Вопрос: существует ли какая-нибудь пища в тонком мире? И правда ли то, что мы являемся пищей для богов, которым мы поклоняемся?
Гуруджи: обычно астральные сущности, обладающие ваю-шарира, питаются запахами. Нет, мы не обязательно еда. Нет, забрать у вас силу - могут, съесть - нет. Они уже мертвы - что они могут вам сделать, кроме как хорошо напугать? Но если заберут у вас силу или энергию - вы станете их рабом.
Вопрос: мы настолько ничтожны во всей Вселенной - так почему же люди считают себя высшими существами?
Гуруджи: я думаю, каждая бактерия, живущая на вас, считает себя венцом творения. Мы должны понимать собственное место во Вселенной. Мы как бактерии живем на теле Матери-Земли. Не более чем. А великим себя считает каждый, и не только люди. Каждое существо считает себя самым лучшим.
Хорошо, когда вас поддерживают духи. Любой ваш предок помогает вам. И если дух находит возможность отправиться вместе с вами в паломничество - это хороший знак и хорошая карма.
Вопрос: а как происходит это с вашими учениками?
Гуруджи: все большее количество духов будет искать в вас поддержку. Они не причинят вам вреда - они станут вашими друзьями.
Вопрос: возможно ли, чтобы какой-то дух хотел причинить нам вред?
Гуруджи: обычно такого не случается. Они хорошо осведомлены о йогах. Но не о йога-тичерах.
...Для нас очень тяжело слушать правду. Все мы любим милую ложь. Мы ей верим намного больше, чем жесткой истине. Так работает наш ум - он делает все для того, чтобы только чувствовать себя комфортно.
Вопрос: но если я скажу, что практикуя йогу, я все время счастлив - это будет ложью; иногда мне грустно, иногда я в ярости...
Гуруджи: будьте аккуратны, когда говорите правду всем подряд. Просто скажите, что у вас все хорошо.
Вопрос: иногда мне кажется, что они боятся правдивых ответов.
Гуруджи: это так. Простите их - они всего лишь люди.
------------------------------------------------------------------------------------
Вопрос: мы не учим йоге - просто преподаем физкультуру. Мы можем сделать тело сильным и гибким.
Гуруджи: это честно, и вы понимаете отличие одного от другого.
Существует только одна книга во всем мире, в названии которой есть слова «Хатха Йога», и она не о фитнесе. Та же история и с йогатерапией: это - лечебная физкультура, но никак не йога. Сейчас они даже с чакрами работают. И у большинства свадхистхана чакра активирована больше всех остальных. Йогины были редкостью всегда - и всегда будут редкостью.
Я не знаю ни одного критического отзыва на мои комментарии. Все просто хранят молчание.
Вопрос: мы выкладывали анонс Хатха Йога Прадипики на нескольких «йога-сайтах» - так его просто удалили
Гуруджи: это значит - они боятся. Для них это слишком. Они знают о книге, но боятся ее признать. Но нам не нужно волноваться, что они о нас думают; пусть они переживают, что мы о них думаем. Йога продолжает становиться все более популярной.
ЙОГА - буквально можно перевести это слово как «союз», что большинство и делает. Но также большинство считает, что это союз атмы и Параматмы, вас и бога. А я - простой приземленный человек, и я считаю, что это союз вашего тела и духа. И когда йога постоянна - вы будете вместе навсегда.
Только в Крия йоге - или в Хатха йоге - вы призываете собственный дух и видите его перед собой; даже если вам требуется много лет для понимания, ЧТО вы перед собой видите. Даже если ваш Гуру постоянно вам говорит - это ваш дух, это ваш дух - все равно ваше сознание это не регистрирует.
Только после многих лет наблюдения ваше сознание наконец это признает - и тогда ваш дух начинает общение с вами. Он обладает собственным сознанием, помните об этом. И когда вы подружитесь - без всяких техник он будет с вами 24 часа в сутки. Вместе навсегда.
Йога - это искусство, а не просто техники.
Вопрос: мы когда делаем кумбхаку на йога-классах…
Гуруджи: это просто дыхательные упражнения.
Вопрос: но они подходят для обычных людей?
Гуруджи: кхечари - не для обычных людей. Пусть продолжают делать, что они там делают. Обычные люди делают обычные вещи. А если они достаточно заинтересованы - они найдут правильный путь.
Хатха Йога Прадипика - книга для йогинов высокого уровня, не для новичков - они ее просто не поймут.
Вопрос: но там же много разных пранаям, которые можно делать без кхечари?
Гуруджи: Хатха Йога Прадипика - УЧЕБНИК Крия йоги. Внимательно читайте название!
Вопрос: но можно делать дыхательные упражнения оттуда?
Гуруджи: там нет дыхательных упражнений. Там есть практики Крия-йоги, которые вы получаете, только когда вы к ним готовы. Вы не можете выучить эти техники, просто придя на йога-класс. И так будет всегда.
Даже обычные люди со мной согласятся, что слишком много общения с обычными людьми очень утомляет. А йоги обладают повышенной чувствительностью. Но если честно - найти обычного человека практически невозможно. Каждый обычный человек твердо верит, что он уникален. Никто не может признать, что он - обычный человек. Кроме меня.
Вопрос: Вы все время говорите, что Вы обычный приземленный человек.
Гуруджи: это самореализация.
Вопрос: а что за новая Ваша книга (О Горакхбодхе)?
Гуруджи: до этого никто не давал комментариев на диалог Матсьендранатха и Горакхнатха. А Хатха Йога Прадипика - справочник для йогинов высокого уровня. Как запись -напоминание. Вы можете сравнить мои комментарии с теми, что были написаны раньше - сколько недоразумений из-за них возникло. Классическая ошибка, которую мы часто обсуждали - Махаведха. Вообще по другому делается. И хотя в описании все буквально - кто может это понять? Как и с нади шодханой: нужно ее выполнять в баддхападмасане, а если вы в баддхападмасане - руки у вас заняты, и как вы будете переключать ноздри для вдоха?
Вопрос: удивительно, что никто этого даже не замечает.
Гуруджи: потому что читают сразу комментарии.
Вопрос: на лекции по истории йоги нам говорили, что Шивананда и Кришнамачарья специально популяризировали йогу, потому что никто не интересовался настоящими техниками?
Гуруджи: мое им почтение.
Вопрос: а как Вы думаете - такая популяризация была нужна для йоги?
Гуруджи: возможно, да. Если посмотреть на это без предубеждений - даже несмотря на количество недоразумений, йога стала очень популярной. Я обращу ваше внимание на другой факт: Парамахамса Йогананда - единственный реализованный йогин, который был на западе. И он не учил нади шодхане или асанам. Он говорил о Самадхи и Крия йоге. А после его материального успеха - он был очень известным, еще и миллионером - но он демонстрировал Самадхи, и его тело не разлагалось даже после смерти; большего не показывал никто.
Так вот, после его материального успеха множество любителей асан из Индии поехало на запад - и так началась неразбериха. Но если посмотреть на картину в целом, даже те, кто ехал за деньгами и построением личной империи - все равно сделали хорошее дело. Хоть чему-то хорошему они учили. Конечно, все ради денег и сопутствующих им благ - но йога в итоге стала очень популярной.
Каждый аспект йоги, от чакр до кундалини, обсуждали все кому не лень, но очень немногие говорили о самадхи. После Йогананды я даже не могу никого назвать, кто бы открыто об этом говорил и демонстрировал. Ну по крайней мере как физкультура - йога очень популярна.
Но даже если это просто физкультура - любой психолог вам скажет, что все, что делает ваше тело - отражается на вашем сознании. Даже если человек занимается ей, как фитнесом - делает всякие позы - они влияют на его сознание, а так как они повлияли на сознание - решения и социальная жизнь такого человека будут меняться в лучшую сторону. И поэтому все, что было сделано - было сделано при поддержке высших сил, потому что без их поддержки подобная популярность просто невозможна.
«Автобиография йога» - очень сильная книга, наполненная настоящей духовной силой - мой путь тоже начался с нее. Я прочитал ее в 1978, и она полностью изменила мою жизнь. Ее нельзя сравнить ни с одной другой из книг. Йогананда умер в возрасте 59 и был в отличной форме. Кто кроме йогина может счастливо улыбаться за час до смерти? Какие еще нужны доказательства? Я думаю, что по сей день он - единственный реализованный йогин, побывавший на западе. Его отправил сам Бабаджи. И после его рассказов о Бабаджи - Бабаджи стал неимоверно популярен.
Вопрос: но сейчас у его школы нет Гуру?
Гуруджи: нет, они считают его своим Гуру и все делают его именем. Его общества распространились по всему миру - они есть более чем в 120 странах.
О нем есть фильм - «Пробуждение», очень трогательный. У него было множество проблем в Америке, против него даже были судебные процессы. Но как видите, сейчас его имя ничего не беспокоит. И он не был йогатичером. Он был йогином. Это - большая разница.
Вопрос: а в чем разница между йогином и йогатичером?
Гуруджи: Йогин - это человек, ведущий йогический образ жизни, полностью посвятивший себя дисциплине йоги и практикующий йогу согласно наставлениям своего Гуру. Такой человек - йогин.
Йога-инструкторы - это те великие люди, которые научились делать асаны и распространяют их среди тех, кто хочет привести себя в форму, снять стресс или просто чувствовать себя хорошо. И они с этой задачей отлично справляются. Но их нельзя считать йогинами. Быть йогином - очень сложная штука. Я еще не видел йогина, дающего классы по йога-асанам.
Вопрос: но в России их множество.
Гуруджи: они - йога-инструкторы. Вы спросили меня о йогинах - и я объясняю вам, в чем разница. Я - йогин, и я не веду классы по позам йоги. У меня другой образ жизни.
Вопрос: у йогина должен быть такой образ жизни, как в Хатха йога Прадипике?
Гуруджи: в большинстве случаев - да.
Вопрос: можно ли сказать, что йогин - это тот, кто достиг Самадхи?
Гуруджи: Йогин - это человек, получивший посвящение в традицию от Гуру, принадлежащего парампаре, и который посвящает все свое время достижению Самадхи, а не работе или чему-то еще. Такого человека называют йогином. А того, кто достиг самадхи и вышел за его пределы, называют реализованным йогином.
Йогинов никогда не было много. Но сейчас я думаю их будет больше, учитывая популярность йоги. Ничего не происходит без причины.
И как я вам говорил, слово «поза» - это не прямой перевод слова «асана».
«Асана» означает то, на чем сидят. И что это значит: принимая разные положения тела, вы его предлагаете в качестве сидения для своего духа, чтобы ему было комфортно находиться внутри вас. Это - основная идея асаны. Поза - это упражнение. «Стхирам сукхам» - удовольствие в неподвижности( устойчивости) - это асана, то где ваш дух может сидеть комфортно.
Нужно понимать это слово намного глубже, чем просто поза.
Вопрос: чакрасана - это не стхирам сукхам?
Гуруджи: почему нет? Если вы можете в ней находиться 3 часа 36 минут - ваш дух будет просто счастлив. Или в маюрасане - в любой из асан. Они - просто кресло для духа. 3 часа 36 минут - это время, когда асана становится завершенной, а дух спокоен и в гармонии - с вами и с асаной.
И поэтому слово «поза» совершенно не отражает значения слова «асана». Положение тела - можно так сказать, но асана - это сидение.
Вопрос: йога занимает много времени.
Гуруджи: мы проводим в этом всю жизнь. Мне 59, и я до сих пор безработный. Это еще одна сторона жизни йогина.
Но теперь Бабаджи открыл йогу всем - он говорил, вы можете работать, заниматься бизнесом, заботиться о семье - и практиковать йогу от всех в секрете. Чего можно еще желать? Вам не нужно уходить из общества, жить в джунглях и носить только набедренную повязку и практиковать йогу - вы можете в это же время жить в обществе и поддерживать свою семью. Вам просто нужно организовать свое время. Также это экзамен для вашего намерения стать йогином и достичь какого-то духовного опыта. Это - огромный шаг в эволюции йоги. До этого домохозяевам было запрещено практиковать йогу. Это - начало нового этапа.
Вопрос: организовать время - это самое сложное.
Гуруджи: если у вас сильный ум, сильная воля и сильные амбиции - сильный человек легко организует свое время. В противном случае время организует вас.
Вопрос: мне говорят - о, время - это мой враг, я никак не могу его организовать и все время опаздываю.
Гуруджи: со временем лучше дружить. Не считайте его своим врагом - и все у вас получится. Вы должны понять, что это не мы убиваем время, а наоборот - время убивает нас. Просто чтобы вы знали. Поэтому дружите со временем.
http://guruji.com.ua/novosti/darshans20174rus.html