Монастырь Дуньхуан, Могао, Китай
Среди безумия мира сего, всеобщего раздрая и бессмысленных разговоров я нашёл отдохновение души в безмолвных линиях фресок Дуньхуана.
Это совершенно уникальная живопись в истории буддизма, и впервые я поражён своебычностью её - на фоне догмата прорисовок тибетских тханок и совершенно не впечатляющего, сиречь вторичного искусства Гандхары.
Кажется, будто линии фресок вторят линиям песков в округе:
И такие нежные цвета...
Фрески Дуньхуана это своеобразное скрещение китайского и индийского стилей.
Просветление под деревом бодхи и нападение воинства Мары Сына Небожителя
Справка: Уезд Дyньхyан нахoдится в пpoвинции Ганьсу. Пeщepы Дyньxyана - Мoгaoкy (дpyгoе нaзвaние Цяньфoдyн) в дpевнocти были oдним из наибoлee священных цeнтpoв бyддизма, а сeйчас известны всeмy миpу кaк сoкpoвищница дpевнегo искyсства Kитая. B 480 пeщepax сoxpаняются дpaгoценныe oстaтки живoписи, скyльптypныx пpoизведeний и пoстpoек пepиода oт династии Сeвеpнaя Bэй (386-534 гг.) дo днacтии Юань (1280-1368 гг.).
Пещера тысячи Будд - другое название этого монастыря
В свое время Дуньхуан был одним из центров на пути караванов по Великому Шелковому пути.
Наряду с караванами через Дуньхуан шли и паломники, распространяя учение Будды. Так в этих краях в 4 -м в.н.э. возник монастырь Цяньфодун - Пещера тысячи Будд. На протяжении тысячи лет, с 4-го по 14-ый в.н.э., в этом месте работали настоящие искусники, cоорудившие сотни пещер, расписавшие их стены прекрасными фресками (площадью 42 000 кв.м.), создавшие скульптурные изображения. (
marmara-calypso)
Мастера и художники, проделавшие весь этот огромной труд, были не только из Китая. Наряду с ними трудились и выходцы из других краев - совр. Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, Монголии, Цетрально-азиатского региона (в документальных источниках отмечены Фергана, Самарканд (терр. совр.Узбекистана), Джамбул (Тараз) (совр.Казахстан), Талас (совр.Кыргызстан).