Крия-тантра. Как, став «сосудом», соблюдать чистоту обязательств и обетов

Jan 19, 2015 20:54



В Разделе дисциплины видья-мантры «Сусиддхи тантры» говорится:

Разъясню дисциплину

начитывания тайных мантр,

соблюдая которую, начитывающие [мантру]

быстро достигнут сиддхи.

Мудрый практикующий

не проявляет нетерпимости

ни к какой тайной мантре, ни к какому божеству,

ни к великой [личности], начитывающей [мантру].

Мудрый сам не составляет

тайных мантр и ритуалов

и в душе не презирает

тех, кто по природе зол.

Ни словами, и ни в мыслях

никогда он не осудит

гуру, показавшего Мандалу,

даже если его поведение испортилось.

Мудрый в гневе не применит

видья-мантр для подавления,

связывания, уничтожения,

разрушения и мучения.

Тайных мантр он не возьмёт,

не имея разрешенья.

Зная ритуал, не передаст

тем, кто не выказал почтения.

Тантр знаток не скажет тайной мантры,

мудры не покажет, не научит

ритуалам тантр и Мандал тонкостям

тех, кто в Мандалу пока что не вошёл.

Что существ напоминает, то не ешьте,

не переступайте через что-либо,

похожее на предметы ритуала Мантры,

ни через какие-либо мудры.

Умный практикующий лекарствами

не пренебрегает, их оберегает,

не дает им загрязниться пылью,

не переступает через них.

Махаянисты и мудрецы

никогда не предаются спорам.

Услыхав о мощных бодхисаттвах,

[их способностей] не отрицают.

Силу мантры

на товарищах не пробуйте.

Из-за их ошибок малых рассердившись,

не наказывайте их сурово.

[А в период] совершения начитывания

не пойте, не танцуйте, не играйте,

не носите ожерелий и цветного,

не старайтесь выглядеть красиво;

[ни через кого] не перешагивайте,

откажитесь от любого шума, бега,

прыганья и всякого дурного

поведения неподобающего.

Практикующие истинную Дхарму,

избегайте лживых и жестоких,

недействительных, а также грубых,

распри сеющих словес, а также пустословия.

Не живите и не спорьте с иноверцами,

не читайте тайных мантр в присутствии

мясников и тех людей, которые

низкими делами занимаются.

Разумные в период чтения мантр

ни с кем не говорят без особой нужды -

только с помощниками; не умащают тела

растительными маслами и не едят кунжута.

Желающие сиддхи пусть совсем откажутся

от редиски, чеснока, соли, разных кислых продуктов,

кислой закваски, гороха, кунжутной закваски,

печенья, выпеченного в кунжутном масле, а также соевых бобов.

Читающим тайные мантры также следует

отказаться от всякой пищи «лжеводителей»,

остатков ритуальных угощений (торма),

крисары и молочного супа.

Не садитесь в повозки и подобное,

не наступайте на лотосы и подобное.

И пусть ваша нога не прикоснется

к выброшенным остаткам пищи.

Читающие тайные мантры должны отказаться

от всяческих привлекательных манер,

показного ношения обуви, зонтов

и всякого украшения тела.

Не трите ногу о ногу,

не потирайте рук,

не испражняйтесь и не мочитесь в воду

и даже вблизи неё.

Не ешьте ни из пригоршни,

ни из бронзового сосуда,

ни с [зелёного] листа. Кроме того,

мудрые не едят пищи, [вызывающей] страсть.

Мудрые практикующие

не спят с другими или

на грязных кроватях и топчанах,

а также навзничь или ничком.

Не ешьте снова и снова,

слишком мало или много,

не голодайте

и не ешьте сомнительной [пищи].

Не наслаждайтесь чудесным,

не глазейте на всякие представления,

не питайте страстного желания

распутничать с женщинами.

[В период] совершения ритуала чтения [мантр]

не проявляйте беспечности

ни телом, ни речью, ни умом

по отношению к пище и действиям.

Мудрый домохозяин,

читающий мантры,

не носит крашеной или

старой и дурно пахнущей одежды.

Не принижайте себя,

не злитесь на себя,

не предавайтесь унынию,

не позволяйте болезням вас одолеть.

Не переставайте [начитывать] тайную мантру,

если только [ваш учитель] не скажет [это сделать].

Не пренебрегайте [ее начитыванием] по заблуждению;

не ослабляйте усердия.

Тайную мантру следует читать

без отвлечения к постороннему,

не допуская много мыслей,

и без нечистых, страстных помыслов.

Не совершайте ритуалов [изгнания] злых духов,

защиты и обращения [злой магии врагов] против [них].

Начитывающие мантры не должны совершать

враждебных (букв: «ядовитых») ритуалов

ни при помощи своей мантры, ни через посредников.

Не используйте тайных мантр для других целей,

кроме [духовной] практики.

Не применяйте тайных мантр

для состязания или проверки.

Разумные начитывают [мантры] трижды [в день]

и трижды омываются...

Далее:

В восьмой, четырнадцатый

и пятнадцатый [лунные] дни,

а также половину месяца Показа чудес

практикующим следует совершать особые почитания.

Они должны почтительно усердствовать

в начитывании [мантр], огненном и [обычном]

подношениях, а также в соблюдении обетов

и, особенно, в добродетелях.

Еще сказано:

Начитывающие [мантры] должны всегда думать

о предписаниях дисциплины видья-мантры:

«Делайте это, не делайте того»,

а также о требованиях обетов.

Ни днем, ни ночью не будьте

привязаны к собственному счастью.

Не предаваясь лени, [думайте]:

«Сделав то, буду делать это».

Вечером исповедуйтесь в каждом [проступке],

совершенном по неосмотрительности,

а в содеянных ночью, исповедуйтесь утром.

Искренне радуйтесь своим добрым деяниям.

Практикующим следует усердствовать

в начитывании [мантр], сжигаемом подношении,

поддержании чистоты, лучших видья-мантрах,

сдержанности и дисциплине видья-мантры.

Говорят, что крисара - это жидкая каша, сваренная из смеси семян черного кунжута, бобов и риса.

О том, что не вошедшим в Мандалу нельзя давать мантры, говорится в «Общей [тайной] тантре»:

Если тот, кто Мандалы воочию не видел,

но начитывает мантру, - [тот безумец]

никогда не достигает сиддхи,

после смерти ждёт его дурная участь.

Тот же, кто учил его [бездумно]

ритуалам мудр и мантр [тайных],

нарушает обязательства тантриста

и отправится за это в Ад стенаний.

Поэтому никогда нельзя тому, кто не введен в Мандалу какого-либо из четырех [классов] тантр и не получил посвящения, практиковать [садхану] божества и т.п., опираясь лишь на ритуальное разрешение. Также нельзя давать ему мантры. О том, как очиститься от проступка, если совершил его, сказано в этой же [тантре]:

Если [ненароком вы] нарушили

указанные обязательства,

сто тысяч раз прочитайте

свою сердечную мантру,

или тысячу раз прочтите

дхарани неомраченного ума,

или совершите унимающее огненное подношение,

или же снова войдите в Мандалу.

Так старайтесь для очищения.

В Толковании Черного Врага - «Драгоценном светильнике», после перечисления этих обязательств, говорится:

Хотя эти обязательства собраны из Крия-тантр, пусть и йогины Великой йоги (Ануттара-йога-тантр) их исполняют, смотря по обстоятельствам места, времени и помысла. Не правы те, кто, называя себя йогинами Великой йоги, хотят быть нечистыми и развязными. В Крия-тантрах тоже оцениваются помысел и прочие обстоятельства:

Можно быть чистым, можно быть нечистым,

можно есть, можно и не есть,

можно умываться, можно и не умываться;

к реализации приводит памятование о собственном божестве.

Здесь и в других [местах] говорится о свободном усмотрении, но в большинстве случаев даже йогины Великой йоги не отступают от вышеуказанных обязательств.

То есть [перечисленные обязательства] должны исполняться не только посвященными в тантры Действия и Исполнения, но и последователями Высшей йоги. Посему, узнав об этих [обязательствах] и коренных падениях, старайтесь совсем не оскверняться коренными падениями. А если осквернились другими проступками, не оставляйте этого без внимания; исповедуйтесь в них и очищайтесь, согласно сказанному, что проступки, совершенные в дневное время, следует исправлять вечером, а совершенные за ночь, - [с наступлением следующего] дня.

Чже Цонкапа, "Агрим"

смысл, крия-тантра, наставления, обеты, ваджраяна

Previous post Next post
Up