О формировании мантрой - ветров

Feb 24, 2016 20:01



Перечитывал запись беседы Алекса Берзина по поводу сущности адхиштханы (благословения) и обнаружил забавную вещь. Речь о том, что практика мантры формирует ветры тонкого тела. В старой школе (ньингма) считается, что это верно для любой практики мантр - если вы овладеваете силой мантры, или, как говорят, объединяете мантру со своей праной, то формирование праны через мантру неизбежно. Меж тем, Алекс Берзин излагает точку зрения школы гелуг так, будто формирование ветров посредством мантры происходит лишь на уровне практики этапа дзогрим и относится исключительно к ваджрной рецитации.

Но штука в том, что объединение мантры с нашей праной возможно всегда - при наличии, конечно, необходимых сопутствующих условий в потоке ума человека, в развитии его тонкого тела и во внешних условиях, таких как время, качество места и т. д. Есть даже вполне конкретные наставления о ритме чтения той или иной мантры и соединении этого с циклом вдох-выдох-задержка. И главное: звук мантры это и есть корень проявления божества и мандалы. Звук, а не манипуляции с сознанием зрения в визуализациях. То есть, даже если вы реализуете шаматху на божестве, не читая совсем его мантры, толку от этого будет мало. Тогда как реализацию мантры можно обрести даже вне визуализации соответствующего божества - лишь на основе преданности этой тантрической передаче.

Что до ваджрной рецитации, или, как иногда называют, ваджрного дыхания, то я уже приводил примеры сущностных наставлений на этот счет Намкая Норбу Ринпоче и Гарчена Ринпоче, это есть в Сети. Конечно, в дзогриме функция этого упражнения несравненно глубже, нежели интеграция с созерцанием в обыденных условиях ходьбы или сидения. Поэтому приведу кусок беседы по теме и соответствующие наставления по стадии дзогрима.

Итак...

"Вопрос: Что касается принципа действия мантры, я понимаю теорию о том, что она придаёт форму тонким энергиям-ветрам, и это приводит к возникновению определённых состояний ума, а также то, как благодаря мантре, тонкие энергии-ветры входят в центральный канал и растворяются в нём, что даёт доступ к тончайшей энергии-ветру и уму ясного света.

Алекс: Хотя подобные теории о практике мантр существуют, по каким-то крайне странным причинам в некоторых местах, как в Индии и Непале, так и на Западе, эти учения дают редко. Хотя некоторые геше и кхенпо во всех четырёх тибетских традициях получили образование в уважаемых монастырских университетах, по некоторым странным причинам они зачастую объясняют только другую теорию работы мантры - что она работает с помощью «благословения» (или это слово использует переводчик). Они говорят, что, читая мантру, мы получаем благословение, потому что мантра наделена силой просветлённой речи будд.

Вопрос: Я действительно сбит с толку. Есть ли причина, почему теорию придания формы энергиям-ветрам объясняют реже, чем теорию «благословения»?

Алекс: Объяснение, что мантры придают форму энергиям-ветрам, чтобы благодаря этому они вошли в центральный энергетический канал, находились и растворились в нём, - основано на учениях о ваджрной рецитации (rdo-rje bzlas-pa). Это очень продвинутая практика, которой занимаются на стадии уединения речи (ngag-bden) завершённой стадии (rdzogs-rim) практики ануттарайога-тантры. Полное объяснение уединения речи и ваджрной рецитации приводится в таких текстах, как «Светоч, проясняющий “Пять стадий”» (Rim-lnga gsal-sgron) - комментарий Цонкапы на текст Нагарджуны «Пять стадий» (Rim-lnga, санскр. Панчакрама) о пяти этапах практики завершённой стадии «Тантры Гухьясамаджи». Так как это исключительно продвинутая тема, её мало кто изучает и преподаёт. Тем не менее, поскольку основной принцип этой практики может помочь западным людям лучше понять смысл повторения мантры, я упоминаю его, объясняя теорию мантр".

И вот выдержка из учения о ваджрной рецитации на материале комментариев к тантре Гухьясамаджа Янгчена Гавэ Лодой:

"Благодаря применению ваджраджапы для проявления естественного резонанса втягивания (в центральный канал - прим. Нандзед), удержания и выпускания ветров с тремя слогами ваджрамантры ОМ Ах ХУМ, узлы, стягивающие канал выше и ниже сердца, развязываются. Благодаря этому ветра выше и ниже угасают в сердечном канале и, как следствие, возникает мудрость сияния. Так происходит переход от особого тела к особой речи.

Этимологическое объяснение термина «особая речь»:

Этот термин служит названием йоги, которая обособляет самый тонкий ветер, источник речи, то есть отделяет его от обычного течения и неразлучно соединяет с мантрой.

Точно так же мы расстаёмся с обыденным представлением об обычной речи или дыхании, которое служит основой речи, а также с привязанностью к такому восприятию. Иными словами, самый тонкий ветер (дыхание), который является источником речи, обособляется, то есть избавляется от своей обыкновенности, от нашего привычного представления о нём. Нужно представлять, что его трёхтактное функционирование - вдох, задержка и выдох - происходит в естественном резонансе с тремя слогами ваджрамантры (ОМ Ах ХУМ)".
Previous post Next post
Up