так называемый одиночный канал не имеет ветвей и изгибов, поэтому он и называется одиночным. Будучи по своей природе причиной и абсолютных, и относительных бинду, в нем созревают и дифференцируются абсолютные и относительные элементы. «Одиночный» означает, что он присутствует только в своей природе. Окончание слова кьянма - «ма» - тоже означает матрицу, в том смысле что он является основанием всего. Опираясь на одиночный канал просветление достигается без усилий. Он служит условием проявления сущности пробужденности уникального Абсолюта. У него есть такие ключевые пункты как засадка бинду, утоление бинду, и массаж.» В тантре Пронзительный Звук сказано: «Через одиночный канал в чакре зарождения - пупочной - бинду собираются посредством побуждения и интеграции пран. «Одиночный» означает, что у него нет спутников (нет ветвей) . Он демонстрирует уникальное измерение. «Ма» окончание в слове «кьянма» означает, что он очищает грубые продукты переработки, и порождает блеск и сияние сущности, у него есть ключевые пункты для массажа. Так как у него не проявлены ветви, то бинду засаживаются в четырех местах созревания, имеется ввиду в четырех чакрах. Желающие достичь мастерства в процессах, связанных с пищеварением, должны достичь в нём мастерства и не выпускать жидкость, строго соблюдая самаю. «Не выпускать жидкости» означает не терять репродуктивную жидкость.
И центральный канал, который еще называется всеобъемлющим, «кундарма», назван всеобъемлющим, так как собирает всё. «Всё» - означает, что при опоре на него проявляется блаженство пран и блаженство, связанное с бинду и каналами. Окончание в слове «кундарма» - «ма» - означает его великий охват в двух его смыслах. В двух его чакрах - памяти и наивысшего расположения - в основном, оперируют пранами и бинду, показывая проявления трех кай. Чтобы реализовать пробуждённость, используйте ключевые пункты утаивания и объединения. В тантре «Пронзительный Звук» говорится: «Три каи созревают благодаря концентрации пран и бинду в чакрах памяти и вершины всеобъемлющего канала. В нем разворачиваются кармические ветры и удерживаются пробужденные. В слове «Всеобъемлющий» первый слог «все» означает, что обладает всеми качествами нирманакаи. В слове объемлющий - означает, что обладает качествами самбхогакаи. Окончание в слове кундарма - «ма» - означает матрицу и непосредственно показывает дармакаю. У него есть 12 ветвей, в связи с которыми есть ключевые пункты: утаение и объединение. Чтобы удлинить свою жизнь, используйте целебные мази в сочетании с использованием бинду, тела и ума.
Лонченпа пишет: «Канал вкуса обвивает одиночный канал с левой стороны тела и идет по правой стороне тела. Одиночный канал оказывается у левой верхушки сердца, проходит через сеть каналов горла, проходит внутрь черепа и примыкает к левому глазу. Канала вкуса примыкает к правому глазу.
Всеобъемлющий канал располагается строго посередине, а его верхнее окончание разветвляется на три конца, центральный из которых возникает на макушке головы в отверстии Брахмы. Через эти отверстия выходят каи, то есть измерения неконцептуального осознавания, под этим подразумевается определенный вид светоносной энергии, которую иногда можем видеть воочию, если посмотрим на яркое безоблачное небо и можно увидеть такие прозрачные кружочки, которые плавают в сфере нашего взора». В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» сказано : «Сцепленные звенья неконцептуального осознавания проявляются через врата Брахмы великого блаженства, то есть через верхнее отверстие центрального канала. Правое окончание центрального канала примыкает к правому уху и через него протекают кармические праны. Канал этот также имеет два тонких ответвления, подходящие к обеим ноздрям, через которые движутся кармические ветры вместе с их функциями. Через то окончание, которое примыкает к левому уху, возникает прана пробужеденности».
Иногда в практиках Ати-йоги, дзогчена можно встретить наставления, что нужно дышать через рот. И это наставление связано с тем, что считается, что через нос проходят кармические праны, они блокируют дыхание через нос. Но практически во всех йогических упражнениях в пранаяме мы дышим через нос, потому что здесь идет работа с относительными пранами и с относительными каналами.
Еще я упоминал, когда говорил про Ати-йогу, когда говорил про абсолютные каналы, я не уверен, что вы когда-нибудь услышите сведения про эти каналы, потому что у нас на территории [бывшего СССР] не дают практик, связанных со светоносными каналами. Тем не менее, этих каналов всего 4, иногда разделяются на 5 и называются они следующим образом: «великий золотой канал кати», «кати» - это даже не санскритское слово, я не знаю откуда, из какого древнего языка оно происходит. «Хрустальная трубка», следующий канал - «белая шелковая нить» и канал «естественно свободной пустоты». Когда они разделяются на 5, то канал «белая шёлковая нить» разделяется на два - собственно «белая шелковая нить» и «тонкий вьющийся канал». Потому что это окончание сети светоносных каналов как раз в том месте, где они прошли через череп и подходят к двум глазам, и вот тот канал, который подходит к правому глазу, уже называется «белая шелковая нить», а тот, который подходит к левому глазу, называется «тонкий вьющийся канал». Это что касается каналов.
Что касается пран. Праны в общем разделяются на кармические праны и на праны мудрости, пробужденности, которые называются джняна-праны. На тибетском это ле лунг и еше лунг. У среднетатистического взрослого человека за сутки через тело протекает 21 600 пран. Это в общем очень условно и относительно связано с количеством дыханий, которое может быть у человека за сутки. Но это очень приблизительно соответствует. У пожилых людей на 60 пран протекает меньше, а у детей и у людей в ранней молодости появлется на 60 пран больше. Соответственно праны эти бывают тоже разных типов, эмоциональные, грубые эмоциональные, нейтральные, праны пробужденности и есть еще такие, которые называются грубый или массивный ветер и сбалансированная прана. И вот эмоциональные праны, или ветры, движутся с интервалом в 60 дыханий,
грубые эмоциональные праны движутся с интервалом в 120 дыханий,
грубые массивные праны движутся с интервалом 360 дыханий,
сбалансированные праны движутся с интервалом 120 дыханий
и праны пробужденности или мудрости с интервалом 20 дыханий.
Некоторые из вас слышали, что есть традиция в тибетском буддизме выполнять ретрит, который длится три года и три месяца. Выполнив такой ретрит, люди потом становятся ламами. В этом есть своя техническая подоплека, в том, что это минимальный срок, который технически требуется для того, чтобы человек достиг полного просветления. Для этого он должен трансформировать все эмоциональные, грубые и нейтральные праны в праны пробужденности. Если он будет это делать на протяжении 23-х с половиной часов в сутки, - трансформировать негативные праны в праны пробужденности, то тогда он достигнет просветления. И под этим подразумевается какая-то фикция, что нужно сидеть и каким-то образом заниматься какой-то алхимией. Под этим подразумевается вполне себе логичная практика, где человек утаивает праны, которые поступают через правый и левый энергетический канал, помещает их в центральный канал, и, когда он их туда помещает, происходит трансформация из нейтральных или эмоциональных грубых пран в праны пробужденности. Также этого можно достичь и без каких-то дыхательных энергетических практик, если человек способен всё время оставаться в полностью реализованном состоянии природы своего ума, то есть в просветленном состоянии, в своем естественном состоянии. И если человек будет это делать 24 часа в сутки (я сказал 23 с половиной, потому что у нас какое-то количество дыханий само по себе уже содержит праны мудрости) Одно дыхание через 20 - содержит в себе праны мудрости. Его не надо трансформировать. На практике далеко не все люди, которые попадают в трехлетний ретрит, могут себе позволить 24 часа в сутки находиться в осознавании просветленной природы ума или заниматься такими упражнениями с пранаямой, чтобы помещать прану из правого и левого канала в свой центральный канал. Поэтому и не достигают полного просветления.
Еще праны разделяются на движущиеся вверх и на нисходящие вниз. Это уже идёт разделение относительных нейтральных пран, которых у нас в сутки протекает по телу 15400. И это идет разделение пран на их относительные функции. Те, которые движутся вверх, - отвечают за дыхание, разнесение кислорода по организму, а вместе с ним - за разнесение питательных веществ через кровь. А нисходящие вниз - это праны, которые отвечают за функции выведения из организма всех продуктов переработки, соответственно, всего того, что у нас выходит через нижние отверстия и что выходит вместе с потом.
Те праны, которые мы называли чистыми, или праны мудрости, или пробужденности - представляют собой тонкое чистое излучение 4-х элементов: Воды, Земли, Огня и Пространства. Это такие тонкие аспекты четырех элементов, которые связаны с излучением пятикратной мудрости, которая у нас присутствует в сердце. Считается, что у нас в сердце расположена мандала изначальной мудрости, или мандала осознавания. Мандала Веленской Основы. И из этой мандалы, как из центра нашего психофизического бытия, исходят излучения самой чистой энергии. Излучение осознавания. Если бы эта энергия доходила до нашего мозга в том виде, в котором она исходит из нашего сердца, тогда можно было бы сказать, что мы бы находились постоянно в просветленном состоянии. И вот эта энергия, в том виде, в котором она исходит из нашего сердца, это как раз те чистые аспекты четырех элементов, которые связаны с пятью изначальными мудростями. Но там по дороге происходит некий казус с этой энергией. Когда она попадает в канал, который связывает сердце с легкими, в этом канале она смешивается с кармической праной, которая поступает у нас через ноздри и заходит в легкие, и там происходит смешение этих двух пран и потом, дальше эта прана уже поступает к нам в мозг уже в искаженном виде, не в виде чистой праны мудрости, а в виде уже кармической праны. Поэтому кармические праны иногда еще называют кармическими с той точки зрения, что они искажают ту изначальную чистую часть энергии и транспортируют уже энергию ( это та же самая энергия) дальше в мозг и потом уже она расходится по телу в виде кармических пран.
Когда мы говорим об этой сердечной чакре как о месте расположения изначальной мудрости, мы говорим очень метафорически. Мы говорим о том, что сердце является дворцом пребывания изначальной мудрости. У него есть определенное количество ворот или дверей, через которые излучается свет этой изначальной мудрости . Нужно понимать, что та изначальная мудрость, или осознавание, которая находится у нас в сердце, не является чем-то материальным. Никто в тибетской тантрической физиологии не утверждает, что если мы вскроем сердце, то увидим там какой- то источник света. То есть это очень тонкое измерение. А когда мы говорим о каких-то энергетических каналах, пранах, бинду, - это всегда то, что мы не можем увидеть своими глазами, как какое-то физическое измерение. И в данном случае мы говорим об источнике всего нашего психофизического бытия. То есть у нас в сердце расположен источник всей нашей активности. И нашей ментальной активности, и нашей физической активности. И из этого источника излучается некая энергия в виде света. И те каналы, про которые мы говорим, энергетические каналы, в том числе каналы света, которые идут от сердца, это линии, которые никогда невозможно увидеть обычным глазом. Мы надеемся на то, что когда передаем такие учения, люди приходят подготовленные, готовые к тому, что многие вещи объясняются на символическом, или метафорическом уровне...
Сарва Мангалам!
На Благо всех живых существ!"