Jun 17, 2015 17:21
В некоторых местах тибетского перевода «Ратна-гуна-самчая-гатхи» (гл. 1; 14) видья встречается в значении «существование» (тиб. йод). Правомерность такого прочтения текста указывает, на наш взгляд,
употребление в этом же предложении термина «сваямбху» (Самосущий), служащего постоянным эпитетом для Брахмы, бога-прародителя, источника всякого существования в брахманистской космологии, но в данном контексте означающего Будду (в более позднее время обычно Пратьекабудду).
Сбрасывание покровов с существования равносильно знанию (видья) его пустоты. Окутанная покровами видья сравнивается со скрытым облаками солнцем. Сравнение не случайное, учитывая этимологическую близость солнца (сурья) и пустоты (шунья). Во всех древних мифологических системах солнце выступает как великая порождающаяся сила, причина возникновения. Пратитьясамутпада же отождествляется с невозникновением. Диалектика возникновения и невозникновения являет собой сущность праджни, о которой идет речь. Ее истинный смысл доступен не всем, для многих он затемнен «облаками» приблизительных, неточных знаний, лишь подводящих к постижению подлинной истины.
В своих работах, в том числе в «Юктишаштике» (Доказательства в шестидесяти строфах), «Шуньятасаптати» (О пустоте в семидесяти строфах) и «Вьявахарасиддхи» (Доказательство [с использованием] условных определений), Нагарджуна доказывает, что правильное понимание учения о пратитъясамутпаде ведет к отказу от признания как «существования», так и «не-существования».
Герменевтика буддизма