Танец видьядхар. За пределами мыслей

May 05, 2014 14:51



Випашьяна в дзогчен становится процессом интеграции непосредственного осознания с движением. В этом соединении исчезает различие между осознанием и движе­нием. Мы совершаем движение не потому, что приняли решение сделать нечто; это двойственное поведение, ограничивающее нашу свободу. Но, соединяя разум и действие, мы становимся самим дви­жением. Действие становится спонтанным, ему не предшествует мысль или намерение. Но в то же время оно не слепое и не бессоз­нательное; в нем содержатся жизненность и полное осознавание. Танец Видьядхар - это не просто спонтанная игра энергии. Это также и "танец осознанности".

Даже пребывая в состоянии самадхи, мастер, достигший реализации (сиддха) мо­жет ходить, говорить, думать, рассуждать и делать все необходи­мое. Но, в отличие от обычных существ, он делает это с полным осознанием. При этом сиддха не просто в блаженстве переживает все происходящее, едва осознавая, что его окружает, подобно нар­коману, накурившемуся гашиша. Он точно и ясно воспринимает мир и свои действия в нем, видя их подобие отражениям в зерка­ле. Вся активность сиддха вращает­ся вокруг одного центра притяжения, этого неповторимого состо­яния истинного Осознания. Он движется по миру, подобно опытному танцору, стремительно летящему в танце сквозь много­людный зал, никогда не спотыкаясь, ни разу не задев окружаю­щих, постоянно осознавая все происходящее вокруг него.

Ригпа - это разумность, находящаяся за пределами как рассуждений (dpyad-pa), так и самого интеллекта (blo-gros). Целью всех прак­тик Дзогчена является умение сохранять внимательность и дей­ствовать разумно в любых ситуациях. В состоянии высшего созер­цания с максимальной эффективностью действуют как рассудок, так и интуиция. Состояние Дзогчен полностью свободно от всякой неясности, проистекающей из бессознательных импульсов настоя­щей и прошедших жизней. Это состояние, являющееся центром вся­кого существа, характеризуется двумя качествами: пустотностью и ясностью. Пустотностью - в силу полной открытости и отсут­ствия пределов и ограничений, когда все возможности присутству­ют одновременно. Ясностью же в силу того, что в нем присутствует не только ясная лучезарность, но также и разум.

Из комментариев на текст Патрула Ринпоче "Особые наставления Премудрого и Славного Царя"
Previous post Next post
Up