Древняя легенда гласит, что Будда, путешествуя под видом простого жреца, посетил все четыре части света. А в дороге его сопровождал только маленькая коротконогая собачка, которая в мгновение ока могла превратиться в огромного льва, и тогда Будда ехал на нем верхом.
Лхасский апсо - очень древняя порода собак, известная более 2 тыс. лет. Порода собак Лхасcкий апсо происходит из Тибета, выведена на основе храмовых собак-сторожей. Их разводили и держали в качестве амулетов из-за схожести со львами, священными животными, символами господства Будды над царством животных.
Среди монахов Тибета существовало поверье, что в этих собак переселились души лам, не достигших Нирваны.
Далай-ламы дарили таких собак китайским императорам, тибетские собачки, стали прародителями ши-тцу
Тибетцы никогда не продавали своих собак, а дарили их, причем только щенков, в знак глубокого уважения или в качестве подарка за безопасный караванный путь в Китай, который продолжался от 8 до 10 месяцев.
Безусловно, собаки, сопровождавшие караван, были крупнее и крепче тех, которых дарили правители Тибета китайским императорам. Отсюда, может быть, и достаточно большая разница в размерах современных ши-тцу. Эти "караванные" собаки очень высоко почитались, но вряд ли были священными. Тем не менее, они тоже внесли свой вклад в развитие породы. С другой стороны, имеются сведения о том, что и китайских собак изредка привозили на Тибет, где их тоже высоко ценили. Во всяком случае, во дворце далай-ламы Тибета была "пара красивых китайских собак", которыми он очень гордился.
В 1908 г. далай-лама подарил в качестве символа признательности пару львиных собачек вдовствующей императрице Цыси (Tzu-Hsi). Она высоко ценила этот прекрасный подарок и проявила большой интерес к собакам и их разведению. В ее дворце содержалось около 100 пекинесов, но она очень строго следила за тем, чтобы эти две породы не смешивались, и сама наблюдала за их разведением и благоденствием. Уход за ними был поручен евнухам императорского дворца. Живописные портреты самых выдающихся животных были изображены на шелковых свитках. Цыси предпочитала "золотой" окрас (цвет китайского императорского дома) и разводила главным образом собак этого окраса с симметричными отметинами, уделяя особое внимание белому пятну на голове. Она считала ее отметиной высшего качества, сделанной самим Буддой. Эти львиные собаки были не только широко известны за пределами дворца, но, говорят, любого, незаконно завладевшего хотя бы одной из них, приговаривали к смертной казни. Однако, думается, что щенков, которые не подходили под строгие стандарты императрицы Цыси, евнухи тайно продавали за пределы дворца.
Так выглядит апсо на своей исторической родине (фото из Непала) Шерсть собаки скаталась в дреды.
После смерти императрицы разведению собак перестали придаватьважное значение. Молодой император не интересовался собаками, и разведение продолжалось евнухами уже по воле случая. По всей вероятности годами китайцы изменяли маленького тибетца, приводя его во все большее соответствие со своими представлениями о "львиной собачке": укорачивание носа и конечностей, расширение головы, удлинение шерсти. Возможно, имело место экспериментальное скрещивание с пекинесами, китайскими мопсами, мальтезами и другими маленькими собачками, которые были завезены в Китай из Персии, Турции, России.
По преданиям храмов Тибета, считается, что скрытый шерстью взгляд апсоможет прочесть самые сокровенные мысли человека. Эти собаки считались посланниками мира и благополучия. Издревле апсо является для тибетцев священной собакой - символом счастья, могущества и мудрости, живым талисманом, способным предупредить и отвести беду.
Апсо в переводе с тибетского означает "собака-часовой с рычанием льва". Сторож, лев, лай, коза, - названия лхасского апсо на родине, в Тибете.Лхасского апсо в древности называли: “Памятник мира и благополучия”. Сейчас его называют: “Собака-сейсмограф”, т. к. эти собаки славятся тем, что лаем и беспокойным поведением предупреждают о стихийных бедствиях, таких как землетрясения и лавины.
У лхасского апсо, кроме его многочисленных прозвищ, которые давали ему как путешественники, так и сами тибетцы, было и еще одно любопытное прозвище - “Обеденный воздыхатель”. Прозвали его так сами монахи, которые, заботясь о собственном желудке, долго и упорно учили собачек… громко вздыхать. “Сам о себе не позаботишься, позаботится о тебе только Будда”, - говорили они, отправляясь из монастырей в мир с проповедями и за подаянием. Миряне, жившие в достаточном отдалении от монастырей, как правило, принимали монахов довольно сдержанно, считая их попрошайками и бездельниками, и не спешили наполнить их сумы подаянием, а уж тем более предложить обед. Вместо этого, они предпочитали попросту побеседовать о волновавших их религиозных вопросах, а после этого вежливо проводить “святого человека” до дверей. Видя, что дело оборачивается не так как должно, монах, не прерывая разговора, извлекал из сумы собачку и выпускал побегать по дому. Несмотря на свое сдержанное отношение к монахам, миряне с большой симпатией относились к “маленьким Буддам”, как они ласково называли собачек. Обратив внимание на горестные вздохи, которые начинала издавать собачка по незаметному сигналу хозяина, хозяин не мог удержаться от вопроса, что же такое твориться с собакой. Получив ответ, что пост “маленького Будды” тянется уже слишком долго и он беспокоится о подаянии, ему волей неволей приходилось кроме собаки кормить и монаха, а кроме того, дать ему что- нибудь и в дорогу. Только очень черствый человек мог спокойно слушать горестные вздохи собаки и отпустить ее вместе с хозяином в дорогу голодной.
Ещё про лхасского апсо На протяжении долгих столетий император Китая жил в отдалении от своих подданных, для которых императорские дворцы были незнакомым миром. И в этом уединении и отлучении жили также животные. Таким образомразведение императорского любимца - карликовой собачкилхасского апсо - было предметом царских привилегий и для посторонних лиц строго запрещенным и недоступным.
Когда и как был выведен лхасский апсо - неизвестно. Жизнь и традиции старинной императорской династии не предоставляют возможность получить какое-либо представление. Поэтому о происхождении лхасского апсо рассказываются только сказки и легенды. За пределами китайской империи у нас о дворцовой собаке(другое название лхасского апсо) существуют лишь смутные представления (от него отличается сог-ши-тсу, китайская львиная собака, маленькая собачка, как предполагается тибетского происхождения, которая также жила долгое время в царских хоромах. Его длинную шерсть стригли таким образом, чтобы собачкабыла возможно больше похожа на льва с гривой). Только европейские корпуса интервентов, которые в 1860 году проникли в летний императорский дворец в Пекине, захватили для Европы этот оригинальный трофей - лхасского апсо. В частности в Англии начали вскоре в широком масштабе разводить эту породу. Таким образом бывший "императорский любимец" вскоре стал популярной и излюбленной комнатно-декоративной собакой.
http://www.bik-rif.ru/index.php?vm=27.view.244