Высокие отношения))

May 06, 2016 16:34



13-й Далай-лама Тубтен Гьяцо (1876 1933)

Встретил тут сведения, несколько удивившие меня и в то же время укрепившие в недоверии официальным буддийским институциям (воистину - институции и знание вещи совершенно разные). Речь о скандальном и оскорбительном отношении Богдо-гэгэна 8-го к Далай-ламе 13-му в ту пору, когда Далай-лама вынужден был скрываться от англичан и китайцев в монгольской Урге (в 1904 году). Это сведения приведены в документальной книге И. Ломакиной "Великий беглец".

"В то время возрастал поток паломников-буддистов к нему (к Далай-ламе) в Ургу. Множились пожертвования в его (а не богдо-гэгэна) казну. Люди дарили Великому ламе все самое лучшее, дорогое, диковинное. В декабре 1904 года российский консул В.Ф. Люба шлет паническую телеграмму начальству: «Далай-лама просит разрешения отправить Государю Императору приветственный подарок и дикую верблюдицу. Прошу указаний, что ответить». Судя по тому, что эта дикая верблюдица будет прохаживаться за монастырской оградой монастыря Гандан возле пристанища высокого гостя и через полгода, одобрения из Петербурга не последовало.

И за те девять месяцев, что проведет Далай-лама в Урге, богдо-гэгэн не только не пожелал как-то скрыть растущую неприязнь к нему, но и всячески принародно старался его оскорбить. Он и не встретил главу буддийского мира у ворот своего города, и, хотя напористого Дэ-лина уже сменили в Пекине на вежливого, обходительного Ян-Чжи и богдо- гэгэну нечего было ссылаться на конфликт с амбанем (губернатор - кит.), он заехал к Далай-ламе как бы ненароком на четвертый день не только со своей любовницей Дара-эхэ, но и, как утверждала молва, в подпитии. Вынужденный пригласить Далай-ламу со свитой к себе во дворец (даже лошадей прислал за ними), пересилить себя не смог и вел себя так, что визит был коротким. Облегчения городу, ждавшему разрешения начавшегося противостояния, он не принес. Потом богдо велел выбросить из храма трон, поставленный для Далай-ламы рядом с его троном, и не только не приглашал высокого гостя на празднества и «не замечал» затопивший Ургу поток паломников, но и открыто предпринимал шаги к выдворению ненужного ему гостя.

Богдо шлет богатые подарки в Пекин. Он решается на гурум - религиозное действо, способное умилостливить богов и избавить его от непрошенного гостя. Об этом дневниковая запись Ф.И.Щербатского 16 июня 1905 года: «Узнал от одного китайца, что будто бы в Хурэ служили гурум, дабы избавиться от присутствия Далай-ламы по предложению гегена. Сделана была очень красивая башня (Сор, то есть ярко раскрашенная трехгранная пирамида из теста, сделанного из дзамбы, поджаренной ячменной муки. Ею ламы привлекают духов, чтобы потом их сжечь вместе с Сором), увешанная хадаками и
прочими украшениями. Сам Лама сделан из соломы и одет в красивые одежды, затем верблюд, бык и козел - все это на площади позади Хурэ, где гегеном дорога поставлена, богиня (в тексте так; возможно, это было изображение Лхамо, покровительницы Лхасы - И.Л.) сожжена, а Далай-ламы шапка попала в огонь, остальное разодрано и тоже брошено в огонь, животные же увезены обратно».

УПД: Об этих "высоких отношениях" писал и русский посол в Пекине Игнатьев.



8-й Богдо-гэгэн
Previous post Next post
Up