Випашьяна в дзогчен становится процессом интеграции непосредственного осознания с движением. В этом соединении исчезает различие между осознанием и движением. Мы совершаем движение не потому, что приняли решение сделать нечто; это двойственное поведение, ограничивающее нашу свободу. Но, соединяя разум и действие, мы становимся самим движением. Действие становится спонтанным, ему не предшествует мысль или намерение. Но в то же время оно не слепое и не бессознательное; в нем содержатся жизненность и полное осознавание. Танец Видьядхар - это не просто спонтанная игра энергии. Это также и "танец осознанности".
Даже пребывая в состоянии самадхи, мастер, достигший реализации (сиддха) может ходить, говорить, думать, рассуждать и делать все необходимое. Но, в отличие от обычных существ, он делает это с полным осознанием. При этом сиддха не просто в блаженстве переживает все происходящее, едва осознавая, что его окружает, подобно наркоману, накурившемуся гашиша. Он точно и ясно воспринимает мир и свои действия в нем, видя их подобие отражениям в зеркале. Вся активность сиддха вращается вокруг одного центра притяжения, этого неповторимого состояния истинного Осознания. Он движется по миру, подобно опытному танцору, стремительно летящему в танце сквозь многолюдный зал, никогда не спотыкаясь, ни разу не задев окружающих, постоянно осознавая все происходящее вокруг него.
Ригпа - это разумность, находящаяся за пределами как рассуждений (dpyad-pa), так и самого интеллекта (blo-gros). Целью всех практик Дзогчена является умение сохранять внимательность и действовать разумно в любых ситуациях. В состоянии высшего созерцания с максимальной эффективностью действуют как рассудок, так и интуиция. Состояние Дзогчен полностью свободно от всякой неясности, проистекающей из бессознательных импульсов настоящей и прошедших жизней. Это состояние, являющееся центром всякого существа, характеризуется двумя качествами: пустотностью и ясностью. Пустотностью - в силу полной открытости и отсутствия пределов и ограничений, когда все возможности присутствуют одновременно. Ясностью же в силу того, что в нем присутствует не только ясная лучезарность, но также и разум.
Из комментариев на текст Патрула Ринпоче "Особые наставления Премудрого и Славного Царя"